Слайд 1
ФОРМИРОВАНИЕ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Слайд 2
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование
универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Слайд 3 Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения
учащимися социального опыта.
При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются,
применяются и
сохраняются в тесной
связи с активными
действиями самих
учащихся.
Слайд 4Умение учиться, т.е. способность субъекта
к саморазвитию и самосовершенствованию
путем сознательного
и активного присвоения
нового социального опыта.
Понятие «универсальные учебные действия»
Слайд 5 Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной
деятельности, которые включают:
1) познавательные учебные мотивы,
2) учебную цель,
3) учебную задачу,
4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Слайд 6 На что направлены УУД и какие возможности они дают учащимся?
Слайд 7Функции универсальных учебных действий:
обеспечение возможностей учащихся самостоятельно осуществлять деятельность учения,
ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для гармоничного развития личности;
обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков.
Слайд 8Виды универсальных учебных действий
коммуникативные
регулятивные
личностные
познавательные
Слайд 9УУД как новая цель обучения и воспитания
Регулятивные УУД (действия целеполагания, планирования,
прогнозирования, организации, контроля, коррекции, оценки и волевой саморегуляции).
Познавательные УУД (действия общеучебные, связанные с поиском информации, ее моделированием, структурированием, а также действия логические и действия постановки и решения проблем).
Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли, планирование и реализация сотрудничества, управление поведением партнеров, разрешение конфликтов).
Личностные УУД (действия смыслообразования, нравственной и эстетической оценки, личностного, профессионального и жизненного самоопределения).
Слайд 10Личностые действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить
поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Слайд 11ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Действия
нравственно-этического
оценивания
Действия
смыслообразования
(мотивация)
Действия
самоопределения
(внутренняя позиция)
Положительные нравственные качества
Адекватная оценка других
Навыки конструктивного взаимодействия
Осознанность
учения и личная ответственность
Понимание сущности усвоенного
Сформированная учебная мотивация
Адекватное реагирование на трудности
Адекватная самооценка
Рефлексия
Адекватное самовосприятие
Слайд 12Прогнозирование
Саморегуляция
Регулятивные действия
К ним относятся
Оценка
Планирование
Коррекция
Контроль
Целеполагание
Слайд 13Познавательные универсальные действия включают:
общеучебные;
логические;
постановку и
решение
проблемы.
Слайд 14Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой
информации;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Слайд 15рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
МОЩНИК
П . МИДОР П . СТУЧАЛ
П . РОХОД П . ГРЕМУШКА
На какие группы можно разделить слова?
Какие буквы пропущены в этих словах? Как объяснить выбор гласной? Как вы будете действовать?
Слайд 17Алгоритм действий:
Читаю слово.
Ставлю ударение.
Определяю в какой части слова пропущена буква (или
гласная вызывает сомнение):
- если в приставке, вспоминаю как пишется приставка;
- если в корне подбираю проверочное слово;
- если проверить нельзя, значит слово словарное, вспоминаю его написание или обращаюсь к словарю.
Пишу слово, вставлю букву.
Слайд 18
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия
моделирование – преобразование объекта
из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Слайд 19Во дворец доставили по 3 корзины с фруктами и сладостями. Масса
каждой корзины со сладостями 10 кг, а каждой корзины с фруктами 20 кг. Чему равна масса всех корзин?
Сл. – 3 к. по 10 кг ?
Фр. – 3 к. по 20 кг
10 10 10 10 10 10
?
20 20 20 ? 20 20 20
Слайд 20Логические универсальные действия:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез –
составление целого из частей;
выбор оснований и критериев для сравнения, серизации, классификации объектов;
подведение под понятие, выведение следствия;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Слайд 21
формулирование проблемы
самостоятельное создание способов решения проблем
Постановка и решение проблем
Слайд 22Коммуникативные действия
Обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других
людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Слайд 23
УУД
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками
управление поведением партнёра
постановка вопросов
разрешение конфликтов
Коммуникативные УУД
Слайд 24УУД
Регулятивные
Коммуникативные
Личностные
Познавательные
Действия постановки и решения проблем
Знаково-символические
Логические
Общеучебные
Умение слышать и вступать в диалог
Нравственно-этические оценивание
Самоопределение
Смыслообразование
Интергация в группу сверстников
Продуктивное взаимодействие и сотрудничество
Целеполагание
Планирование
Контроль
Коррекция
Прогнозирование
Оценка
Волевая саморегуляция
Слайд 25 «С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он
и заканчивается. Всё остальное в школе играет, хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая всё то, что закладывается в ходе уроков»
Ю.А.Конаржевский
Слайд 26 Какие требования предъявляются к современному уроку:
учитель
должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
Слайд 27вывод делают сами учащиеся;
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
времясбережение и
здоровьесбережение;
в центре внимания урока - дети;
планирование обратной связи;
урок должен быть добрым.
Слайд 28Подходы к конструированию урока:
Изменение целевой установки урока «дать образование» на установку
«образование как самореализация».
Изменение принципа репродуктивного усвоения материала на принцип продуктивности (системно - деятельностный подход в обучении).
Переход от «образования для всех» к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого ученика.
Переход от ЗУНовских ориентиров подготовки и проведения урока к компетентностному
Создание информационно-коммуникационной образовательной среды.
Внедрение системы индивидуальной и коллективной рефлексии – осознание выполненной деятельности.
Персонализированная система контроля результатов, учитывающая индивидуальные возможности и цели каждого ученика
Слайд 29 В связи с новыми требованиями перед учителем ставится
задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Слайд 30
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
Предъявить противоречивые факты, теории;
Обнажить житейское
представление и предъявить
научный факт;
Использовать приемы
«яркое пятно», «актуальность».
Слайд 31
Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода,
цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его
самостоятельности.
Значит, образовательная
задача состоит
в организации
условий, провоцирующих
детское действие.
Слайд 32 При подготовке урока учитель должен четко представлять себе, какие
универсальные учебные действия он должен
развивать
и каких результатов
достичь.
Слайд 33 Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось
как надежный путь кардинального повышения качества обучения.
Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе — научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.
Слайд 34
«Привить ребенку вкус к учению – лучший подарок, который мы можем
ему сделать»
С.Лупан