Презентация, доклад Формирование креативной компетентности

Содержание

Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Стандарты II поколения ориентированы на развитие УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (Асмолов А.Г. , Бурменская Г.В.,

Слайд 1Формирование креативной компетентности
Плотникова С.Н.,
учитель изобразительного искусства ГОУ СОШ № 53

г. Твери
Формирование креативной компетентности Плотникова С.Н., учитель изобразительного искусства ГОУ СОШ № 53 г. Твери

Слайд 2Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное

развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».
Стандарты II поколения ориентированы на развитие УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
(Асмолов А.Г. , Бурменская Г.В., Володарская И.А.)

Цели образования

Плотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. Твери

Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию

Слайд 3 - способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного

присвоения нового социального опыта;
- совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия – это:

Плотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. Твери

- способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; - совокупность

Слайд 41. Личностные
2. Регулятивные
3. Познавательные
4. Знаково-символические
5. Коммуникативные
Виды УДД
Плотникова С.Н., учитель

МБОУ СШ 53 г. Твери
1. Личностные2. Регулятивные3. Познавательные4. Знаково-символические5. Коммуникативные Виды  УДДПлотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. Твери

Слайд 5
Компетентность – это:
способность делать что-то качественно и эффективно;
совокупность знаний и

умений, способов выполнения деятельности
владение определенными компетенциями.
Компетенция – это обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение деятельности.
Ядром компетенции являются способность и готовность применить знания и умения при решении задач.
Вывод: Компетентность – это способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению своего места в мире, вследствие чего образование предстает как высокомотивированное и в подлинном смысле личностно-ориентированное, обеспечивающее востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости.



Компетентность

Плотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. Твери

Компетентность – это:способность делать что-то качественно и эффективно; совокупность знаний и умений, способов выполнения деятельности владение определенными

Слайд 6Труды Бенджамина С.Блюма, Д.Крэтхолла, Е.Симпсона и Гронлунда определили типы навыков, необходимых

в деятельности. Указанные типы навыков можно рассматривать как цели обучения.
Еще в 60-е годы 20 века была создана единая система критериев (уровней освоения навыков)
– таксономия Блюма.
Познавательные навыки
 1.Запоминание фактов
2.Уяснение значение (понимание)
3.Применение запомненного
4.Анализ содержания и формы
5.Синтез целого из частей
6.Определение ценности, важности чего-либо
Эмоциональные навыки
1. Пассивный: мобилизация внимания
2. Активный: обращение внимания и реакция
3.Оценка: наблюдение, реагирование, определение ценности и действие в соответствие с принятым решением
4.Организующие идеи: выбор, предпочтение одной ценности другой
5.Целесообразный образ действий: согласно выверенной шкале ценностей
Психомоторные (практические) навыки
 1.Идентификация: управление моторно-двигательной активностью – отбор, опознавание, установление различий
2.Реагирование: действие на основе идентификации. Движение, показ, проявление инициативы…
3.Имитация: повторение действия, выполненного другим. Взвешивание, нарезка…
4. Обретение опыта: формирование привычек. Выполнение действий на компетентном уровне
5.Действие на уровне эксперта: разработка хорошо скоординированных психомоторных навыков
6. Адаптация: изменение действий в связи с новой ситуацией
7.Созидание: выработка новых действий для решения проблем


Плотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. Твери

Труды Бенджамина С.Блюма, Д.Крэтхолла, Е.Симпсона и Гронлунда определили типы навыков, необходимых в деятельности. Указанные типы навыков можно

Слайд 7— творческие способности, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, а

также способность решать проблемы.
Согласно А. Маслоу — это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.
П. Торранс описывал суть творчества: творчество - это копать глубоко, смотреть в оба, слышать запахи, смотреть сквозь, протягивать руку в завтрашний день, слушать кошку, петь в собственном ключе...
Креативные люди имеют большую силу духа, стойки к конфликтам, умеют рисковать, работать на максимуме своих сил.

Креативность (от англ. create — создавать, англ. creative — созидательный, творческий) - способность к умственным преобразованиям и творчеству. Творчество – это рождение новых идей. Креативность– это претворение этих идей в жизнь.

Плотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. Твери

— творческие способности, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, а также способность решать проблемы. Согласно А. Маслоу —

Слайд 8Вера в себя и других (сильный дух и решительность)
Направленность
Уважение (это важно)
Ценность

окружающего
Готовность к активной деятельности
Работа на пределе возможностей
Способность решать проблемы
Знание методов творчества

Плотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. Твери

Вера в себя и других (сильный дух и решительность)НаправленностьУважение (это важно)Ценность окружающегоГотовность к активной деятельностиРабота на пределе

Слайд 9Существуют психологические инструменты измерения творческого (креативного) мышления; самый известный в мировой

психологической практике — Тест П. Торренса. Этот тест позволяет оценить:
вербальную креативность
образную креативность
отдельные креативные способности:
беглость - этот количественный показатель, в тестах чаще всего это количество выполненных заданий.
гибкость - этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому.
оригинальность - этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных.
способность видеть суть проблемы.
способность сопротивляться стереотипам.
Определение креативности http://www.psyworld.info/online-testy/oprosnik-opredelenie-tipov-myshleniya-i-urovnya-kreativnosti-brunera


Плотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. Твери

Существуют психологические инструменты измерения творческого (креативного) мышления; самый известный в мировой психологической практике — Тест П. Торренса. Этот

Слайд 101.Профессиональное призвание (профессиональные намерения).
2.Выбор (избирательная активность).
3.Потребность в профессиональном труде (готовность

к активности, вызванная нуждой в чем-либо).
4.Ценностные ориентации (осознание личных ценностей и их соответствия общекультурным).
5.Мотивация + мотивы профессиональной деятельности:
- понимания предназначения профессии; профессиональной деятельности; профессионального общения; проявления личности в профессии.
6.Целеполагание в профессиональной деятельности
( постановка и реализация самим учащимся = внутреннему саморазвитию) .
Ц = Ц1 + Ц2 +…
7.Профессиональные притязания (определяются самооценкой, определяют зону ответственности)
8.Профессиональные планы (овладеть профессией, добиться успеха, стать мастером…).
9.Понимание смысла профессиональной деятельности
( осознание значимости профессиональной деятельности лично для себя).
Зрелость личности определяется постоянным поиском новых смыслов.
10.Профессиональные установки (стремление овладеть профессией, добиться успеха).
11.Осознание отношений к труду, к миру, к себе, к другим (воспитанность).
12.Готовность к профессиональной деятельности (личностный вклад – что я могу?).
13.Профессиональная позиция (устойчивые системы отношений к профессиональной деятельности).
14. Профессиональный интерес (внешнее выражение того, что происходит в мотивационной сфере).
15. Профессиональная направленность как интегральная характеристика мотивации.

Формирование направленности “Главное в этом мире – не где ты сейчас находишься, а в каком направлении ты движешься.” Оливер Вендел Холмс

Плотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. Твери

1.Профессиональное призвание (профессиональные намерения). 2.Выбор (избирательная активность).3.Потребность в профессиональном труде (готовность к активности, вызванная нуждой в чем-либо).4.Ценностные

Слайд 11Анализ - процедура мысленного расчленения целого на части. Анализу подвергают явления,

процессы, предметы, которые мысленно разделяют на части, их образующие, выделяют отдельные элементы, составные части, признаки, свойства
Синтез - мысленное создание целого из отдельных элементов, частей или признаков. Если анализ дает знание по отдельным элементам, то синтез, опирающийся на результаты анализа и объединяющий эти элементы, обеспечивает возможность познания объекта в целом
Сравнение - мысленное выделение признаков сходства и различия в свойствах познаваемого предмета, явления, процесса
Абстрагирование - мысленное выделение основных существенных свойств и признаков познаваемых предметов, явлений, процессов при временном отвлечении от всех их остальных свойств и признаков
Конкретизация - мысленный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему, приведение примеров, иллюстраций, определенных (конкретных) фактов, подтверждающих общее теоретическое положение, правило, закономерность процесса или явления и т. п.
Обобщение - переход на более высокую ступень абстракции путем мысленного выделения общих и существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств

Интеллектуально-логические компетенции

Плотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. Твери

Анализ - процедура мысленного расчленения целого на части. Анализу подвергают явления, процессы, предметы, которые мысленно разделяют на

Слайд 12Генерирование идей
-способность предлагать нетрадиционные способы решения задач
-свобода от стереотипов мышления
-возможность

находить решения в казалось бы безвыходных ситуациях
Аналогия - от греч. analogia – соответствие, сходство), сходство предметов, явлений, процессов в каких-либо свойствах.
Умозаключение по аналогии – знание, полученное при перенесении свойств более изученного объекта на менее изученный, это источник научных гипотез
Фантазия - то же, что воображение – психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.
Преодоление инертности мышления
- инертность от лат. Iners – бездеятельностный, отсутствие активности деятельности мышления
Критичность мышления 
-умение разбирать (анализировать), обсуждать что-либо с целью оценки
-суждение о чем-либо, указание недостатков
-исследование, научная проверка достоверности, подлинности чего-либо
.

Интеллектуально-эвристические компетенции

Плотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. Твери

Генерирование идей -способность предлагать нетрадиционные способы решения задач-свобода от стереотипов мышления-возможность находить решения в казалось бы безвыходных

Слайд 13Одним из первых авторов, предложивших эвристические приемы решения задач, был древнегреческий

математик Папп Александрийский, выделивший приемы решения задачи от конца (цели) к началу (данным) либо наоборот. В дальнейшем Р. Декарт, Б. Больцано, А. Бине рассматривали различные операции творческого мышления. К. Дункер дал описание эвристических приемов мышления. Процессы решения творческих задач изучали Д. Пойа, Р. Линдсей, Д. Норман, Д.Х. Флейвел, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев, О.К. Тихомиров и др. В середине XX века проблемой разработки и применения эвристических приемов в процессе обучения стали заниматься педагоги А. Осборн, У. Гордон.
В отечественной науке эвристические подходы к решению творческих задач разрабатывают Г.Я. Буш, Г.С. Альтшуллер, Ю.К. Кулюткин, В.А. Андреев и др.
Известный физик Макс Лауэ сказал: «Не так важно приобретенное знание, как развитие способности мышления. Образование есть то, что остается, когда все выученное забыто».
Этапы развития способности мышления
И.Я.Лернер выделил 4 этапа, которые проходят все учащиеся:
1.Умение самостоятельно и доказательно делать один или несколько непосредственных выводов из одного какого-либо данного в условии задачи.
2.Умение доказательно прийти к нескольким параллельным (изолированным) выводам на основании нескольких данных в условии.
3.Умение сделать доказательство одного или нескольких опосредованных выводов из данных условия задачи.
4.Умение делать опосредованные выводы на основе выявления связи между данными в условии задачи.
Каждый педагог задается вопросом, как развить творческие способности учащегося. К сожалению ответов на этот вопрос очень немного.

Этапы развития способности мышления

Плотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. Твери

Одним из первых авторов, предложивших эвристические приемы решения задач, был древнегреческий математик Папп Александрийский, выделивший приемы решения

Слайд 14Плотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. Твери
Типы творческих способностей

Плотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. ТвериТипы творческих способностей

Слайд 15Плотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. Твери
Зоркость в поисках проблем
Нами

обычно воспринимается та информация, которая укладывается в рамки уже имеющихся знаний и представлений, остальное мы не замечаем, бессознательно отбрасываем. На восприятие влияют привычные установки, оценки, общепринятые взгляды, мнения. Способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного - нечто большее, чем просто наблюдательность.
Плотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. ТвериЗоркость в поисках проблемНами обычно воспринимается та информация, которая укладывается

Слайд 16Плотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. Твери
Способ кодирования информации  
Мы

имеем склонность к использованию тех или иных кодов информации: зрительно-пространственных, словесных, цифровых, акустически-образных и т.д. Нужно помочь учащемуся «найти себя», понять, какие символы, какой код информации для него наиболее доступен. Тогда мышление будет максимально продуктивным.

Создание интеллектуальных карт

Плотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. Твери Способ кодирования информации    Мы имеем склонность к

Слайд 17Плотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. Твери
Способность к свертыванию
В

процессе мышления нужен переход от одного звена в цепи рассуждений к другому, порой не удается охватить всю картину целиком. Важна способность к свертыванию длинной цепи рассуждений и замене их одной обобщающей операцией, замене нескольких понятий одним, более абстрактным, использование емких в информационном отношении символов. Например, в формуле V=IR сжата колоссальная информация. Способность кратко изложить известный материал требует творческого характера и нестандартности мышления.

ДПИ

Плотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. Твери Способность к свертыванию  В процессе мышления нужен переход

Слайд 18Плотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. Твери
Способность к «сцеплению» и

переносу

Способность быстро увязывать новые сведения с имеющейся системой знаний помогает восприятию информации, усвоению новых знаний. Существенна способность применить навык, приобретенный при решении одной жизненной задачи, к решению другой, т.е. способность к нахождению аналогий, к выработке обобщающих стратегий, которые могут быть применены для решения широкого круга проблем

Плотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. ТвериСпособность  к «сцеплению» и переносу Способность быстро увязывать новые

Слайд 19Плотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. Твери
Боковое мышление
Широко распределенное внимание

повышает шансы на решение задачи. Французский психолог Сурье писал:
«Чтобы творить – надо думать около». Это способность увидеть путь к решению, используя дополнительную, «постороннюю» информацию
Плотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. Твери Боковое мышление Широко распределенное внимание повышает шансы на решение

Слайд 20Плотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. Твери
Цельность восприятия
Способность воспринимать действительность

целиком, не дробя ее. И.П. Павлов выделил 2 типа высшей нервной деятельности: художественный (живописцев, музыкантов, писателей захватывает действительность целиком, без разъединения) и мыслительный (ученые дробят информацию на части, как бы умерщвляя ее, затем собирают отдельные части в целое, оживляют, что вполне им все-таки так и не удается.

В творческом процессе при всей важности логического мышления порой необходимо оторваться от логического рассмотрения фактов, чтобы попытаться вписать их в более широкие контексты, без этого не удается увидеть новое в давно привычном.

Плотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. Твери Цельность восприятия Способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее.

Слайд 21Плотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. Твери
  Готовность памяти
Преимущество при решении

задачи получает не тот, у кого запас знаний богаче, а кто быстрее извлечет из памяти необходимую информацию. В таких случаях говорят о сообразительности, но одним из ее компонентов является готовность памяти «выдать» нужную информацию в нужную минуту. Это одно из непременных условий продуктивного мышления. Необходима постоянная тренировка памяти, умение сосредотачивать усилия на припоминании нужной информации.
Плотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. Твери  Готовность памяти Преимущество при решении задачи получает не тот,

Слайд 22Плотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. Твери
Сближение понятий
Для продуктивного мышления

имеют значение легкость ассоциирования и отдаленность ассоциируемых понятий, «смысловое расстояние» между ними. Например, ассоциацией, соединяющей слова «изумруд» и «молодой» является слово «зеленый».
Плотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. ТвериСближение понятий Для продуктивного мышления имеют значение легкость ассоциирования и

Слайд 23Плотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. Твери
Гибкость мышления
Способность быстро и

легко переходить от одного класса явлений к другому, далекому по содержанию. Отсутствие такой гибкости называют инертностью мышления. Способность вовремя отказаться от несостоятельной гипотезы, устаревших взглядов важна, чтобы не упустить возможность решения задачи, не упустить время.

Плотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. ТвериГибкость мышленияСпособность быстро и легко переходить от одного класса явлений

Слайд 24Плотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. Твери
Способность к оценочным действиям
Способность

к оценке, к выбору одной из многих альтернатив до ее проверки весьма важна, оценочные действия проводятся не только по завершении работы, но и многократно по ходу и служат вехами на пути творческого решения. При оценке новых мыслей, идей важны критерии логической непротиворечивости, простоты и изящества.
Критерии оценки рисунков: композиция, пропорции, перспектива, цвет, замысел.
Плотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. ТвериСпособность к оценочным действиям Способность к оценке, к выбору одной

Слайд 25Плотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. Твери
Легкость генерирования идей
Критериями ценности

идеи являются: соответствие идеи реальным взаимоотношениям явлений, широта идеи (умение охватить большое число разнородных явлений), глубина и фундаментальность ( установление отношений между объектами или их свойствами, не явными, а требующими проницательности и проникновения в сущность явлений).

«Можно считать аксиомой тот факт, что количество идей переходит в качество» (Осборн). Идея – не просто ассоциативное соединение двух или нескольких понятий, соединение должно быть содержательно оправданным, отражать объективные отношения реальных явлений.

Плотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. Твери Легкость генерирования идей Критериями ценности идеи являются: соответствие идеи

Слайд 26Плотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. Твери
Беглость речи
Легкость формулирования необходима,

чтобы облечь новую идею в слова. Словесно-речевой код самый универсальный, хотя ее можно выразить и аналитически, формулой, графиком, рисунком.
Плотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. Твери  Беглость речи  Легкость формулирования необходима, чтобы облечь

Слайд 27Плотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. Твери
  Способность к доработке
Здесь

важна способность к доработке деталей, к совершенствованию первоначального замысла. По мнению академика А.Н.Крылова « Во всяком практическом деле идея составляет 2-5 %, а остальные – исполнение» Внимание к мелочам в трудовой деятельности – важное качество. «Мелочи создают совершенство, а совершенство не мелочь» (Микеланджело)

Плотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. Твери  Способность к доработке  Здесь важна способность к доработке

Слайд 28Методы решения творческих задач
Плотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. Твери

Методы решения творческих задачПлотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. Твери

Слайд 29Метод эвристических вопросов
Метод «мозгового штурма»
Метод инверсии (обращения)
Метод эмпатии (личной

аналогии)
Метод синектики
Метод многомерных матриц (морфологического анализа)
Метод фокальных (выделенных) объектов

Плотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. Твери

Метод эвристических вопросов Метод «мозгового штурма»Метод инверсии (обращения) Метод эмпатии (личной аналогии) Метод синектики Метод многомерных матриц

Слайд 30кто?
что?
зачем?
где?
чем?
как?
когда?

Метод эвристических (ключевых) вопросов

Сократ, Д.Пойя, А.Осборн

Для сбора достаточно полной информации поставить перед собой и ответить на ключевые (эвристические) вопросы:

Плотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. Твери

кто? что? зачем? где? чем? как? когда? Метод эвристических  (ключевых) вопросов  Сократ, Д.Пойя, А.Осборн

Слайд 311.Этап генерирования идей:

-ознакомление с правилами участия; -показ проблемы; -сбор идей, активизация (вопросы,
идеи, новые подходы); -критика запрещается. 2.Анализ идей: –классификация;
-обсуждение, критика и оценка
каждой идеи;
-защита идей;
-отбор оптимального решения

Метод «мозгового штурма» А.Осборна

Плотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. Твери

1.Этап генерирования идей:

Слайд 32Поиск решения творческой задачи в направлении, противоположном традиционным взглядам и убеждениям.

Метод

инверсии (обращения)

Плотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. Твери

Поиск решения творческой задачи в направлении, противоположном традиционным взглядам и убеждениям.Метод инверсии  (обращения) Плотникова С.Н., учитель

Слайд 33Воображение рассматривается как мышление образами, как способность придавать стихийным явлениям природы

и вещам человеческие качества, чувствования, намерения: «дождь идет», «ветер плачет» и т.д.

Метод эмпатии (личной аналогии)

Плотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. Твери

Воображение рассматривается как мышление образами, как способность придавать стихийным явлениям природы и вещам человеческие качества, чувствования, намерения:

Слайд 341. Обучение «механизмам творчества»; аналогии, применению метафор, элементов игры, интуиции, вдохновения.


2.Анализ общих признаков задачи, постановка проблемы, уточнение смысла.
3.Выдвижение идей.
4.Критический отбор и оценка решения задачи, осуществляется в 3 этапа: 1. анализ каждой выдвинутой идеи; 2.группировка идей; 3. отбор наиболее оригинальных идей.

Метод синектики Д. Гордон, Г.Я. Буш

Плотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. Твери

1. Обучение «механизмам творчества»; аналогии, применению метафор, элементов игры, интуиции, вдохновения.    2.Анализ общих признаков

Слайд 351.Точно формулируется задача.

2.Составляется список признаков, характеристик, (осей таблицы, по которым осуществляется классификация). 3.По каждому признаку (характеристике) перечисляются все возможные варианты. 4.Анализируются возникающие сочетания. 5.Отбираются лучшие сочетания. Из полученного массива отбираются новые, оригинальные, полезные технические решения.

Метод многомерных матриц (морфологического анализа) Ф. Цвики

Плотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. Твери

1.Точно формулируется задача.

Слайд 361.Выбор совершенствуемого объекта (часы).


2.Выбор 3-4 случайных объектов, наугад из словарей, журналов, газет (кино, касса …) 3.Составление списков признаков случайных объектов (кино: звуковое, объемное, цветное…) 4.Генерирование идей путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов ( звуковые часы…)
5.Развитие полученных сочетаний путем свободных ассоциаций (музыкальный будильник). 6.Оценка идей и отбор полезных решений.

Метод фокальных (выделенных) объектов

Плотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. Твери

1.Выбор совершенствуемого объекта (часы).

Слайд 37
1.прием аналогии – поиск аналога и поиск по аналогии;

2.прием дробления – расчленение системы на подсистемы; 3.прием укрупнения – увеличение размеров, качественных характеристик системы; 4.прием инверсии – изменение процедур деятельности на противоположные, обращение функций; 5.прием приспособления – адаптация системы или ее отдельных составляющих; 6.прием идеализации – поиск возможностей приближения системы, ее частей к идеальному варианту; 7.прием локализации – поиск возможностей временного отделения части системы, изменения части условий, удовлетворения части требований задачи и т.д.

Приемы творчества

Плотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. Твери

1.прием аналогии – поиск аналога и поиск по аналогии;

Слайд 381. Продукты креативного мышления (например, эссе, стихи, презентации, сочинения, рисунки или

сконструированные предметы) дают нам больше информации, чем результаты тестов. Когда творческих людей просят сделать что-то, другие, как правило, оценивают их произведение как творческое. 2. Простое перечисление прошлых творческих работ человека и его достижений — прекрасное свидетельство того, что он или она будут творцами и в будущем».

Продукты созидательной деятельности

Плотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. Твери

1. Продукты креативного мышления (например, эссе, стихи, презентации, сочинения, рисунки или сконструированные предметы) дают нам больше информации,

Слайд 39Плотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. Твери
Работы учащихся

Плотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. ТвериРаботы учащихся

Слайд 40
Видные ученые генетики считают, что человек отличается от животного творчеством, своей

способностью представить будущее и превратить эту мысль в реальность.
  Человечество выжило, благодаря творчеству, когда примерно 60 тыс. лет назад было на грани вымирания вследствие климатической катастрофы. Наиболее сильные в умственном плане первобытные люди, члены одного африканского племени, тогда соединились вместе, ища пути к выживанию. Они научились говорить, они научились творчески решать проблемы, они научились думать о будущем, благодаря чему человечество выжило, и появился современный человек.

Плотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. Твери

Человечество выжило благодаря творческому решению проблем

Видные ученые генетики считают, что человек отличается от животного творчеством, своей способностью представить будущее и превратить эту

Слайд 41Представители психоаналитического направления в психотерапии, в частности А. Адлер, рассматривал в

своей теории компенсаторную теорию творчества, в соответствии, с которой люди развивают науку, искусство и другие области культуры с целью компенсировать свою неудовлетворенность. В рамках гуманистической и экзистенциальной психологии и психотерапии творчество рассматривается как целительный акт.
С точки зрения терапией духовной культурой, творческая деятельность заключается в создании чего-то нового, будет ли это вещь внешнего мира или построение ума или чувства, живущие и обнаруживающиеся только в самом человеке.
Именно творческое вдохновение, творческое мироощущение помогает человеку более гармонично сосуществовать в окружающей его действительности, адаптироваться в этом сложном противоречивом мире, найти в себе то, на что можно опереться, что волнует и вдохновляет.
 

Творчество как терапия

Плотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. Твери

Представители психоаналитического направления в психотерапии, в частности А. Адлер, рассматривал в своей теории компенсаторную теорию творчества, в

Слайд 42Матрешки
Плотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. Твери

МатрешкиПлотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. Твери

Слайд 43Орнамент
Плотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. Твери

ОрнаментПлотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. Твери

Слайд 44Батик
Плотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. Твери

БатикПлотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. Твери

Слайд 451. Не соглашайся с ответом учащегося, если он затвержен и принят

на веру.
Требуй доказательств и обоснований.
2. Никогда не разрешай спор учащихся самым легким способом, т.е. попросту сообщив им правильный ответ или верный способ решения.
3. Внимательно слушай своих учащихся, лови каждую высказанную ими мысль, чтобы не упустить повода раскрыть для них что-то новое.
4. Постоянно помни – обучение должно опираться на интересы, мотивы и устремления учащихся.
5. Расписание уроков и звонки не должны быть определяющим фактором учебного процесса.

10 заповедей педагога, развивающего самостоятельность учащегося, независимость его суждений, раскрывающего его творческий потенциал:

Плотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. Твери

6. Уважай свои собственные «сумасшедшие идеи» и прививай вкус другим к нестандартному мышлению.
7. Никогда не говори учащемуся «Нам некогда обсуждать твою глупую идею».
8. Не скупись на ободряющее слово, доброжелательную улыбку, дружеское поощрение.
9. В процессе обучения не может быть постоянной методики и раз и навсегда установленной программы.
10. Не уставай удивляться.

1. Не соглашайся с ответом учащегося, если он затвержен и принят на веру. Требуй доказательств и обоснований.2.

Слайд 46Д.В.Чернилевский, А.В.Морозов. Креативная педагогика и психология. Учебное пособие для ВУЗов; -

М.: МГТА, 2001;
Д. Кун. Основы психологии: Все тайны поведения человека, СПб, «ПРАЙМ-Еврознак», 2005 г., с. 383-384.
Электронная книга "Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы»
Типология уроков деятельностной направленности. Центр системно-деятельностной педагогики . «Школа 2000...» г. Москва, 2009
Определение креативности http://www.psyworld.info/online-testy/oprosnik-opredelenie-tipov-myshleniya-i-urovnya-kreativnosti-brunera
Алексом Осборн «Ваша креативная сила»
http://www.cecsi.ru/coach/creativity.html
http://www.cecsi.ru/coach/creativity.html
http://www.brandmedia.ru/serv__idP_51.html
http://edu.rin.ru/cgi-bin/article.pl?ids=&id=3235
http://www.triz-chance.ru/techniques_creativity.html
http://www.triz-chance.ru/e-books.html
http://library.by/portalus/modules/psychology/show_archives.php?subaction=showfull&id=1107592791&archive=1120045907&start_from=&ucat=27&
http://www.pcih.ru/sposob/116.html




Используемые источники:

Плотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. Твери

Д.В.Чернилевский, А.В.Морозов. Креативная педагогика и психология. Учебное пособие для ВУЗов; - М.: МГТА, 2001;Д. Кун. Основы психологии:

Слайд 47Об авторе:
Плотникова
Светлана Николаевна
МБОУ СШ № 53 г. Твери
Люблю рисовать.
svplotni@yandex.ru

Плотникова С.Н.,

учитель МБОУ СШ 53 г. Твери
Об авторе:Плотникова Светлана НиколаевнаМБОУ СШ № 53 г. ТвериЛюблю рисовать.svplotni@yandex.ruПлотникова С.Н., учитель МБОУ СШ 53 г. Твери

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть