Слайд 1государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Волгодонский педагогический колледж»
(ГБПОУ РО «ВПК»)
Тема: Формирование и развитие гражданской идентичности личности в изучении регионального компонента
Выполнил:
Шкодич Руслан Сергеевич
Руководитель:
Пономарева Алла Анатольевна
Специальность: 44.02.03 Педагогика дополнительного образования
Слайд 2На современном этапе необходимо решение задач формирования творческой, инициативной, социально-активной, граждански
зрелой личности, способной к социализации, уважающей права и свободы личности, обладающей высокой нравственностью, проявляющей национальную терпимость, уважительное отношение к родному языку, традициям и культуре России. Способность человека «жить» в большой мере обеспечивается его принадлежностью к обществу, гражданином которого он является. В этой связи одной из важных социально-педагогических проблем является проблема формирования и развития гражданской идентичности.
Слайд 3Главная цель
Главная цель педагогической деятельности по развитию гражданской идентичности у
детей младшего школьного возраста — формирование основ российской гражданской идентичности, включающей чувства гордости за свою Родину и народ, за историю России, а также осознание своей этнической и национальной принадлежности.
Региональный компонент является составной частью любого образования. В задачи регионального компонента входит формирование у каждого учащегося системы знаний о своеобразии родного края, знакомство с богатством народной культуры, художественными традициями, приобщение к народному искусству на фоне сведений о культуре других народов.
Слайд 4В нашем колледже реализуется проектно- исследовательская деятельность по тематике Донского края,
целью которой является осмысление основ духовно-нравственной культуры. Проектная деятельность является средством активизации познавательного интереса и расширения кругозора студентов. Метод проектов ориентирован на исследовательскую деятельность студентов. Его применение предполагает конструктивное влияние на социализацию личности, развитие самостоятельности в принятии решений; критический анализ информации, полученной при изучении научной, искусствоведческой, публицистической, художественной литературы, а также информации средств массовой коммуникации. Участвуя в проектной деятельности, студенты показывают владение основными исследовательскими методами, компьютерную грамотность, умение работать с аудио, видео и мультимедийной техникой, умение применять знания для решения познавательных задач. Так, студенты 4 курса в выборе тематики творческих практических работ к ВКР, остановились на изучении регионального компонента.
Слайд 7
в технике батика выполняются 2 композиции на Донскую тему;
Слайд 8
масляная живопись на 2 холстах: декоративные композиции по тематике Донского
края
Слайд 9
в технике «двойного мазка» выполняются 3 декоративных панно диаметром 50 см
с полевыми цветами Донского края
Слайд 10
Педагогические условия формирования готовности будущих педагогов к развитию гражданской идентичности
у младших школьников в образовательном процессе педагогического колледжа включают:
- развитие мотивации студентов педагогического колледжа к формированию гражданской идентичности у младших школьников по средствам информационных технологий на всех этапах образовательного процесса;
- выявление и использование потенциала учебных предметов в формировании готовности студентов педагогического коллежа к развитию гражданской идентичности младших школьников;
- вовлечение студентов педагогического коллежа в различные формы аудиторной и внеаудиторной деятельности, способствующие освоению, обобщению особенностей содержания и форм работы по формированию гражданской идентичности у младших школьников.
Слайд 11
Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идет активный поиск новых, более
соответствующих требованиям времени методов массового образования и воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания, основанного на личностно-ориентированном подходе, на формировании у ребенка духовно – нравственных ценностей. Поэтому художественное и эстетическое воспитание не может полноценно развиваться без такого важного компонента, как региональный компонент, как народная культура, которую, следует рассматривать не только как самобытную художественную систему, но и как специфическое средство для формирования творческих способностей личности.
Слайд 12
Обращение к народному искусству – это и возможность обретения корней,
и возможность подняться еще на одну ступень духовного самосовершенствования. Искусство и история - одни из немногих наук, формирующих интерес студентов к духовному и культурному наследию Отечества, приобщающих их к общечеловеческим ценностям, к осмыслению сути патриотизма. Формируя интерес студентов к духовному и культурному наследию Отечества, приобщению их к общечеловеческим ценностям, к осмыслению сути патриотизма студенты активно участвуют в конкурсах и выставках городского, областного, международного уровня.
Региональный компонент в преподавании ДПИ позволяет увидеть роль нашего города, нашего Донского края, наших земляков в историческом развитии государства. Студенты активно принимают участие в проектах, проводят исследовательскую работу.
Слайд 13
Народные традиции, региональный компонент в наше время должны занять
одно из главных мест в формировании высоконравственной, культурнообразованной личности.
Приоритетным в нашей работе должно быть введение ученика в мир народной культуры, в изучении регионального компонента, гармонизация личности через воспитание духовности и развитие творческих способностей в процессе этнохудожественного образования средствами разнообразных видов художественной деятельности. Духовно - нравственное воспитание проводится через вовлечение обучающихся в деятельность: учебную, художественно-творческую, выставочную, трудовую. Участие детей в различных видах художественной деятельности, основанной на материале народного искусства - одно из главных условий развития творческой активности детей. Изделия народных мастеров как проявление творчества народа близки учащимся по своей природе и понятны им. После знакомства с историей возникновения семикаракорского промысла, его характерными особенностями дети становятся мастерами и выполняют свои изделия, которыми гордятся.
Слайд 15
На уроках эстетического цикла уделяется особое внимание духовно - нравственному
воспитанию через декоративное искусство. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественного вкуса. Развитие происходит по законам социальной пользы и красоты. В наших работах появляются новые изобразительные материалы, техники и формы. Культурные традиции необходимо уважительно сохранять и достойно использовать. Свои работы используем как образцы на практике.
Все краски края, цвет донской земли впитал семикаракорский фаянс. Семикаракорский народный художественный промысел ЗАО «Аксинья» относится к предприятиям народно-художественных промыслов России, которое производит художественный фаянс, отличающийся оригинальными формами и ручной подглазурной росписью. Яркие, красочные, полные праздничного настроения фаянсовые изделия известны и узнаваемы по всей России и за её пределами.
Слайд 16
Отличительная особенность Семикаракорской керамики в том, что при его производстве
используется метод уникального ручного труда, оригинальность форм, изобретательность и поэтичность в декоре. Особенность письма выражается в индивидуальном почерке, мотивом которого является роспись букетно-растительного орнамента на белоснежном фоне фаянса, особую утончённость и изысканность придаёт изделиям пейзажная роспись. Вместе с тем, в орнамент включаются сюжетные композиции стилизованной флоры и фауны Дона, идущие от казачьего фольклора. Семикаракорская керамика прекрасна не только красотой форм и буйством красок, она привлекает своей практичностью и экологичностью.
Слайд 17
Зарисовки трав и цветов донских степей дали нам благодатный материал
для творческих поисков и находок, для составления самых различных композиций Семикаракорской росписи. За основу колористического решения было определено все цветовое богатство донского букета. С постоянным изучением этой росписи у нас на изделиях стал постепенно утверждаться точный, живой и легкий теневой мазок. Таким образом, сформировалась полихромия семикаракорского букета, сформировалась и его манера росписи.
В орнамент стали включаться стилизованные изображения флоры и фауны Дона, лаконичные сюжетные композиции, идущие от казачьего фольклора, современные мотивы. Разнообразные краски южной природы нашли выражение в красочном многоцветье письма.
Слайд 18
В семикаракорской росписи применяется живописный теневой мазок, отличающийся акварельностью
цветового звучания. Фаянс отличается оригинальными формами, которые создаются в основном методом литья и ручной формовки. Округлые устойчивые формы семикаракорского фаянса тяготеют к традиционной посуде донского края. Выпускаемая продукция характеризуется разнообразным ассортиментом: это наборы и сервизы, вазы, кружки, шкатулки, настенные тарелки, чайники, салатницы.
В орнамент включаются сюжетные композиции стилизованной флоры и фауны Дона, идущие от казачьего фольклора и современные мотивы.
Белоснежный расписной фаянс с ажурными кружевными орнаментами, лепные жанровые скульптурки в сочетании с формами являются новым направлением в Донском прикладном искусстве. Для самостоятельного использования изготавливаются скульптуры малой пластики различной сюжетной композиции методом литья и ручной лепки.
Слайд 19
Вся продукция Семикаракорской керамики эстетична и одновременно функциональна. Ассортимент выпускаемой
продукции более 300 наименований, он постоянно обновляется и расширяется. Столовые, чайные, кофейные, десертные наборы, фруктовницы, салатники, вазы, декоративные тарелки - всё будет согревать и радовать, каждый сможет найти изделие по душе для себя, своих близких и друзей. Особое место занимают сувенирные изделия, где яркими штрихами росписи передаются сюжеты на тему казачества.
Фаянс известен не только в Ростовской области, но и далеко за ее пределами. Изделия экспонировались на многочисленных художественных выставках и ярмарках в нашей стране и за рубежом - во Франции, в Японии, Англии, ГДР, Югославии, Болгарии, Польше. Промысел отмечен многими наградами международных и отечественных выставок, государственных и общественных организаций.
Слайд 20
Фаянс Дона становится признанным и занимает достойное место в традиционных
народных художественных промыслах России. Неповторимый колорит и душевное тепло, щедрость земли русской – вот то, что проявляется в каждом произведении Семикаракорских мастеров. Вся теплота души, перенесённая через руки в изделия, согревает своим теплом, радует своим видом и удобством использования. Руками художников и мастеров создаются шедевры народного промысла, хранящие в себе частичку донской земли. Изделия Семикаракорской керамики составляют гордость отечественной культуры и представляют собой объект национального престижа России, являются визитной карточкой Ростовской области.