Слайд 1Искусство европы в лицах (17-18вв)
«Эстетический идеал эпохи Возрождения»
Презентацию подготовила учитель мхк
Хамадярова Д.А.
п Н. Атялн г Миасса
Слайд 2 В15-16 веках Западная Европа переживала «золотой век» своей истории
, в который Италия вступила на столетие раньше- в 14 в. Это время получило выразительное название «Эпоха Возрождения». Ренессанс.
Новая эпоха перенимает от прежней (средневековой)центральную тему-тему Господа Бога, тему творца. Но отношение к этой теме , ее понимание радикально изменилось: не просто смутно ощущать присутствие бога в мире , но сознательно любить его, не совершать религиозные ритуалы и бояться кары Божьей, но познать творца, понять его божественный замысел, и , вооружившись знанием и разумом, воспеть гимн Создателю.
Слайд 3Именно так и поступал великий Леонардо, который, вооружившись линейкой и циркулем
, присутствовал при раскопках греческих и римских статуй и , не доверяя одному лишь взгляду , измерял эти фигуры, выясняя соотношение ног, рук, торса, пропорции носа, рта , глаз, так как тогда считалось , что эти статуи являют собой природное совершенство красоты.
Слайд 4Пракситель «Гермес с младенцем Дионисом»
Микеланджело «Давид»
Гудон, статуя Вольтера
Слайд 5Задание классу
Из предложенного ряда слов выбрать слова, которые, с вашей точки,
подходят для описания данных скульптур: умиротворение, покой, страсть , благородство , суетность, проницательность, совершенство, индивидуальность, благоговение, красота.
Слайд 6для описания статуй Гермеса могут подойти такие слова:
совершенство, красота, покой,
умиротворение.
для описания статуи Давида
Совершенство , красота, благородство
для описания статуи Вольтера
Проницательность, индивидуальность
Слайд 7Вопрос классу:
Как вы думаете , почему совпадают слова, которые можно использовать
для описания статуи Гермеса и статуи Давида, ведь эти произведения созданы в разные эпохи?
Слайд 8Одинаковые слова используют потому, что эпохи, в которые были созданы статуи(античность
и Возрождение), имеют много точек соприкосновения.
Ренессанс-это не только возрождение традиций античного искусства, это в первую очередь, близость в мироощущениях эпох, в понимании прекрасного.
Человек –венец творения-был для художника лишь совершеннейшим образцом божественной гармонии, поэтому не душа земного человека, не страсти терзающие его, были для художника предметом изображений, а не имеющее изъянов тело и полное спокойствие и благородства прекрасное лицо, что и стало эстетическим идеалом эпохи Возрождения.
Слайд 9Рафаэль «Святая Цецилия»
«Святое семейство»
Тициан «Портрет молодой женщины»
Слайд 10Игровая ситуация
Представленные картины обсуждают двое: 1 доброжелательный зритель
2 ироничный зритель,
который пытается найти недостатки и доказать, что эти произведения не очень хороши, что они не способны пробудить в зрители чувства, т.к нечему сопереживать.
Доброжелательный зритель пытается убедить в обратном: покой и гармония , которыми полны эти произведения, возвышают душу, облагораживают и уточняют ее.
Слайд 11Вера в бога и особое восхищение Природой, которые свойственны человеку эпохи
Возрождения, находят свое выражение в пантеизме, который стал основой философии эпохи. Его сущность Состоит в том, чтобы ощущать в природе благотворящее присутствие бога. В пантеизме сливаются главные духовные начала жизни- любовь и познание
Пантеизм-представление , согласно которому бог воспринимается как безличная духовная сила(энергия) пронизывающая мир в каждой его частице
Слайд 12Леонардо да Винчи
« Изучать явления Природы есть Господу угодное дело ,
любовь есть дочь познания: любовь тем пламеннее , чем познание точнее .
И в Евангелии сказано: будьте мудры, как змии, и просты , как голуби.
Одно без другого невозможно; совершенное знание и совершенная любовь –одно и то же.»
Слайд 13Вспомним, что в ту эпоху совершаются великие географические открытия (Колумб, Магеллан),
изобретается книгопечатание , Леонардо создает проект первого летательного аппарата.
Вера в познавательную силу разума была так велика, что человек в эпоху Возрождения уже не чувствовал себя маленьким и слабым по сравнению с огромным и непознанным миром.
В своей страсти к открытиям , в мощи своего интеллекта человек в некоторой степени уподобил себя богу. Но это не было проявлением гордыни, потому что божественный разум был дан человеку Господом.
Слайд 14Таким образом , в эпоху Ренессанса у человека появилась возможность не
просто восхищаться красотой Божьего мира , но и познать ее, что найдет выражение в архитектуре, литературе, музыке, изобразительном искусстве эпохи.
Слайд 15Использованная литература:
1 И .А. Лескова «Искусство Европы в лицах»
2 «100 великих
картин»
3 « 100 великих художников»