Слайд 1Культура и быт казачества Дона в ХVII – начале ХХ вв.
МБОУ ДО ДДТ
Педагог д/ о Бочарова Я.Т.
Слайд 2
1. Происхождение казачества
2. Бытовые и культурные традиции донского казачества.
3. Формирование городской
культуры, образования на Дону.
4. Развитие литературы, искусства во второй половине ХIХ – начале ХХ вв.
Слайд 3ЛИТЕРАТУРА:
Астапенко Г.Д. На тихом, на вольном, на славном Дону… Ростов н/Д,
1998.
История народов Северного Кавказа с древних времен до конца XVIII в. / Отв. ред. А.Л. Нарочницкий. М., 1988. С. 498-505.
История народов Северного Кавказа (конец XVIII в. – 1917 г.) / Отв. ред. А.Л. Нарочницкий. М., 1988. С. 249-253;351-352;354-355.
4. История донского казачества: Учеб. пособие. Ростов н/Д., 2001. С. 233-278.
5. Щукина Е.Л. История театральной и музыкальной жизни Дона начала ХХ в. Ростов н/Д., 1997. С. 33-55.
Слайд 4 Происхождение донского казачества
Теории автохтонного (местного, коренного) происхождения казачества появляются одновременно
с началом изучения казачьей истории в XVIII в.
идея кавказского происхождения казаков, впервые высказанна Г.З. Байером - предки казаков жили в Кабарде и были подчинены Тмутараканским князем Мстиславом Владимировичем во 2-й половине X в. Позже казаки принимали в свой состав беглых россиян, поляков и представителей других народов. Г.З. Байер говорил о казаках как о представителях древнего народа.
Схожую версию выдвинул В.Н. Татищев. Он утверждал, что запорожские казаки впоследствии положившие начало донскому казачеству, являлись прямыми потомками кавказских черкесов (черкас).
Позже военный инженер по образованию и историк по призванию генерал-лейтенант А.И. Ригельман, полностью согласившись с точкой зрения В.Н. Татищева, отмечал, что сами донские казаки считали своими предками черкесов и горские народы и заявляли о своем отличии от русских людей.
Слайд 5 Происхождение донского казачества
Многие исследователи непосредственными предками казаков считают этнос бродников,
с незапамятных времён живших на Нижнем Дону, а позже оттесненных в Среднее Подонье ( территория Среднего Дона и его левых притоков в литературе часто называется Червленым Яром
«Бродницкая» теория происхождения казачества была аргументировано обоснована ещё в 80-х г. прошлого века профессором П.В. Голубовским. В начале нашего столетия мысль о том, что бродники являлись непосредственными предками казаков, отстаивал М.К. Любавский. Во второй половине 30-50-х г.г. эту идею развивали В.В. Мавродин, А.И. Попов, Н.М. Волынкин, БД. Греков (18). В 60-80-е гг. её поддерживали Л.Н. Гумилёв, В.Б. Виноградов, С.А. Плетнёва, А.А. Шенников и другие исследователи
Слайд 6Происхождение донского казачества
Оригинальную точку зрения но вопросу происхождения казачества обосновал Л.А.
Гордеев:
казачество формировалось на основе частей легкой конницы монгольского войска. В их состав включались покоренные народы Приазовья, составлявшие пограничную стражу еще со времени Тмутараканского князя Мстислава, выведенные с Северного Кавказа черкесы (ясы) и касоги, смешанные с остатками кочевых орд печенегов, торков, берендеев ( всех их в общем называли «Черными клобуками» или по-тюркски каракалпаками. - В.Т.), а также бродники и расселенная в стенной полосе часть русского населения.
Слайд 7
Концепция миграционного происхождения
Одним из первых миграционную теорию происхождения казачества из беглого
русского населения предложил в вышедшей в 1834 году «Истории Донского войска, описании Донской земли и Кавказских Минеральных вод» военный писатель В.Б. Броневский.
выдвинутая теория в той или иной степени нашла отражение в работах таких известных исследователей, как С.М. Соловьев, Д.И. Иловайский, В.О. Ключевский. С.Ф. Платонов.
Происхождение донского казачества
Слайд 8 Концепция миграционного происхождения
Процесс образования донского казачества тесно связан с усилением
в конце XV – начале XVI вв. самодержавно-крепостнического гнета в Русском государстве, следствием которого явилось бегство крестьян от своих владельцев на земли, куда не достигла еще рука Российского помещика и государственной власти. Так на просторах Дикого поля, как называли тогда южнорусские степи, по берегам тихого Дона и его притокам стали селиться люди, вошедшие в историю под именем донских казаков.
Слайд 9Казаки любили носить военную форму. Она была введена в 1801 году.
Форменная одежда состояла из куртки, шаровар, заправленных в сапоги, пояса с портупеей, чекменя, шинели и кивера. Куртку, чекмень и шаровары шили из синего сукна с красными выпушками и лампасами. У казаков лампас означал свободное состояние донцов, принадлежности их к казачьему сословию, а по цвету к войску. [1]
В.2. Мужской костюм донских казаков
Слайд 10 Мужской костюм донских казаков
Под чекмень надевали рубаху. Сорочка у казака
всегда из пёстрой бумажной ткани, с прямым воротом. В низовых станицах нередки белые сорочки или манишки с белым воротником и рукавчиками. [1] Одежда шилась из покупного полотна.
Слайд 11 Верхняя одежда донских казаков
На Дону казаки носили зипун – распашная
зимняя одежда без ворота. На зипун надевался кафтан, спускавшийся ниже колен. Его шили из парчи, бархата или атласа. Дополнением к кафтану был пояс, украшенный золотом, или турецкий кушак. В лютые морозы надевали шубы до земли и валенки, т.е. одежда донских казаков была более многослойной, чем костюм казаков-некрасовцев.
Слайд 12 Головной убор донских казаков
Головной убор занимает особое место в комплекте
мужской одежды донских казаков. Шапка или фуражка означали принадлежность его хозяина к казачеству и овеяны огромным количеством легенд и сказаний. Шапка – продолжение головы. Казак мог продать или пропить все, но только не крест, шапку и шашку.
Форменная фуражка была синяя с красным околышем или кантом, а зимние шапки сохранили свой оригинальный, старо-казачий покрой. Они круглы и с низкой тульей.
Слайд 13 Обувь казаков
Донские казаки всегда носили сапоги и никогда не надевали
лаптей.
Слайд 14 Костюм донских казачек
Костюм донских казачек был закрытый, накладной, расшитый и
богатый. Костюмы шили из льняных, шёлковых, хлопчатобумажных тканей однотонных и набивных, с богатой вышивкой золотыми и серебряными нитями. Все ткани были привозными. Наибольшее распространение получил комплект женского костюма с кубелеком, в котором видно влияние Востока. [1]
Слайд 15 Костюм донских казачек
Кубелек напоминает по форме татарское платье, камзол. Шились
кубелеки обычно из парчовых тканей. Платье имело завышенную талию, глубокий вырез, спереди, и рукав в три четверти. Кубелек был богато украшен по рукаву и вывезу спереди жемчугом. Кубелек носили так, чтобы видна была рубаха (рукава и подол). Под низ надевалась шёлковая рубаха. Ворот украшался золотым шитьём. Талия всегда поднимается очень высоко.
Слайд 16 Костюм казачки
Ежедневный женский костюм был закрытым, ярким. Шился он из
льняных, хлопчатобумажных тканей.
Кофта, либо кофта с баской
Пышная юбка, присобраная у талии
Завеска (фартук)
Платок
Слайд 17Зимняя одежда донской казачки – донская шуба покроя колоколом, на меху,
без талии, отделанная по краям мехом. Покрывали шубы шёлком или бархатом. Шуба была больших размеров, без застёжки, с длинными чисто декоративными рукавами, богато вышита, очень дорога. Передавалась из поколенья в поколенье. Носили шубу с собольей шапкой – бояркой с жемчужной обнизью (чикилики, закрывавшей лоб и уши) или красивой шалью.
Костюм донских казачек
Слайд 18Головные уборы отличались большим разнообразием. Самыми распространенными были рогатая кичка, колпак
и платок.
Слайд 19Бытовые и культурные традиции донского казачества.
Национальная и религиозная терпимость
Низовые и верховые
казаки (различия культур)
Гостеприимство
Дом – курень всегда снабжен рундуком (навес на столбах, или крытый балкон со стороны входной двери), либо крылечко с перилами.
Заключение брака на Майдане
Венчания вокруг вербы
Несколько особое положение женщины-казачки
Почтительное отношение к старшим
Слайд 20Бытовые и культурные традиции донского казачества.
Обряды:
Проводы казаков и встреча со службы
Подготовка
к походу за «зипунами»
Свадебный обряд
Поминальный обряд
Слайд 21Бытовые и культурные традиции донского казачества.
Казачий фольклор:
Песни (исторические, походные, лирические, посвященные
Дону) А.М. Листопадов-собиратель фольклора
Поговорки:
«И один в поле воин, если по казачьи скроен»
«Не красна изба углами, а красна пирогами»
«Казачьему роду нет переводу»
«От безделья не бывает у казака веселья»
«Где тревога, туда казаку и дорога»
Слайд 22Церковь
К 1743 г. на донской земле действовало 105 церквей. Они сооружались
на войсковые средства; в Черкасске при правлении для этого существовал особый фонд на ремонт и строительство храмов.
Поощряя возведение церквей на деньги рядовых казаков, Войско освобождало на время станицу от воинской повинности, разрешало оставлять на местах некоторые сборы и производить порубку отборного леса.
Культовые здания были деревянными и в своем первоначальном виде практически не сохранились; каменные почти не строились, так как строили дорого и требовали привлечения мастеров со стороны,
В память о тех временах стоит в станице Старочеркасской Воскресенский войсковой собор. Впервые храм был заложен по обету, данному казаками во время Азовского осадного сидения, и освящен в 1652 г. Однако он неоднократно горел (пожары 1670 и 1687 гг.) и восстанавливался.
Слайд 233. Формирование городской культуры, образования на Дону.
Образование на Дону.
В 1746
г. указом Елизаветы Петровны в Черкасске была открыта войсковая латинская семинария. В ней обучались дети священнослужителей и казаков. Среди изучаемых предметов - грамматика, арифметика, латинский язык и поэзия.
В 1790 г. в Черкасске было учреждено малое народное училище. Учителя прибыли из Санкт-Петербурга. Руководил училищем сын войскового атамана А. И. Иловайского.
Малое училище предусматривало двуклассное обучение по дисциплинам: чтение, письмо, арифметика, катехизис, священная история, русская грамматика и др. 1793 г. училище приобретает статус главного: к действующим двум добавляется еще два класса, где к перечисленным предметам добавились история, география, геометрия, механика, физика, естественная история, гражданская архитектура.
При училище действовали и рисовальные классы. Их окончание давало право работать землемерами и топографами.
Слайд 24Литература, искусство и архитектура на Дону
Первым научно-популярным сочинением, созданным на Дону,
стало “Повествование о донских казаках” А.И. Ригельмана. Автор его был не историком и писателем, а инженером-строителем и комендантом крепости св. Дмитрия Ростовского.
На Дону, прежде всего в Черкасске, развивается профессиональное хоровое исполнительство. Каждый храм для богослужения должен был иметь хотя бы небольшой хор. Особенно знаменит был хор войскового Воскресенского собора.
Известно также о существовании в последней четверти 18 века Войсковой певческой капеллы.
Слайд 25Музыкальное образование во второй половине XIX века
На Дону во 2-й
половине XIX в. инструментальную музыку и пение активно пропагандировали учебные заведения. Оркестры существовали при гимназиях. Игре на музыкальных инструментах обучали даже в духовной семинарии.
В 60-е гг. пение и музыка становятся обязательными дисциплинами во всех средних и в большинстве начальных учебных заведений.
Во 2-й половине XIX в. оркестры существовали уже во всех полках и артиллерийских батареях российской армии.
Слайд 26Музыка в донских городах.
В Новочеркасске с начала XIX в. действовала
капелла. Руководителем хора был Л.И. Леонов, а дирижером оркестра И.Г. Галашек. С 1856 г. регентом Донского войскового хора становится П.А. Степанов.
И хору, и оркестру приходилось учитывать вкусы начальства и публики, сочетая серьезные произведения с легковесными и развлекательными. На торжествах в Новочеркасске звучали казачьи песни, классические хоровые сочинения, отрывки из опер и балетов.
Слайд 27Музыка в донских городах.
Новый период в профессиональной подготовке музыкантов начался с
открытием в Ростове в 1896 г. Отделения Императорского Русского Музыкального общества (ИРМО). В музыкальных классах обучали игре на фортепиано, скрипке, виолончели, контрабасе, флейте, кларнете, трубе, валторне.
Преподавались необходимые музыкально-теоретические дисциплины, пение. Директор классов - выпускник Московской консерватории М.Л. Пресман -сумел привлечь в Ростов выпускников Петербургской и Московской консерваторий, и в 1900 г. классы были преобразованы в училище. Это позволило начать профессиональную подготовку музыкантов.
Слайд 28Театр на Дону
Театр на Дону развивался в условиях антрепризы - частной
инициативы и вложений. Антрепренер (чаще актер или режиссер) нанимал помещение, набирал труппу, формировал репертуар и гастрольную политику.
Особенностью театра того времени была потребность в разносторонних актерах; им нередко приходилось играть в драматических спектаклях, петь, танцевать, поскольку в репертуаре были и драма, и оперетта, и балет.
1827 г. – открытие Таганрогского театра
Слайд 29Театр на Дону
До открытия постоянного театра в 1858 г. основная нагрузка
лежала на гастролерах — Таганрогском театре и труппах из других российских городов.
В 60-70-е гг. на профессиональной сцене Новочеркасска шли “Гамлет” Шекспира, “Горе от ума” Грибоедова, “Женитьба” Гоголя, “На всякого мудреца довольно простоты” и “Бедность не порок” Островского. Критики на страницах газет выделяли талантливых актеров - Н.Х. Рыбакова, М.Ф. Яковлева, М.Т. Иванова-Козельского, Ф.И. Козловского и др.
К концу века Новочеркасский театр стал одним из лучших в провинции во многом благодаря усилиям и таланту Н.Н. Синельникова. Ему удавалось сочетать в репертуаре развлекательные и серьезные пьесы, привлечь талантливых актеров -В.Ф. Комиссаржевскую, Н.П. Рощина-Инсарова, А.Н. Медведеву, К.А. Каратыгина.
Слайд 30Театр на Дону
Расцвет театра в Ростове начинается в конце века. Н.Н.
Синельников “реабилитировал” драму в Ростове. Он в 1883 и 1894 гг. поставил классические драмы В. Шекспира и А.Н. Островского (“Гамлет”, “Макбет”, “Бедность не порок”, “Бешеные деньги”) и новую пьесу А.П. Чехова “Дядя Ваня”.
Ему удалось переломить отношение к серьезному театру ростовской публики, воспитанной на оперетте.
С деятельностью антрепренера Г.М. Черкасова (с 1887 по 1894 г.) связано знакомство ростовчан с оперой (“Демон” А. Рубинштейна, “Кармен” Ж. Визе, “Фауст” Ш. Гун “Риголетто” и “Трубадур” Дж. Верди).
В пору становления перед театром стояла важная задача: сформировать публику, готовую к восприятию театра как искусства, а не только средства развлечения, способную ценить игру актеров и тонкости режиссуры, и, наконец, понять искания “нового” русского театра тех лет.
Слайд 31Живопись на Дону
Уже в XVIII в. появились первые профессиональные донские
художники черкасский мастер - Андрей Жданов. В то время светские живописцы часто начинали обучение в стенах монастырских иконописных или духовных учебных заведений.
И во 2-й половине XIX в. в Новочеркасской духовной семинарии два раза в неделю проводились уроки иконописания. Преподавал его выпускник Киево-Печерской иконописной школы М. Розанов. В учебных заведениях Новочеркасска, Ростова, Азова и окружных станиц на уроках дети учились рисовать.
Среди известных педагогов, чье мастерство было замечено общественностью и чиновниками Министерства и Академии художеств, можно отметить А.С. Чиненова. В ростовских учебных заведениях он работал с 1876 г.
Слайд 32Н.Н. Дубовской
В 80-х гг. в Новочеркасске сложилась группа художников - последователей
творческих идей Товарищества передвижных художественных выставок. Во главе ее стал член Петербургского товарищества Н.Н. Дубовской. Петербургское товарищество возникло как противовес художественным принципам Академии художеств.
Н.Н. Дубовский был, по преимуществу, пейзажистом. Лучшие из его работ - “Зима”, “Ранняя весна”, “Радуга”, “Притихло” — созданы в 80-90-е гг. В знак признания заслуг художника его избрали академиком Академии художеств (1898), а в начале XX в. (с 1911 г.) он стал ее профессором мастерской пейзажа.
Слайд 33И.И. Крылов
И.И. Крылов окончил Академию в 1887 г. и сразу заявил
о себе как о большом таланте. Его работы выставлялись в Москве и Петербурге, в Париже и Берлине. Картины, связанные с донским краем, художник напишет после возращения на родину в 1900 г. (“Степь ковыльная”, “Тихий Дон”, “Донская Венеция” и др.).
И.И. Крылов от имени Общества донских художников хлопотал перед войсковым начальством и Академией об открытии в Новочеркасске художественной школы. Однако его инициатива не была поддержана. Позднее она была реализована конкурировавшим с Новочеркасским Обществом изящных искусств Ростова.
Слайд 34Писатели:
Федор Крюков
А.П. Чехов
Александр Серафимович (Попов)
М. Шолохов
Ал. Солженицын
В. Закруткин
А.Калинин
Слайд 35 Список литературы по костюму
Астапенко Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники
донских казаков. XVII-XX вв.: Ростов н/Д: изд-во «Приазовскiй Край», 2002.
Донской народный костюм: О создании сценического костюма на основе донской народной одежды. Ростов-на-Дону, Ростовское книжное издательство, 1986.
Народы Дона. Этнографические коллекции в собраниях музеев Ростовской области, альбом. Ростов-на-Дону, 2005.