Слайд 1Пособие для закрепления учебного материала учащимися 5-6 классов.
Иконографические типы
Спасителя и Богородицы
Слайд 2Главный центральный образ древнерусской живописи - Спас (Человек, Бог, Спаситель )
Основа
и источник образа - «Евангелие», что означает «благая весть» в четырех книгах
Жанры, в которых используется сюжет "Спаса": фреска, икона, мозаика, миниатюра.
Существовало два требования изображения Спаса в искусстве Византии и древней Руси:
- передать точный образ из Евангелия
- раскрыть божественное и таинственное начало образа Спаса
Слайд 3 "Спас Нерукотворный".
По легенде царь Авгарь из
города Эфесса был болен проказой, он послал за Иисусом художника, но тот отказался, так как "его" место было в Иудее, тогда художник решил нарисовать Христа и не смог, мешал свет, исходящий из него. Иисус взял чистый плат, умылся и вытер лицо платом. На нем отпечатался образ, который не тускнел, не портился от времени. "Спас нерукотворный" изображался часто в церквях. В XII веке был изображен Спас нерукотворный в Новгороде (сейчас находится в Третьяковской галерее) - это древнейшее, дошедшее до нас изображение Спаса нерукотворного на Руси.
Слайд 4Спас – Вседержитель - Пантократор
"Спас - вседержитель" (вершитель судеб" - в
нем Отец, Творец, Создатель, Владыка мира. Это поясное изображение Спаса с евангелием в одной руке, другая рука поднята в жесте благословения человека. Изображался в куполе церкви, так как церковь представлялась кораблем спасения, а купол небом, где ожидает людей Христос.
Эту икону можно увидеть в каждом православном храме". (Обычно фреска или мозаика "Пантократор" находится в центральной купольной части церкви). На иконе Христос предстает перед нами облаченным в гиматий и хитон. Лик Спасителя отражает возраст Христа периода проповедничества: у Него прямые гладкие волосы, спускающиеся на плечи, небольшие усы и короткая борода. Правая Его рука благословляет, левая поддерживает закрытое или раскрытое Евангелие.
Слайд 5Спас на престоле
Спас на престоле — эта икона имеет много общих
черт с предыдущим изображением (книга, благословляющая рука), но фигура Христа всегда изображаемся восседающей на престоле в полный рост. Престол — символ Вселенной, всего видимого и невидимого мира, а кроме того — знак царственной славы Спасителя.
царственная власть Христа (восседание на троне) Владыка мира является и его судьей. Это напоминание о грядущем страшном суде и ответе человека перед Богом. Здесь Христос недоступен, величав, неподкупен. "Спас на престоле", созданный в Новгороде в ХШ веке, украшен жемчугами и узорами, его поза статична, недвижимы складки одежды, прямо устремлен взгляд. Рука поднята в сдержанном благословляющем жесте, другая указывает на евангелие, по законам которого будет вершиться суд.
Слайд 6 Спас в силах
Все изображение помещено в алый прямоугольник, в углах
которого символы ангела, орла, льва и тельца (4-х евангелистов, несущих благую весть), внутри голубой овал - символ вселенной, ввокруг Иисуса крылатые "небесные силы", давшие название сюжету.
Все бесчисленное множество созданных образов Спаса составляет подлинное духовное богатство." Во всем нам подобен, кроме греха" — утверждала древняя богословская мысль.
Слайд 7Спас Эммануил
Спас Эммануил — образ Христа в возрасте двенадцати лет.
(Лик Спасителя соотносится с евангельским текстом: "И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник"). Эммануил переводится как "с нами Бог". У Исайи, старшего из четырех ветхозаветных пророков Израиля, читаем: "Итак, Сам Господь даст вам знамение: "Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя ему: Еммануил"(Ис.7.14). Отрок-Христос изображается в хитоне и гиматии и со свитком в руках. Образ встречается сравнительно редко.
Слайд 8Спас Благое Молчание — еще более редкая икона Христа. Если "Спас
Эммануил" и "Спас Нерукотворный" изображают Христа таким, каким он был на земле, а -"Спас в силах" — таким, каким он придет в конце времен, то "Спас Благое Молчание" — это Христос до Своего прихода к людям. И это единственное изображение Христа, где в нимбе вместо креста пишется восьмиконечная звезда. Звезду образуют два квадрата, один из которых обозначает божественность Господа, другой знаменует собой мрак непостижимости Божества. Спаситель изображается . в ангельском чине как юноша в белой далматике (мантии) с широкими рукавами. Руки Его сложены и прижаты к груди, за спиной — опущенные крылья. Икона передает ангельский образ Сына Божьего — Христа до воплощения, Ангела Великого Совета.
Спас Благое Молчание
Слайд 9
Спас Добрый Пастырь
Добрый Пастырь - второй древнейший образ Христа( после
Спаса Нерукотворного) уходит корнями в античную живопись. Первые изображения этого образа датируются II веком.
В 210 году н.э. Тертуллиан свидетельствовал, что видел изображение Доброго Пастыря на чашах для причастия и светильниках.
ДОБРЫЙ ПАСТЫРЬ - символический тип изображения Христа, широко распространенный в раннехристианском искусстве; раскрывает эпитет, прилагаемый к Христу в Св.Писании ("Аз есмь пастырь добрый, пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня." (Евангелие от Иоанна)).
Христос изображался в виде пастуха с жезлом, окруженного пасущимися овцами, или же, согласно Евангельской притче - с заблудшей овцой за плечами (Лк XV, 3-7).
В условиях гонений на христианство этот образ выражал идею особого покровительства избранным и прообразовывал грядущее скором времени Царство Божие.
Слайд 10 Во все времена иконописцы пытались передать лику Богородицы всю красоту, нежность,
достоинство и величие, на какие только было способно их воображение.
Богоматерь на русских иконах всегда в печали, но печаль эта бывает разной: то скорбной, то светлой, однако всегда исполнена душевной ясности, мудрости и большой духовной силы, Богородица может торжественно "являть" Младенца миру, может нежно, прижимать Сына к Себе или легко поддерживать Его — Она всегда полна благоговения, поклоняется своему Божественному Младенцу и кротко смиряется с неизбежностью жертвы.
Образ Богоматери
Слайд 11 Молящаяся или Знамение ("Оранта", "Панагия",)
Это изображение встречается уже в катакомбах
первых христиан. Божия Матерь изображена на иконе в фас, обычно по пояс, с руками, поднятыми на уровень головы, разведенными в стороны и согнутыми в локтях. (С древних времен этот жест обозначает молитвенное обращение к Богу). На Ее лоне, на фоне круглой сферы — Спас Эммануил.
Иконы этого типа также называются "Оранта" (греч. "молящаяся") и "Панагия" (греч. "всесвятая"). На Русской земле этот образ получил именование "Знамение", и вот как это случилось. 27 ноября 1169 года, во время штурма Новгорода дружиной Андрея Боголюбского, жители осажденного города вынесли на стену икону. Одна из стрел вонзилась в образ, и Богородица ликом обратилась к городу, источая слезы. Слезы упали на фелонь новгородского епископа Иоанна, и он воскликнул: "О дивное чудо! Как из сухого дерева текут слезы? Царице! Ты даешь нам знамение, что сим молишься пред Сыном Твоим об избавлении града". Воодушевленные новгородцы отразили суздальские полки...
В православном храме изображения этого типа традиционно помещают в верхней части алтаря.
Слайд 12Умиление ("Елеуса")
На иконе "Умиление" мы .видим Младенца-Христа, припавшего левой щекой к
правой щеке Богоматери. Икона передает полное нежности общение Матери и Сына. Поскольку Богородица символизирует также Церковь Христову, икона показывает вам всю полноту любви между Богом и человеком — ту полноту, которая возможна только в лоне Матери-Церкви. Любовь соединяет на иконе небесное и земное, божественное и человеческое: соединение выражено соприкосновением ликов и сопряжением нимбов.
Божия Матерь задумалась, прижимая к Себе Сына: Она, предугадывая крестный путь, знает, какие страдания ждут Его. Из икон этого типа в России наибольшим почитанием пользуется Владимирская икона Божией Матери.
Наверное, не случайно именно эта икона стала одной из величайших русских святынь. Тому много причин: и древнее происхождение, овеянное именем евангелиста Луки; и события, связанные с перенесением ее из Киева во Владимир, а затем в Москву; и неоднократное участие в спасении Москвы от ужасных набегов татар... Однако и сам тип изображения Богоматери "Умиление" находил, видимо, особый отклик в сердцах русских людей, идея жертвенного служения своему народу была близка и понятна русским людям, а высокая скорбь Богородицы, приносящей сына в мир жестокости и страданий, Ее боль были созвучны чувствам всех русичей.
Слайд 13Богоматерь Путеводительница (Одигитрия)-
многочисленное и излюбленное изображение Богоматери - путеводительницы. Одигитрии существовали
на Руси с древних времен, но особенно часто обращались к этому образу художник XV - XVI столетий. Такова Богоматерь -одигитрия, созданная Дионисием- великим русским художником. Фон иконы - нежная бирюза, поза строгая, рука обращена к сыну. Лицо младенца взрослое не по годам, в левой его руке сжато евангелие. В верхних углах изображение архангелов Михаила и Гавриила.
Слайд 14Богоматерь Семистрельная
Пресвятая Богородица изображается пронзенной семью стрелами. Пречистая Дева пишется с
вонзенными в Ее сердце мечами — три справа и четыре слева. Число «семь» в Священном Писании обычно означает полноту, избыточность чего-либо, а в данном случае — полноту и бескрайность того горя, печали и «болезни сердечной», которые испытала Богородица во время Ее земной жизни. Икона отображает евагельское повествование о том, как в сороковой день по Рождестве Христовом праведный Иосиф и Пресвятая Дева Мария принесли Богомладенца в храм для совершения над ним обрядов по закону Моисееву. Их встретил в храме святой старец Симеон, который возвестил присутствовавшим, что Младенец есть обетованный Мессия, а Богородице предсказал грядущие страдания, говоря, что Ей «оружие пройдет душу».
Слайд 15Цвет в иконописи
Византийцы считали, что смысл любого искусства - в красоте.
Они писали иконы, сияющие позолотой и яркими красками.
У каждого цвета было свое место, свое значение.
Цвета никогда не смешивались, они были светлыми или темными, но всегда чистыми.
В Византии цвет считали таким же важным, как и слово, ведь каждый из них имел свое значение. Одна или несколько красок создавали говорящий образ.
Обучаясь у византийцев, русские мастера-иконописцы приняли и сохранили символику цвета. Но на Руси икона не была такой пышной и строгой, как в императорской Византии. Краски на русских иконах стали более живыми, яркими и звонкими. Иконописцы Древней Руси научились создавать произведения, близкие местным условиям, вкусам и идеалам.
Слайд 16Золотой цвет. Пурпурный цвет.
Золотой цвет
Золотой блеск мозаик и икон позволял почувствовать
сияние Бога и великолепие Небесного Царства, где никогда не бывает ночи. Золотой цвет обозначал самого Бога. Этот цвет сияет различными оттенками на иконе Владимирской Божией Матери.
Пурпурный цвет
Пурпурный, или багряный, цвет был очень важен в византийской культуре. Это цвет царя, владыки - Бога на небе, императора на земле. Только император мог подписывать указы пурпурными чернилами и восседать на пурпурном троне, только он носил пурпурные одежды и сапоги (всем это строжайше запрещалось). Кожаные или деревянные переплеты Евангелия в храмах обтягивали пурпурной тканью. Этот цвет присутствовал в иконах на одеждах Богоматери - царицы Небесной.
Слайд 17Красный цвет. Белый цвет.
Красный цвет
Красный - один из самых заметных цветов
в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения - победы жизни над смертью. Но в то же время это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали на иконах мучеников. Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Иногда писали красные фоны - как знак торжества вечной жизни.
Белый цвет
Белый цвет - символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом Праведники - люди, добрые и честные, живущие "по правде". Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души.
Слайд 18Синий и голубой цвета. Зеленый цвет.
Синий и голубой цвета
Синий и голубой
цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное. Росписи во многих храмах, посвященных Богоматери, наполнены небесной синевой.
Зеленый цвет
Зеленый цвет - природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления. Зеленым цветом писали землю, он присутствовал там, где начиналась жизнь - в сценах Рождества.
Слайд 19Коричневый цвет. Черный цвет.
Коричневый цвет
Коричневый - цвет голой земли, праха, всего
временного и тленного. Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.
Черный цвет
Черный цвет - цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры - символы могилы - и зияющую адскую бездну. В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Например, на черном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос - старца в короне в иконе Сошествия Святого Духа. Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, - это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.
Цвет, который никогда не использовался в иконописи - серый. Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы.