Слайд 1
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида №6
г. Фрязино Московской области
Выступление
– презентация для педагогов:
«Изобразительное творчество и игра»
Г.Е. Голубева
Воспитатель высшей категории
2017год
Слайд 2
«…дело не только в том, чтобы научить детей видеть,
чувствовать и
понимать прекрасное в искусстве. Задача гораздо
сложнее – необходимо сформировать у них умение творить
прекрасное в своей повседневной деятельности,
повседневном труде, повседневных человеческих отношениях»
Б.М. Неменский
Изобразительное творчество – одно из любимейших занятий детей. Оно требует:
художественных способностей
знаний изобразительной грамоты
запас зрительных образов и впечатлений
творческого воображения
Слайд 3Основные способы стимулирования творческих способностей
обеспечение благоприятной атмосферы;
доброжелательность со стороны педагога;
обогащение окружающей
среды ребенка новыми предметами с целью развития его любознательности;
поощрение высказывания оригинальных идей;
обеспечение возможностей для практики;
использование личного примера творческого подхода к решению задач;
представление детям возможности активно задавать вопросы
Слайд 4
Влияние художественного творчества
на развитие психических функций
Развивает:
память
внимание
логическое мышление
образное мышление
воображение
речь
Слайд 5
«Игра – это огромное окно
через которое в духовный
мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире».
Василий Сухомлинский
Игровые занятия по изобразительному искусству помогают привить интерес к творчеству с помощью игры, в которой дети учатся:
наблюдать,
анализировать,
сравнивать,
выражать свои мысли,
получают необходимые навыки
в рисовании,
но лишь в непринужденной,
комфортной обстановке.
Время на таких занятиях летит
быстро и незаметно.
Слайд 6
В игре дети получают массу положительных эмоций:
радость творчества,
общение,
сотрудничество,
сопереживание,
азарт,
чувство победы,
возможность проявить свои таланты.
Счастье и радость в глазах детей – лучшая награда педагогу!
Игровые ситуации на занятиях выступают как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций в форме занятий происходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель перед детьми ставится в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве ее средства;
- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Слайд 7
Использование игр в изобразительной деятельности обусловлено своеобразными связями игры и художественного
творчества. Игра предшествует творчеству, способствует ему.
Игрой начинается изучение новой темы или закрепляются знания, умения и навыки по пройденному материалу. Игры-занятия лучше проводить в форме соревнований между командами. Обязательным условием игры является подведение итогов.
На занятиях изобразительного искусства игры решают одну или несколько задач. Можно выделить следующие из них:
-внимание;
-развивающие глазомер;
-тренирующие наблюдательность;
-развивающие творческие способности;
-воздействующие на эмоции и чувства;
-раскрывающие личностные возможности ребенка.
Большинство игр переводят ребенка из позиции объекта воспитания и обучения в позицию субъекта деятельности, в позицию творца.
Слайд 8
Игры можно использовать в следующих видах продуктивной деятельности
В рисовании
Слайд 12Изобразительное творчество и игра
предоставляют ребенку практически неограниченные возможности для самовыражения и
творчества в продуктах деятельности (рисунок, поделки), он тренируется в общении с окружающими, получает позитивный эффект от результата и процесса деятельности.
Слайд 13
Картотека дидактических игр по изобразительной деятельности
1. «Нарисуй теплую картинку»
Цель: уточнить
с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; продолжать учить составлять картинку по памяти, используя при раскрашивании теплую гамму.
Материал: 4 картинки с изображением несложных сюжетов, геометрические формы, встречающиеся на этих картинках, цветные карандаши, фломастеры, листы белой бумаги.
Правила игры: внимательно рассмотрев не раскрашенную картину-образец, по сигналу педагога перевернуть ее, изобразить на своем листе увиденный сюжет, раскрасить, придерживаясь теплой гаммы.
Игровые действия: изображение сюжета по памяти, дорисовка мелких деталей, использование нетрадиционных способов рисования для придания индивидуальности своей работе.
Творческие задания:
A) нарисуй «теплый» натюрморт;
Б) расскажи, что бывает оранжевым (розовым, красным, желтым);
B) раскрась одежду в теплые цвета. Какие овощи и фрукты бывают такого же цвета?
Слайд 142. «Кто нарисует больше предметов овальной формы?»
Цель: закрепить умение
детей быстро находить сходство овалов, расположенных горизонтально, вертикально или по диагонали, с целыми предметами растительного мира или их частями, дорисовать изображения.
Материал: карточки с изображениями овалов в разном положении, карандаши цветные и простые, фломастеры, мелки.
Правила игры: нарисовать овалами не менее 5 изображений растений, раскрасить их соответствующим цветом, комбинируя при этом различный изобразительный материал для полноты сходства с оригиналом.
Игровые действия: дорисовка по памяти знакомых растений, раскрашивание их в необходимые цвета.
Слайд 153. «Составь ежа из палочек»
Цель: учить схематично передавать образ, отвлекаться
от второстепенных признаков, передавая основные.
Материал: счетные палочки, или цветные бумажные полоски, или фломастеры.
Действия детей: выкладывают изображение палочками или рисуют полочки фломастером, или наклеивают изображение из полосок.
Слайд 164. «Портреты»
Цель: научить детей рисовать голову, используя шаблоны.
Материалы: лист
бумаги с прорисованным овалом лица; картонные шаблоны бровей, глаз, носа, губ, ушей, причесок.
Действия детей: на листе выкладывают шаблонами голову, обводят, раскрашивают получившийся портрет.
5. «Кто играет с нами в прятки»
Цель: учить детей сравнивать цвет, фон рисунка с окраской животных, которая позволяет этим животным быть незаметными на данном фоне.
Материал: карточки с фоном разного цвета (зеленый, желтый, полосатый, коричневый, белый), фигурки животных (лягушка, ягуар, тигр, белый медведь, заяц-беляк и заяц-русак и т.д.) для проверки правильности выполненного задания, помощи при изображении зверей.
Правила игры: взять по две карточки разного цвета, назвать животных с похожей окраской; получив фигурку, обвести ее на нужном фоне. Выигрывает тот, кто получит больше фигурок, а также сам нарисует подходящих животных, которых не было у педагога.
Игровые действия: угадывание «хитрых» животных, рисование их на карточках с соответствующим фоном.
Слайд 177. «Тепло-холодно»
Цель: закреплять представление о цветовом круге.
Игровые задания:
1. Построение
с ленточками:
А) выходят дети с ленточками основного цвета (красного, синего, желтого) и становятся в круг ;
Б) дети с ленточками дополнительного цвета подходят к ребятам с ленточками основного цвета и берут их за руки, составляя цветовой круг: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый;
В) между ними становятся дети с ленточками разнообразных оттенков: малиновый, бордовый, салатовый, коричневый и др.
2. Хоровод цветов (плясовые движения под музыку).
Оборудование: цветовой круг, разноцветные ленточки, аудиозапись «Мельница», муз. Т.Ломовой; «Дружат дети всей Земли», муз. Д.Львова-Компанейца и др.), вместо ленточек могут быть шапочки с разноцветными полосками (ободочками).
Слайд 186. Панно «Осень праздничная»
Цель: передавать настроение праздника с помощью цвета,
развивать творческое воображение, формировать навыки совместной деятельности.
Игровые задания:
Дети вспоминают признаки осени, праздников в городе (деревни); отмечают, как это выражается в цвете.
На больших листах бумаги (2-3 листа) «художники» (бригада «художников» выполняют композицию, вырезая изображения из бумаги согласно замыслу); можно использовать и природный материал, готовые формы.
«Главные художники» комментируют коллективные работы. Участники игры (жюри) решают, кому присудить первое (второе, третье) место.
После игры из сделанных панно может быть подготовлена общая композиция.
Оборудование: 2-3 листа бумаги для фона, цветная бумага, природный материал, клей, ножницы, кисти, дипломы победителям.