Слайд 1Человек в зеркале искусства
Жанр портрета
Слайд 2 Портрет (франц. portrait) — изображение определенного
человека или группы людей.
Жанр портрета получил
распространение в глубокой древности в скульптуре, а затем в живописи и графике. Различают парадный и камерный портреты. Бывают портреты парные и групповые. Особую категорию составляет автопортрет, на котором художник изображает самого себя.
Любой из портретов можно отнести или к психологическому портрету, или к портрету-характеру.
Слайд 3Искусство помогает познать человека. Не только увидеть его внешний облик, но
и понять его сущность, характер, настроение и др. Портрет почти всегда реалистичен. Ведь его главная цель — узнаваемость изображенного на нем человека. Однако обычно задачей художника является не точное копирование внешних черт модели, не подражание природе, а «живописное пересоздание» образа человека.
Слайд 4Религиозные представления в Древнем Египте, связанные с культом мертвых,
определили стремление к передаче портретного сходства в скульптурном изображении человека: душа умершего должна была найти свое вместилище. В начале XX в. археологи открыли всему миру замечательное портретное изображение царицы Нефертити. Созданный в IV в. до н. э., этот образ поражает плавностью линий профиля, изяществом гибкой шеи, воздушной легкостью и текучими переходами неправильных, но прелестных черт женского лица.
Слайд 5В искусстве Древней Греции особое место занимают
обобщенные, идеализированные образы героев или богов. В слиянии духовного и физического художники и скульпторы видели воплощение красоты и гармонии человека.
«Дискабол» Мирон V век до н. э.
Слайд 6Особой нежностью и теплотой веет от статуи Афродиты,
богини любви и красоты, изваянной скульптором Праксителем в IV в. до н.э. для храма на острове Крит. В этом изображении нет божественного величия, образ дышит удивительным покоем и целомудрием.
Слайд 7Римский портрет
связан с культом предков, со стремлением сохранить их облик для потомков. Это способствовало развитию реалистического портрета. Его отличают индивидуальные характеристики человека: величие, сдержанность или жестокость и деспотизм, одухотворенность или высокомерие.
ПОРТРЕТ КАРАКАЛЛЫ
Слайд 8Портретное искусство эпохи Возрождения словно объединяет в
себе заветы Античности и Средневековья. В нем снова звучит торжественный гимн могучему человеку с его неповторимым физическим обликом, духовным миром, индивидуальными чертами характера и темперамента.
В «Автопортрете» Альбрехта Дюрера (1471–1528) угадывается стремление художника найти идеализированного героя.
Слайд 9На закате XVI столетия в
творчестве испанского художника Эль Греко (1541—1614) возникает новый тип портрета, в котором передается необычная внутренняя сосредоточенность человека, интенсивность его духовной жизни, погруженность в собственный внутренний мир. Для этого художник использует резкие контрасты освещения, оригинальный колорит, порывистые движения или застывшие позы.
Одухотворенностью и неповторимой красотой отличаются запечатленные им бледные вытянутые лица с огромными темными, словно бездонными, глазами.
Слайд 10
В XVII в. главным критерием
художественности становится материальный мир, воспринимаемый через чувства. Подражание действительности заменило в портрете непонятность и необъяснимость психических проявлений человека, его многообразных душевных порывов. Очарование мягкого бархата и воздушного шелка, пушистого меха и хрупкого стекла, нежной, матовой кожи и сверкающего жесткого металла передается в это время с высочайшим мастерством.
М. Караваджо. Лютнист
М. Караваджо. Лютнист
Слайд 12Портреты великого голландца Рембрандта
(1606-1669) не без основания
считаются вершиной портретного искусства. Они по праву получили название портретов- биографий. Рембрандта называли поэтом страдания и сострадания. Люди скромные, нуждающиеся, всеми забытые ему близки и дороги. Художник с особой любовью относится к «униженным и оскорбленным».
Слайд 13Едва переступив порог, отделяющий XVII в. от XVIII, увидим на
портретах другую породу людей, отличающуюся от предшественников. Придворно-аристократическая культура вывела на первый план стиль рококо с его утонченно-обольстительными, задумчиво-томными, мечтательно-рассеянными образами.
Слайд 15Поиски героического, значительного,
монументального в искусстве связаны в XVIII в. со временем революционных перемен. Одним из гениальных скульптурных портретов мирового искусства является памятник Петру I французского скульптора Этьенна Мориса Фальконе (1716—1791), воздвигнутый в Петербурге в 1765—1782 гг.
Слайд 16XIX в. привнес в искусство
портрета изменчивость художественных вкусов, относительность понятия красоты. Новаторские искания в живописи обращены теперь к сближению с действительностью, к поиску многоликости образов.
В период романтизма портрет воспринимается как изображение внутреннего «я» человека, наделенного свободой воли. Настоящий романтический пафос выступает в портрете Ф. Шопена кисти французского художника-романтика Эжена Делакруа (1798—1863).
Слайд 17В портретном искусстве XX –ХХI вв. условно можно выделить два направления
. Одно из них продолжает классические традиции реалистического искусства, воспевая красоту и величие Человека, другое ищет новые абстрактные формы и способы выражения его внутреннего мира.
А. Осьмёркин. Прачка