Слайд 1Русский музей: выставка праздники по - русски.
Учитель Изо Кокорина Марина Алексеевна
7
класс.
Слайд 2В. Г. Шварц - "Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее
Михайловиче" (1865 год)
А вот еще из той же эпохи, но уже вычурно-парадно. За эту картину В. Г. Шварц был удостоен звания академика - торжественное шествие царя и патриарха из собора Василия Блаженного к Спасским воротам Кремля показано с предельной точностью в изображении одеяний, аксессуаров, древней архитектуры Москвы. И никакой грязи, Боже упаси! Хотя, может быть, ее и не видно, под кафтанами густо устилающими царский путь.... Кстати, художники пишущие картины на исторические темы были очень внимательны к мелочам в нарядах и предметах. Их интересовали даже швы на одеже и именно они были главными клиентами тогдашних антикваров.
Слайд 4А. И. Корзухин - "Девичник" (1889 год)
Слайд 5К. Е. Маковский - "Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской
площади в Петербурге" (1869 год)
А вот и еще Маковский. На этот раз событие изображено уже куда более позднее - это видно и по одежде и по форме балаганов. В веселом гулянии автор выразил образ "Всего Петербурга". А место, где все это происходит - Адмиралтейская площадь, образованна в 1822 году, нынче уже не существует - полностью слилась с Александровским садом, Адмиралтейским проспектом и одноименным проездом. Площади нет, а картина осталась... такая вот сила искусства. Кстати, именно За это полотно Маковский был удостоен звания профессора Академии Художеств
Слайд 7Б. М. Кустодиев - "Зима. Масленичные гуляния" (1919 год)
А вот работ
Бориса Кустодиева на выставке было много. И все они, разумеется, были "праздничного" характера. Говорят любил мастер праздники - как увидит праздник, сразу за холст и рисовать, и рисовать. Выходили у Кустодиева праздники яркие и живые... Мне на этой выставке запомнились две его картины на эту тему - первая - "Зима. Масленичные гуляния"...
Слайд 9Б. М. Кустодиев - "Вербный торг на Красной площади у Спасских
ворот" (1917 год)
... вторая - "Вербный торг на Красной площади у Спасских ворот". Опять яркие краски и событие - навсегда ставшее историей. Что до события - вербный торг "Верба" - весенний базар, который в царской России происходил на Красной площади в Лазареву субботу и Вербное воскресенье. На базаре торговали веточками вербы, игрушками, иконами, пасхальными яйцами, сладостями и т.д. Так же происходили "вербные катания" на лошадях и народные гуляния. В 1870-хх, с началом строительства здания Исторического музея "Вербный торг" был перенесен на Смоленский рынок. А после 1917 года и вовсе прекратил существование. Вот так писал про "Вербный торг" Иван Шмелев в своей книге «Лето Господне»: "Гаврила готовит парадную пролетку - для «вербного катанья» на Красной Площади, где шумит уже вербный торг, который зовется - «Верба». У самого Кремля, под древними стенами. Там, по всей площади, под Мининым-Пожарским, под храмом Василия Блаженного, под Святыми Воротами с часами, - называются «Спасские Ворота», и всегда в них снимают шапку - «гуляет верба», великий торг - праздничным товаром, пасхальными игрушками, образами, бумажными цветами, всякими-то сластями, пасхальными разными яичками и - вербой" В Петербурге "Вербный торг" проходил возле Гостиного двора. Вот фото начала века.
Слайд 11А. И. Корзухин - "Бабушкин праздник" (1893 год)
И еще одна картина
Александра Ивановича Корзухина. Праздник - он же не обязательно всеообщий и всенародный! Он же может быть таким личным, добрым и светлым!
Слайд 13А. Я. Волосков - "За чайным столом" (1851 год)
А вот еще
одно застолье - только теперь уже все чинно, достойно и никто не поет и, видимо, пьет. Вернее пьют все, но только чай. Каждый справляет свои праздники по своему.
Слайд 16Фиринат Халиков - "Праздник Гуся в древней Казани" (2007)
А вот картина
совсем свежая - написана всего пять лет назад. Автор - известный современный татарский художник Фиринат Халиков. Тема древняя... и опять "непонятная". Нет у славян такого праздника гуся.. а вот у татар есть! "День гуся" или "Праздник гуся" называется Паз-эмясэ, что в переводе означает: “Гусиная помощь”. Праздник древний и само его имя вмещает в себя множество смыслов. Во-первых, гусь - кормилец в татарских деревнях. Во-вторых, если в одной из семей собрались заколоть свое гусиное стадо, в работе и в сопровождающих ее обрядах помогают соседи и родственники. Есть еще и третий, более глубокий смысл. Как и в любом деле, в разведении гусей мусульманину помогает Аллах.
Слайд 17Г. А. Савинов - "День победы" (1972-1975)
День победы. Не парадно праздничный
со Сталиным, Жуковым и гордыми лицами непобедимых советских воинов, а тихий, немного печальный личный праздник. Молодые выглядят беззаботно, а в стариках ощущается печаль. Не в лицах, в самих силуэтах, блестящая работа художника. Вы обратили внимание - сколько наград на мундире, что небрежно повешен на спинку стула?