Слайд 1
ПРОЕКТ ПО ТЕХНОЛОГИИ и ИЗО
Картина в технике холодного батика
искусство художественной росписи
по ткани
"Цветочная фантазия"
« РОЗЫ »
Выполнила ученица 8М класса
Галиева Диляра
РУКОВОДИТЕЛЬ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА:
Жаркова Ольга Анатольевна – учитель ИЗО и технологии МБОУ « Лицей № 83»
Приволжского района
Казань.
Слайд 2
Картина "Розы", выполненная батиком
Слайд 3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Выбор и обоснование проекта
Цели и задачи проекта
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Основные проблемы выполнения проекта
Определение
формы и размеров изделия
Выявление основных параметров и ограничений
Критерии, которым должен удовлетворять проект
Назначение и область применения
Возможные варианты
Выбор оптимального варианта
Выбор материалов
Выбор инструментов, приспособлений и оборудования
Оценка возможностей
Предварительный расчет себестоимости изделия
Ожидаемый результат
Слайд 4СОДЕРЖАНИЕ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП
План работы над изделием
Последовательность изготовления картины
Организация рабочего места
Санитарно-гигиенические условия
Правила
безопасной работы
Уход за изделиями с батиком
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Экономические расчеты
Экологические проблемы
Самооценка
Рекламный проспект
Готовый результат
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Список литературы
(Приложение) Из истории батика.
Слайд 5ВВЕДЕНИЕ
Выбор и обоснование проекта
Моё самое любимое занятие – это рукоделие. Когда
в лицее начались уроки технологии, я научилась шить, вязать крючком и спицами. Моими работами украшена наша квартира. В этот раз я решила сделать в подарок своему любимому 8М классу картину, нарисованную батиком. Батик - роспись по ткани с использованием резервирующих составов. Этот вид рукоделия очень красивый, изящный и не трудный в выполнении. Я думаю, моя картина дополнит интерьер кабинета технологии. Куратором и руководителем проекта стала Жаркова Ольга Анатольевна учитель ИЗО и технологии.
Итак, решено, я буду делать картину, расписывая ткань батиком, для украшения кабинета технологии.
Цели и задачи проекта
Цель проекта: изготовить картину, расписанную батиком.
Задачи:
Проанализировать, какие аналогичные изделия уже разработаны и имеются в продаже.
Разработать свой вариант росписи батиком.
Подобрать недорогой, экологически чистый материал.
Разработать технологическую карту изготовления картины.
Совершенствовать и развивать умения и навыки в технике росписи батиком.
Оценить свои возможности в творческой деятельности.
Формировать умение самостоятельно добывать знания, расширять свой кругозор.
Оценить проделанную работу.
Слайд 6ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Основные проблемы выполнения проекта
Чтобы ничего не упустить в работе, составляю
схему.
Это поможет сосредоточиться и успешнее выполнить проект.
Слайд 8Возможные варианты
Модель - 1
Картина «батиком» «Пионы»
Пионы нарисованы на шелковой ткани акриловыми
красками «Javana»
на светло-бежевом фоне.
Размер 30*40 см
Модель - 2
Картина «батиком» «Розы».
Розы нарисованы на шелковой ткани
акриловыми
красками «Decola» фиолетовыми
оттенками на светлом фоне.
Размер 20*30 см.
Модель - 3
Картина «батиком» «Лилии»
Лилии нарисованы на хлопковой ткани акриловыми красками «Decola» на темно-зеленом фоне.
Размер 40*40 см
Слайд 9
Выбор оптимального варианта
№1. Картина красивая, небольшого размера. Но
она достаточно сложная и немного бледновата.
№2. Эта картина очень симпатичная и нежная. У нее очень красивая цветовая гамма. Мне кажется, что это идеальный вариант для моего проекта.
№3. Очень красивая и яркая картина. Но у нее слишком большой размер. Я считаю, этот вариант мне не подходит.
Я провела опрос среди своих близких и выяснила, что всем нравится именно этот вариант росписи.
Итак, решено: буду выполнять картину «батиком» № 2.
Слайд 10
Выбор материалов
Схема №3. Ткань для картины
Выбор: Я выбираю синтетическую ткань,
т.к.
на ней лучше всего
рисовать акриловыми
красками.
Схема №4.Краски для
рисования
КРАСКИ
Акриловые
Для батика
Выбор: Я выбираю акриловые краски, т.к. у них очень много оттенков и они очень хорошо ложатся на ткань.
Схема №5. Дополнительные материалы для создания картины
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Слайд 11
Выбор инструментов, приспособлений и оборудования
Оценка возможностей
Интеллектуальные возможности
Прежде чем приступить к работе,
мне надо оценить свои возможности: хватит ли знаний, умений и навыков для выполнения задуманного.
Думаю, что с поставленной задачей справлюсь.
Слайд 12
Материальные возможности
Прежде чем браться за работу, надо посмотреть, что у меня
есть, а что надо купить. Для создания картины мне понадобятся: ткань, рамка, краски, кисти, кнопки. Все это мне необходимо купить.
Финансовые возможности
Для покупки материалов нужны деньги. Где их взять? Схема № 7
Заработать
Найти
Деньги
Взять у родителей
Взять взаймы
Заработать - хороший вариант, но я ещё не смогу самостоятельно заработать деньги.
Найти - нереально, да и вариант не очень хороший.
Взять взаймы - неудобно, так как придётся отдавать.
Взять у родителей - хороший вариант и родители не откажут.
Слайд 13Предварительный расчёт себестоимости изделия
Таблица №4. Затраты на материалы
Ожидаемый результат
Общий фон картины
является продолжением экспозиции и красочно дополняет художественный замысел.
Я считаю, что это идеальный вариант для моего проекта.
Картина нанесена на синтетическую ткань красками «Decola». Размер картины 20*30см. Основное поле ткани заполнено прекрасными розами , необычного нежно - фиолетового цвета.
Слайд 14ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП
План работы над изделием
Выкройка ткани.
Нанесение рисунка на ткань.
Нанесение контура.
Роспись ткани.
Окончательная
отделка.
Последовательность изготовления картины
Слайд 16
Организация рабочего места
Рабочее место должно быть удобным, стол для работы должен
стоять так, чтобы свет падал с левой стороны или спереди. Инструменты и приспособления располагают в правой стороне стола, а материалы – с левой. Необходимо следить за правильной посадкой при рисовании. Во время работы грудь не должна быть сжата, корпус слегка наклонен вперёд, расстояние от глаз до работы 25-30см. Стул должен стоять так, чтобы можно было опираться на его спинку.
Санитарно-гигиенические
условия
Рабочее место для рисования должно быть хорошо освещено, но свет не должен слепить глаза.
Чтобы не уставали глаза, пальцы, нужно делать перерывы в работе через каждые 30мин.
Перед началом работы необходимо вымыть руки, чтобы изделие осталось чистым даже после ваших рук.
Правила безопасной работы
Нельзя пользоваться ржавыми кнопками. Они могут оставить следы на ткани.
Работать осторожно, чтобы не попасть кисточкой в глаз.
Аккуратно обращаться с красками.
Уход за изделиями с батиком
Обтянуть картину на картонку и аккуратно вставить в рамку, что бы изделие приобрела красивый, законченный вид.
Слайд 17ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Экономические расчеты
Определим себестоимость изделия (С), на производство которого требуются следующие
затраты: С = Мз + АО + Роп + Зпр, где
Мз – материальные затраты;
АО—амортизационные отчисления;
Роп – расходы на оплату труда;
Зпр – затраты прочие
Определим материальные затраты (Мз):
Материальные затраты составили 284 руб.
Слайд 18
Экономические расчеты
Определим амортизационные отчисления (АО):
АО=АИН+АОБ, где
АИН—амортизация инструментов;
АОБ—амортизация оборудования.
Рассчитаем амортизацию инструментов (АИН):
АИН=СО × НО : 100, где
НО — норма амортизационных отчислений, %;
СО — стоимость основных фондов, руб.
Норма амортизационных отчислений составляет 10% от их стоимости.
Кисти: 60 руб. × 10% : 100=6 руб.
Кнопки: 15 руб. × 10% : 100=1,5 руб.
Итого: 7, 5руб.
Слайд 19
Экономические расчеты
Полное списание инструмента производится через 2 года (24 месяца).
Амортизационные отчисления
за один месяц будут составлять:
АИН = 7,5руб. : 24=0.31 руб.
Амортизационные отчисления за один день будут составлять:
АИН= 0,31руб. : 22 (рабочих дня)=0.014 руб.
Расход на амортизацию инструментов составляет 0.01 руб. в день.
Определим расходы на оплату труда (Роп):
Роп = Зп: 22дня: 2.5ч × Враб, где
Зп – заработная плата подростка за месяц, руб.;
Враб – время рабочее, ч.
Роп = 5205 : 22дня : 2,5ч × 4ч = 378.55руб.
Вывод: расходы на оплату труда составили 378.55 руб.
Определим затраты другие (Здр):
Здр = Эз + Трас, где
Эз – энергетические затраты, руб.;
Трас – транспортные расходы, руб.
Рассчитаем энергетические затраты (Эз):
Эз = N × Враб × Тбыт, где
N – мощность источника, кВт. × ч;
Враб – время работы, ч;
Тбыт - тариф бытовой, руб.
Слайд 20
Энергетические затраты
Энергетические затраты составили 0.7руб.
Транспортные расходы составили 30 руб.
Затраты другие составили
30.70 руб.
Подсчитаем полную стоимость картины:
С = 284 руб. + 378.55 руб. + 30.7 руб. = 693.25 руб.
Полная стоимость картины: 693 руб. 25 коп
Слайд 21
Экологические проблемы
Изготовление картины с применением красок «Decola» для батика – экологически
чистый процесс. Он безотходный (обрезки ткани минимальны) и безвредный (не выделяются вредные вещества, нет веществ, загрязняющих воду и почву).
Вреда своему здоровью во время изготовления картины я не нанесла, так как соблюдала все правила гигиены и безопасной работы. Работала не более 2 часов в день с перерывами. Рабочее место я содержала в чистоте.
Я надеюсь, что моя картина с изображением роз будет радовать других так же, как и меня.
Самооценка
Я очень старалась, когда рисовала картину. Она получилась красивой. Мои родные и близкие, особенно мама, были очень довольны. Моя картина очень подходит под интерьер нашего кабинета технологии.
Другая положительная сторона проекта заключалась в том, что это единственная модель и больше такой картины я нигде не встречала.
При изготовлении изделия я освоила следующие новые навыки: как правильно наносить фон, выделять четко контур, подбор и сочетание цвета.
Считаю, что в целом проект получился хороший. Мне нравятся изделие, которое я сделала для нашего кабинета технологии.
Я надеюсь, что мой проект будет оценен достойно.
Слайд 22
Рекламный проспект
«ЛЕОНАРДО»
Хобби – гипермаркет – сделай своими руками
У нас вы сможете
приобрести всё необходимое для рисования: краски, кисти, холсты, обучающие книги и многое другое…
Низкие цены и доброжелательные продавцы!!!
Адрес: Казань, Пр. Ибрагимова д.56
Телефон: +7(843) 518-83-31
МЫ ВАС ЖДЁМ!!!
Слайд 23
Готовые изделия
Фото№1 Картина в рамке
Картина нанесена на синтетическую ткань красками «Decola».
Размер картины 20*30см. Основное поле ткани заполнено прекрасными розами, необычного нежно - фиолетового цвета. Общий фон картины является продолжением экспозиции и красочно дополняет художественный замысел.
Картина получилась именно такой, как я и хотела. Наш кабинет технологии преобразился. Мои родные и друзья остались очень довольны моей работой.
А учитель технологии, Ольга Анатольевна, оценила мою работу на отлично.
Слайд 24
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Волшебный батик. — Издательство «Рипол Классик» 2012.
2. Лучшие
проекты учащихся.
3.Технология. 5-9 классы. Организация проектной деятельности / авт.- сост. О.А. Нессонова и др. – Волгоград: Учитель, 2009
4.Технология. Этот чудесный батик: конспекты занятий к разделу «Художественная роспись ткани» / авт.-сост. А.А.Ярыгина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 78 с.
5.Ресурсы интернета.
http://www.handmade72.ru/pages/История-происхождения-батика-в-разных-странах-мира..html
http://nhkt.narod.ru/batik.htm
http://anysite.ru/publication/batik
http://referatwork.ru/refs/source/ref-17003.html
http://art.ioso.ru/wiki/index.php,
http://trudovichka.ru/
Слайд 25
ПРИЛОЖЕНИЕ
История развития батика
Батик — batik — индонезийское слово. В переводе с
индонезийского оно означает «капля воска». Membatik — рисовать, покрывать каплями, штриховать. Техника батик основана на том, что парафин, резиновый клей, а также некоторые другие смолы и лаки, будучи нанесёнными на ткань, не пропускают через себя краску — или, как говорят художники, «резервируют» от окраски отдельные участки ткани. Роспись шелка – это захватывающий мир творчества, это подлинное наслаждение. Существует множество способов росписи по щелку, каждый из них требует различных материалов, различных технических приемов и процессов. Искусство украшать ткани пришло к нам из глубины веков. Родиной их считается Китай и Индия. В те давние времена использовали природные красители растительного и животного происхождения. Сегодня используют высококачественные зарубежные красители, которые не выгорают на солнце и не линяют при стирке. Раскрашивание ткани - необыкновенно завлекательное действие: из под Вашей кисти на отрезке материи появляются различные произведения, оригинальные натюрморты, незабываемые узоры. Это увлекательное занятие помогает даже ребенку почувствовать себя настоящим художником, проявить художественное чутье и претворить в жизнь по настоящему уникальные произведения искусства. Выбор предметов для рисунка довольно велик: картины, шали, занавески, платья и многое другое - выбор для воображения огромный. Чтобы роспись по шелку удалась, потребуются специальные умения. Кроме того, во время Вашего творчества с шелком Вы сами создадите какие то свои техники.
Слайд 26
ПРИЛОЖЕНИЕ
История развития батика - техника
1. Горячий Батик
Способ "горячий батик" наиболее
живописен, но весьма трудоемок и сложен для воплощения. Наиболее древняя технологическая разновидность росписи. Горячим он называется потому, что резервирующее вещество используется только в горячем виде. Соотношение прокрашенных и непрокрашенных благодаря нанесению воска фрагментов и создаёт неповторимый узор росписи. Варианты резерва для горячего батика: 1) Фабричная восковая масса фирмы «Кройль» 500 г; 2) Парафин 250 г, искусственный воск 230 г, технический вазелин 20 г; 3) Парафин 400 г, натуральный воск 100 г. Массу расплавляют на водяной бане до однородности. В горячем батике разогретый резервирующий состав используется для нанесения контура, им же покрываются отдельные участки ткани для предохранения их от растекающейся краски. Благодаря тому, что контурные линии здесь не обязательны, в рисунке возможны мягкие переходы тонов. Соединение различных технических приемов нанесения резервирующего состава позволяет делать более тонкие и разнообразные разработки орнаментальных форм, в особенности цветочных мотивов. Перед началом росписи в технике горячий батик ткань промывают в горячем содовом растворе (на 10 л воды -1 столовая ложка соды). Содовый раствор смывает все промышленные добавки, которые используют во время обработки. Ткань становится чистой и немного усаживается, что предотвращает деформацию рисунка после нанесения его на ткань. Когда ткань просохнет, ее натягивают на раму. Рисунок наносят простым карандашом (не химическим).
Слайд 27
2 Холодный батик
Эта техника росписи по ткани использует специальный резервирущий
(ограничивающий растекание краски по ткани) состав холодным, в отличие от техники горячего батика. Холодный батик основан на том, что при этом способе росписи тканей все формы рисунка, как правило, имеют замкнутую контурную обводку (резервирующим составом), что придает своеобразный характер рисунку. Для нанесения на ткань контура рисунка применяют стеклянные трубочки. Наиболее распространенная и удобная в работе трубочка с загнутым тонким концом и резервуаром, расположенным ближе к ее рабочей части. Резервуар представляет собой шаровидное утолщение и служит для запаса резервирующего состава. Загнутый конец трубочки должен иметь тонкие стенки, так как ширина контура зависит не только от величины отверстия, но и от толщины трубочки.
Холодный батик основан на применении резервирующих составов, ограничивающих растекаемость краски по полотну. Художественная особенность этого способа росписи в том, что обязательный цветной контур придает рисункам четкий графический характер. При этом количество цветов не ограничивается. Резервирующий состав наносят на ткань в виде замкнутого контура. Хорошее проникновение резерва в ткань - важнейшее условие в контурной росписи. Если при нанесении контура останутся пропуски и разрывы, краска выйдет за пределы рисунка. При работе на плотной ткани наводят толстый контур, а на прозрачных, легких тканях - более тонкий. После того как контур рисунка наведен, ему дают просохнуть. Перед нанесением краски необходимо проверить качество наведения резерва на изнаночной стороне образца, капнув вовнутрь каждой формы воды. Если в каком-либо месте вода пробивает резерв, этот участок образца следует просушить и навести резерв вторично, но уже по изнаночной стороне. После этого снова проверьте качество линии. Начинать заливку цветом следует с самых светлых тонов, чтобы легче было перекрыть более темным тоном нежелательный брак. При этом не следует забывать, что участки рисунка необходимо равномерно насыщать краской, чтобы не образовывались разводы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
История развития батика - техника
Слайд 28
3 Свободная роспись
Техника свободной росписи получила значительное распространение, так как
она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду. Свободная роспись по тканям из натурального шёлка и синтетических волокон производится в основном анилиновыми красителями (иногда с различными загустителями), а также масляными красками с растворителями. Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом.
4 Свободная роспись с применением солевого раствора
Натянутую на подрамник ткань в зависимости от характера рисунка либо пропитывают водным раствором поваренной соли и после высыхания расписывают, либо роспись ведут красками из основных красителей, в которые введен раствор поваренной соли. Все это ограничивает растекаемость краски, дает возможность выполнять рисунки свободными мазками, варьируя форму и степень насыщенности цветом. Роспись производят при помощи ватных тампонов и кистей различной величины, более или менее пропитанных краской, благодаря чему можно выполнять сочные, насыщенные цветом или полутоновые мазки различного характера. Если рисунок требует мелких разработок - деталей, тампон делают с тонким заостренным концом.
ПРИЛОЖЕНИЕ
История развития батика - техника
Слайд 29
ТВОРИТЕ, ДЕРЗАЙТЕ, ПРОБУЙТЕ…
УСПЕШНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ!!!