Слайд 1«Первые шаги в мире искусства»
Программа художественно –эстетического развития детей 3-7
лет в изобразительной деятельности
Цель программы- воспитание художественно-эстетической культуры ребенка через призму духовно-нравственных ценностей и художественное творчество.
В программе для реализации этого предлагается поступательная система действий: видим (изображение), слышим (слово, звук), чувствуем, представляем, действуем — творим.
Слайд 2ЗАДАЧИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ:
В процессе приобщения детей к искусству решаются следующие задачи:
Формирование
нравственно-эстетической отзывчивости, эмоционально-ценностного отношения к миру;
Формирование творческой активности в различных видах художественной деятельности;
Формирование знаний, умений и навыков как инструментария в решении содержательных (выражение отношения) и творческих задач, связанных с созданием детьми посильного художественного образа.
Слайд 3Виды занятий:
Широко используются игровые занятия-путешествия, игры по ознакомлению с жанрами изобразительного
искусства, игровые упражнения на развитие ассоциативного мышления, фантазии, образной памяти.
Применяются следующие виды занятий:
практическая работа
выставка
конкурс
игра- сказка
игра- путешествие
коллективное творчество
Слайд 5Основные принципы программы:
Опора на природу ребёнка и синкретичность детского художественного творчества.
Принцип постоянства связи с жизнью, реальным детским опытом.
Игровой принцип вовлечения детей в процессы художественно-образного познания на занятиях.
Освоение материала программы на основе личностного переживания, проживания, использования богатства чувств и ощущений.
Взаимодействие разных видов искусства и художественно-творческой деятельности на занятиях.
Взаимосвязь восприятия и художественно-практической деятельности на занятиях.
Олицетворение, одушевление как естественная форма общения ребенка с окружающим миром.
Слайд 6«Совместно – индивидуальная»
«Совместно – взаимодействующая» (Коллективная работа)
Формы организации изобразительной
деятельности
Слайд 7«Совместно – индивидуальная» - Задание каждому выдается сразу, вначале работы индивидуально
и затем корректируется в зависимости от того, что сделано другими. Выполняя свою часть работы, ребенок знает, чем лучше он сам выполнит то, что ему поручено, тем лучше будет работа коллектива.(из индивидуальных детских работ оформляется коллективное цельное панно)
«Совместно – последовательная», когда композиция от занятия к занятию постепенно наращивается новыми деталями, обретая завершённую форму
«Совместно – взаимодействующая» (Коллективная работа) - работа выполняется всеми участниками одновременно, а индивидуальная линия детского творчества как бы стирается, растворяясь в единой работе.
Слайд 8 «Совместно – последовательная»
Слайд 9Используемые материалы:
мольберты (напольные и настольные)
в качестве основы для выполнения плоскостных изображений
— белая и тонированная бумага (форматы А4, АЗ, А2), обои, картон, оберточная бумага, бумага для пастели;
для выполнения живописных заданий — гуашевые краски, акварельные краски (используются чаще всего в сочетании с восковыми мелками, масляной пастелью, черным водоотталкивающим фломастером), пастель, кисти разных размеров — широкие, жесткие из щетины и мягкие, большие круглые и тонкие для прорисовки деталей, а также баночка для воды и тряпочка;
для выполнения рисунков — простые и цветные карандаши, восковые мелки, уголь, сангина, фломастеры, черная тушь и палочка, гелиевые ручки;
для конструирования, моделирования из бумаги, выполнения заданий в технике аппликации — цветная, белая плотная и тонкая бумага, бумажные салфетки, картонные коробочки, ножницы, клей ПВА,
для декоративных работ — штампики или картофельные клише (для нанесения узора), лоскуты ткани, фантики, конфетти, серпантин, блестки, пуговицы и т. п.;
природный материал — осенние листья, шишки, коряжки, кора дерева, желуди, перья, семена, мох и т.д.
музыкальный центр и cd-диски с записью классических произведений
Слайд 12Методическое сопровождение:
Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. Программа для дошкольных
образовательных учреждений.
Горяева Н.А. Маленький художник: пособие для работы с детьми 3-4 лет;
Горяева Н.А. Маленький художник: пособие для работы с детьми 4-5 лет;
Горяева Н.А. Маленький художник: пособие для работы с детьми 5-6 лет;
Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки».
Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала.»
Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду: Путешествия в тапочках, валенках, ластах, на ковре-самолете и в машине времени.
Грибовская А.А. Дошкольникам о графике, живописи, архитектуре и скульптуре.
Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации.
Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом.
Комарова Т.С., Пантелеева Н.Г. Знакомим дошкольников с искусством портрета.
Слайд 17Ожидаемые результаты:
Владение техническими приёмами работы с различными материалами.
Умения и навыки
в изобразительной деятельности:
• широко и уверенно смешивать краски на всей поверхности листа, создавая живой, эмоциональный фон-настроение (подмалевок); строить изображение цветом, работая от пятна, уметь использовать цвет как средство передачи своего отношения к изображаемому, избегать схематичной закраски;
• изображать растения, животных, людей, предметы, архитектурные сооружения в соответствии с поставленными задачами, используя разные графические материалы;
• передавать в рисунке движение, соотношения величин, характеры, эмоциональные состояния, взаимодействие между изображаемыми персонажами, компоновать изображение на листе;
• уметь использовать средства художественной выразительности (цвет, линию, форму, объем, композицию и т. д.) для создания посильного образа.
2. Выраженная потребность в художественно-эстетической деятельности.
3. Стремление к творческому решению поставленных художественно-изобразительных задач.
4. Интерес к художественно-эстетической жизни общества. Умение замечать и ценить красоту.
Слайд 18Направления работы:
Рисование
Аппликация
Графика
Слайд 19Рисование
Вторая младшая группа
Первоначальное освоение ребёнком художественных материалов.
Задача - пробуждать и
всячески поддерживать у ребенка заинтересованное отношение к изобразительным возможностям материалов, а также к самому процессу рисования.
Учатся правильно держать кисть и карандаш. Осваивают разные способы и приемы работы с красками. Учатся изображать пред меты округлой формы, предметы, состоящие из прямых линий и их пересечений.
Слайд 21Средняя группа
«Играя, мы познаем и творим»
Первоначальное творческое приобщение детей к окружающему
миру и накопление опыта отношения к нему.
Задача – эмоциональное, игровое вовлечение детей в образное познание окружающего мира через разнообразные виды художественной деятельности.
Это время активного вхождения детей в образное проживание программного материала, время эстетических открытий, которые делает ребенок, соприкасаясь с предметным миром. Познание в образной форме дает возможность по-новому посмотреть на привычные предметы, вещи, явления, наполнить их новыми красками, яркими характеристиками, доступными этому возрасту. Дети еще многого не умеют и все же освоение способов и приемов изображения идет параллельно с образным решением, предполагающую определенную свободу действий. При выполнении практических заданий ребенок не привязывается к застывшим, мертвым схемам. Его нацеливают на содержательную сторону воспринимаемого образа (передачу движения, характера, настроения). Это помогает проявляться во всей полноте детской непосредственности и искренности.
Закрепляют умение изображать предметы различной (освоенной в предыдущей группе) формы, как одночастные, так и из нескольких частей, передавать расположение частей, характерные детали формы
Слайд 24Старшая группа
«Мы как художники познаем мир природы»
Первоначальное развитие умения видеть красоту
природного мира.
Задача – развитие наблюдательности, активности восприятия, способности к переживанию и сопереживанию. «Зоркость глаза», «зоркость руки», «зоркость души» (Б.М. Неменский)
Дети учатся всматриваться в образы природы, не только замечать, но и переживать моменты выразительности форм, красочных пятен, линий объемов.
Способность к любованию, умение широко работать красками, организуя цветом всю поверхность листа, помогают ребенку преодолевать примитивную раскраску, уходить от цветовых стереотипов.
Совершенствуется техника рисования гуашевыми красками (смешивать краски, поиск «мерцающего мазка»)
Учатся легко, уверенно пользоваться кистью - умело проводить линии в разных направлениях
Учить передавать основную форму частей предмета, уподоблять ее известным геометрическим формам
Слайд 27Подготовительная группа.
«Мы познаем реальный мир и мир фантазий»
Первоначальное развитие воображения
и фантазии, умения видеть красоту природного мира.
Задача – развитие творческой фантазии и воображения.
В этом году основные усилия направлены на, чтобы помочь детям увидеть , что художник в своем творчестве отталкивается от природы. Изображая мир он преобразует его силой своего воображения и фантазии. Его творческая деятельность заключается в переработке, видоизменении, переосмыслении природных форм, приводящих к рождению ярких, выразительных образов, новой художественной реальности.
Закрепление навыка работы с материалом, поиск самостоятельных средств и способов художественного изображения.
Расширение цветовой палитры за счет самостоятельного поиска новых цветов и оттенков.
Формирование умения создавать выразительный образ в родственной цветовой гамме.
Дети самостоятельно выбирают художественные материалы для создания выразительного образа (для пейзажных рисунков использовать акварель или пастель, для декоративного панно - гуашь, для предварительных набросков или эскизов - уголь или простой карандаш);
В этом году особое внимание обращается на решение композиционных задач в ходе создания сюжетного изображения. Сами сюжеты носят более развернутый характер.