Слайд 1Портфолио по ИЗО как инструмент учета творческих достижений обучающихся
Боровикова Л.Б.
учитель
ИЗО
МБОУ гимназия №1
г.Мончегорск
Слайд 2Как педагогу дать объективную оценку планируемым результатам образования согласно требованиям ФГОС
Введение
новых образовательных стандартов диктует необходимость изменения в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов.
Слайд 3
Основная идея обновления общего образования состоит в том, что оно должно
стать более индивидуализированным, дифференцированным, ориентированным на создание условий выбора для удовлетворения образовательных потребностей учащихся. Реализация этих идей направлена на изменение целей, содержания, технологий организации подходов к оценке образовательных результатов учащихся.
Слайд 4ФГОС регламентирует новую систему оценки знаний учащихся, основными особенностями которой являются:
оценка
предметных, метапредметных, личностных результатов;
оценка способности решать учебно-практические задачи;
сочетание внутренней и внешней оценки
комплексный подход:
использование стандартизированных работ (устных, письменных);
нестандартизированных работ: проектов, практических работ, портфолио, самоанализа, самооценки и др.
уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов;
накопительная система оценки индивидуальных достижений;
интерпретация результатов на основе контекстной информации
Слайд 5С точки зрения педагогических задач, которые должна решать оценка, очень важно,
чтобы её новые формы позволяли одновременно в ходе изучения темы отражать индивидуальные достижения детей и на определенном этапе сравнивать их достижения с некоторым эталоном.
Снять противоречие между этими двумя задачами позволяет:
1) подход, используемый в технологии уровневой дифференциации обучения;
2) использование таких форм интегрированной оценки, как «портфель достижений» и защита проекта, направленных на сближение школьной оценки и реальной оценки общества, которое оценивает и качество, и сложность выполняемых заданий и проектов, и способность приобретать новые знания, и способность работать в коллективе, и поведение ребёнка в проблемной ситуации.
Слайд 6
Одним из ориентиров качественного обновления оценки является технология портфолио.
Слайд 7
Портфолио (в широком смысле этого слова) - это способ фиксирования, накопления
и оценки индивидуальных достижений школьников. Он относится к ряду индивидуализированных оценок и ориентирован не только на процесс оценивания, но и самооценивания
Слайд 8
Основной целью оценивания является оказание помощи учащимся в развитии их способностей
анализировать собственную деятельность, сопоставлять её с общепринятыми стандартами и на основе этого пересматривать, совершенствовать, перенаправлять свою энергию, проявлять инициативу для достижения собственного прогресса.
Слайд 9
Портфолио не только является современной формой оценивания, но и помогает решать
важные педагогические задачи:
-поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
-поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
-развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
-формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Слайд 10
Портфолио – это целенаправленная работа учащихся, которая демонстрирует их
усилия, прогресс,
достижения…
Д. Метр
Слайд 12В моей педагогической практике средством предъявления собственных достижений является портфолио по
изобразительному искусству, в который входят творческие работы, самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения, размышления, мини-сочинения и др.
Кроме того, в портфолио могут быть включены и иные «документы»: титульный лист, тематический план работы на год, карта успешности, критерии оценки, лист советов учителя, график творческого роста и материалы, характеризующие ребенка с точки зрения его внеучебной и досуговой деятельности. Все это средства, позволяющие самому ребенку и его родителям прослеживать динамику учебной успешности.
Слайд 13
Рассматриваю портфолио как результат творческой деятельности учащегося. Это позволяет увидеть творческий
рост и самому ученику, и родителям, и одноклассникам, и учителям. В конце года на одном из последних уроков организую выставку портфолио по изобразительному искусству. По желанию ученик предоставляет свой портфолио для просмотра товарищам, проводится обсуждение положительных наработок, удачных творческих работ, интересных находок в подборе и оформлении теоретического материала, в выборе художественных техник
- высокий
- средний
- низкий
Слайд 16Карта успешности
по изобразительному искусству.
Ф. И. учащегося ___________________________________________
Класс___________МБОУ гимназия № 1
г.
Мончегорск ________________учебный год
Внеклассная творческая деятельность
__________________________________________________________________
Рекомендации
__________________________________________________________________
Лучшие работы, выполненные учащимися
Слайд 17График успешности
Ф. И. ученика_____________________________________
Класс___________________________________________
Слайд 18Рекомендации по организации системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся.
Портфолио
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=449
Слайд 19методы оценивания:
наблюдения за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением
в обучении (например, наблюдения за совершенствованием техники чтения и письма, или за развитием коммуникативных и исследовательских умений, или за развитием навыков учения и др.),
оценку процесса выполнения учащимися различного рода творческих работ
оценку результатов рефлексии учащихся (разнообразных листов самоанализа, протоколов собеседований, дневников учащихся и т.п.).
Слайд 20Методами, служащими цели получения интегральных оценок, являются также портфолио, выставки и
презентации крупных целостных законченных работ, отражающие результаты усилий, затраченных детьми на протяжении длительного времени и требующих для своего выполнения активизации различных сторон учебной деятельности – от навыков организации своего процесса учения до отражения уровня освоения формальной системы знаний.
Слайд 21 Учитель, выполняющий в целом все требования описанной выше технологии, имеет
следующую совокупность данных об отдельных сторонах учения ребенка и его учебных достижениях
Слайд 22 Листы наблюдений,
отражающие динамику
Слайд 23Оценка выполнения работы
отражающая данные об особенностях выполнения отдельных видов учебной деятельности
учащимися
Слайд 24Результаты тестирования
отражающие, как правило, учебные достижения учащихся в освоении материала отдельных
тем курса.
Этот метод рекомендуется использовать на этапе проведения тематических зачетных работ, а также на этапе стартовой диагностики.
Слайд 25Результаты оценок ответов учащихся,
отражающих этапы формирования системы предметных знаний и универсальных
навыков
Слайд 26Результаты самоанализа учащихся,
отражающие меру осознанности каждым ребенком особенностей развития его собственного
процесса обучения.
Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся самоконтроля и саморегуляции; на ключевых этапах становления важнейших предметных способов учебных действий, а также с целью самооценки своего поведения.
Слайд 27В идеале в состав портфолио каждого ребенка для характеристики сторон, связанных
с его/ее учебной деятельностью, могут (должны) входить:
Слайд 28
подборка детских работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, объем и глубину знаний,
достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии.
Слайд 29
систематизированные материалы текущей оценки
отдельные листы наблюдений,
оценочные листы и материалы процессов выполнения
отдельных видов работ,
результаты стартовой диагностики (на входе, в начале обучения) и результаты тематического тестирования;
выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся.
Слайд 30
материалы итогового тестирования и/или результаты выполнения итоговых комплексных работ.
Кроме того, в
портфолио могут быть включены и иные документы, характеризующие ребенка с точки зрения его внеучебной и досуговой деятельности.
Слайд 31
Совокупность этих материалов дает достаточно объективное, целостное и сбалансированное представление –
как в целом, так и по отдельным аспектам, – об основных достижениях конкретного ученика, его продвижении во всех наиболее значимых аспектах обучения.