Слайд 1
Адылова Н.Г.
Учитель МХК
МБОУ «Ореховская средняя школа»
ПОИСКОВО-ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
НА УРОКАХ МХК
(из
опыта работы)
Слайд 2«Курс МХК в школе по большому счету нацелен на то, чтобы
будить человеческое в Человеке. Он призван способствовать становлению личности учащегося, формированию его мировоззрения, характера, быть может, даже внешнего облика, т.к. соприкосновение и знакомство с шедеврами мировой культуры помогает выработать критерии красоты и нравственных приоритетов, формирует понимание цели жизни и предназначения каждого из людей, приходящего в этот мир для добра и созидания».
М.И. Картавцева
Слайд 3Искусство напоминает жизнь
каждого человека:
Слайд 4Мы подобны мореплавателям из поэмы
Ш. Бодлера «Плавание», которые ищут
неведомую страну, через познание искусства, через познание жизни и мира в целом.
Душа наша – корабль,
Плывущий в Эльдорадо.
В блаженную страну
Ведёт какой пролив?
Слайд 5Какой путь выбрать, чтобы достичь цели: заинтересовать учащихся своим предметом, разбить
в их душах камни безразличия, вырвать сорняки будничности и пролить в сердца детей живительную влагу разума, добра и красоты.
Старый капитан! В дорогу! Ставь ветрило!
Нам скучен этот край! О, капитан, скорее в путь!
Пусть небо и вода – куда черней чернила,
Знай, тысячами солнц сияет наша грудь!
Обманутым пловцам раскрой свои глубины!
Мы жаждем, обозрев под солнцем всё, что есть,
На дно твоё нырнуть – Ад или Рай – едино! –
В неведомого глубь – чтоб новое обресть!
Слайд 6Работая в контексте поиска, я придерживаюсь следующих аспектов:
процессы мыследеятельности на уроках
необходимо связывать с пониманием и рефлексией;
постижение искусства на уроке происходит легче и глубже через занятие искусством, которое в виде творческих заданий необходимо сочетать с другими видами деятельности;
деятельность должна быть организована таким образом, чтобы задавалось межпредметное единство Мира;
любая историческая или культурная ситуация, обсуждаемая на уроке, должна стать проблематизирующей для сегодняшнего подростка.
Слайд 7В условиях многих небольших городов, когда у людей не сформированы навыки
слушателя, зрителя, предмет «Мировая художественная культура» становится зачастую единственным местом встречи с искусством.
Поэтому главной моей целью стало соединение на уроках таких задач, как сохранение очарования шедеврами искусства и развитие у учащихся способности к пониманию общекультурных процессов, формирование целостной картины мира и овладение компетенциями субъектов деятельности.
Слайд 8Отмечу еще одну концептуальную установку:
МХК, как предмет, по своей сути интегрированный,
призван формировать у учащихся способность к самоидентификации – понимание принадлежности к культуре своего народа, ее традициям, ощущение ответственности наследника – преемника и передатчика этой культуры потомкам.
Главным объектом на уроке остается произведение искусства или личность – Художник. Особое отношение в этой связи должно принадлежать формам урока.
Слайд 9Поисковые формы заданий
на уроках МХК
Работа содержит 3 этапа:
деление на
группы,
поиск информации,
оформление.
Слайд 10Учебное проектирование
на уроках МХК
Базовые идеи применения метода проектов
на уроках
МХК
Образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющий личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию (личностно ориентированно)
Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика (знание, понимание, применение, анализ, синтез);
Слайд 11
Базовые идеи применения метода проектов
на уроках МХК
Глубокое, осознанное освоение базовых
знаний обеспечивается засчёт их универсального использования в разных ситуациях;
Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся. Проект разделяется по видам, содержанию, форме и объёму.
Слайд 12«Проект» - буквально «брошенный вперёд»,
т.е. прототип, прообраз объекта или деятельности
Метод проектов
– педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Учебные проекты в основном краткосрочные, рассчитаны
на 3-4 урока.
Слайд 14Для введения в учебный процесс метода проектов учителю необходимо овладеть следующими
приемами:
при планировании выделить тему (темы), раздел (разделы), которые будут вынесены на «проектирование»;
сформулировать темы, работа над которыми потребует усвоения учащимися необходимых по программе знаний, умений и навыков;
изучить и проанализировать возможности учащихся;
Слайд 15Для введения в учебный процесс метода проектов учителю необходимо овладеть следующими
приемами:
дифференцировать темы по степени сложности;
можно разработать методические рекомендации – список литературы, алгоритм выполнения проекта;
уважать достоинство ребёнка, проявлять доброжелательность и мягкость при высказывании замечаний;
постоянно пополнять свои знания по тематике проектов.
Слайд 16 Самое сложное для учителя
в ходе проектирования – играть роль
независимого консультанта.
Необходимо удерживаться
от подсказок,
но направлять в нужное русло.
Слайд 17 Метод учебных проектов на уроках МХК является эффективным дидактическим средством
активизации познавательной деятельности учащихся, так как
в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Слайд 18
метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны,
использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой-интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов являются «осязаемыми» : если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая-конкретный результат, готовый к внедрению.
Слайд 19 Трудности, которые необходимо учитывать при подготовке и выполнении проектов, можно
условно разделить на две группы:
трудности, связанные с организационной стороной проекта и управлением деятельностью учащихся.
трудности, обусловленные содержанием проекта и его коммуникативной стороной.
Слайд 20 Можно использовать на уроках
компьютерные технологии
Мы с учениками 10 класса
осуществили проект на тему: «Тема волков в произведениях мировой культуры». Класс разделился на группы, каждая выбрала работы в разной форме:
видеофильм по произведению С. Томпсона «Лобо» (индивидуальный проект);
работа в технике изонить, валяние шерсти, вышивка крестиком, квиллинг, графика, гуашь;
попурри по музыкальным произведениям (Гера Грач «Серый волк», Настя «Снежные волки», А. Малинин «Волчья стая», В. Высоцкий «Облава», В. Бутусов «Волки»)
Слайд 21Отрывок из видеофильма по произведению С. Томпсона «Лобо» (индивидуальный проект)
Слайд 22Работа в технике изонить, валяние шерсти, вышивка крестиком, квиллинг, графика
Слайд 23Отрывок из попурри по музыкальным произведениям (Гера Грач «Серый волк», Настя
«Снежные волки», А. Малинин «Волчья стая», В. Высоцкий «Охота на волков», В. Бутусов «Волки»)
Слайд 24«Искусство существует не для того, чтобы только образовываться, а для того,чтобы
знать, какими мы становимся»
Оскар Уальд