Слайд 1Искусство композиции-
основа дизайна и архитектуры
Слайд 2Содержание
ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ В КОНСТРУКТИВНЫХИСКУССТВАХ
1.Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции
2.Симметрия, асимметрия и
динамическое равновесие
3.Движение и статика
4.Прямые линии и организация пространства
5.Цвет – элемент композиционного пространства
6.Буква- строка-шрифт. Искусство шрифта.
7.Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции
8.Многообразие форм графического дизайна
Слайд 3Книга - базовое понятие в полиграфии и основной вид полиграфической продукции.
Книга - самое развитое изделие полиграфии. Если какие-то элементы книги отсутствуют, то уже имеем другой вид изделия полиграфии по нисходящей. Например, брошюра - мягкая обложка, буклет - многосгибная тетрадь, газета - односгибная тетрадь, листовка - двусторонне запечатанный лист, плакат- односторонне запечатанный лист.
Книга - это не только носитель информации, но и событие в жизни многих людей.
Книга - базовое произведение полиграфии.
Слайд 4
Различают несколько видов книг в зависимости от их оформления.
Книга с двойным
входом (аллигат, книга-перевертыш) - книжное издание, содержащее два текста, которые начинаются с обеих сторон обложки или переплетной крышки, при этом каждый из текстов имеет свой титульный лист и свою пагинацию.
Книга со "своим" форзацем - у нее в качестве форзацев использованы первый и последний листы книжного блока.
Разновидности книги
Слайд 5Книга в мягкой обложке - в качестве переплета у нее вместо
переплетной крышки использована мягкая обложка, как у брошюр.
Инкунабулы - книжные издания раннего, "колыбельного" периода книгопечатания (условно до 1 Января 1501 г.), внешне похожи на рукописные книги.
Рукописная книга – памятник
письменности, относящийся
преимущественно ко времени
до возникновения
книгопечатания. В религиозных
храмах и монастырях
изготовление и хранение
рукописных книг находило и
находит широкое применение.
Слайд 6
Оформление книги и книжных изданий всегда индивидуально. Книжное издание состоит из
книжного блока, переплетной крышки или обложки, дополнительных составных элементов конструкции самого издания и элементов его оформления.
Книжный блок состоит из тетрадей, подобранных в порядке следования страниц, скрепленных между собой в корешке и обрезанных с трех сторон. Это комплект скрепленных по корешку тетрадей или отдельных листов, содержащий все страницы и комплектующие детали будущего издания, кроме переплетной крышки или обложки.
Элементы книги
Слайд 7Элементы книги многочисленны, и каждый имеет специальное название.
Мы рассмотрим лишь самые
значительные:
Переплет
форзац
титульный лист
Шмуцтитул
разворот
Слайд 8Переплетная крышка - плотная оболочка книги, которая состоит из передней и
задней сторонок, соединенных между собой в корешке. Переплетная крышка - основная часть переплета книги, изготовленная из цельного листа картона или картонных сторонок, оклеенных покровным переплетным материалом; соединяется с книжным блоком обязательно при помощи форзацев. Сторонки могут быть покрыты и печатной бумажной обложкой.
Переплет - прочное покрытие издания, содержащее ряд его выходных сведений. Это элемент художественного оформления, обеспечивающий сохранность книги.
Слайд 9Корешок - край блока (книги, брошюры, журнала). Место, где скреплены все
технологические элементы издания (тетради, марля, каптал, ляссе и пр.).
Каптал - хлопчатобумажная или шелковая тесьма шириной до 10 мм с утолщенным цветным краем. Наклеивается на концы корешка книжного блока, чтобы скрепить его края и ликвидировать промежуток между корешком блока и переплетной крышкой при закрытой книге. Имеет также декоративное назначение: каптал, подобранный под цвет переплета книги, - это элемент ее художественного оформления (украшения).
Слайд 10Форзац - четырехстраничный лист бумаги, одна сторона которого приклеивается к внутренней
стороне переплетной крышки, а другая, в большинстве книг, узкой полоской у корешка - к первой и последней страницам издания.
Нахзац - элемент издания в виде односгибного листа бумаги или конструкции из двух листов, скрепляющий книжный блок с задней сторонкой переплетной крышки.
Слайд 11Титульный лист – начальный разворот книги. Несет основную информацию о книге:
имя и фамилия автора, название, указание адресата (для кого эта книга) и др.
Может включать изобразительный элемент
Слайд 12Разворот – это две развернутые страницы
Развороты содержат примеры всевозможного расположения текста
( в одну или несколько колонок) и изобразительного материала ( иллюстраций, линий, орнаментов и др.)
Слайд 13Шмуцтитул- лист, делящий книгу на части, разделы или главы.
Содержит их название,
часто сопровождается иллюстрацией.
Слайд 14Обложка - бумажная иллюстрированная или текстовая покрышка издания, предохраняющая его страницы
от разрушения и загрязнения, содержит ряд выходных сведений и служит элементом внешнего оформления.
Полоса - запечатанная площадь страницы любого издания, на которой размещаются текст, иллюстрации.
Слайд 15Поля страницы - незапечатанные участки на странице вокруг полосы, размеры которых
определяются разницей форматов полосы и издания. Каждая страница имеет четыре поля: верхнее (головочное), нижнее, наружное (переднее) и внутреннее (корешковое).
Пропорция страницы - соотношение ширины и высоты страницы издания; непосредственно связана с его форматом.
Слайд 16Колонцифра - цифра (число), обозначающая порядковый номер страницы печатного издания. Набирается
обычно вверху или внизу полосы издания с выключкой к переднему полю страницы, иногда к корешковому полю или по середине.
Концевой титульный лист (колофон) - последняя страница издания с его выпускными данными.
Оборот титульного листа (оборот титула) - оборотная сторона титульного листа, на которой размещают некоторые элементы выходных сведений (например, знак охраны авторского права, стандартный международный номер книги).
Слайд 17Переплет книги.
Подготовка книги к переплету.
Слайд 18 Обрезка книги и обработка корешка.
Слайд 19Создание макета книги
Дизайн книги начинается с создания макета. Свой замысел художник
воплощает в эскизных рисунках всего издания от обложки до последней страницы.
Макетирование осуществляется в эскизно-обобщенном виде, где прямоугольники обозначают иллюстрации, а линии- текст. В этих эскизах важно достичь композиционного баланса масс. В процессе макетирования происходит поиск стиля книги
Слайд 20При макетировании переплета, титульного листа, разворота должна быть выделена графическая доминанта
( например : заглавие, фрагмент текста, иллюстрация)
Слайд 21Грамота макетирования в том, чтобы текст и иллюстрации располагались не «как
попало», а в определенном композиционном порядке.
Один и тот же порядок, примененный несколько раз, называется модулем.
Благодаря применению модуля рождается композиционное единство и графический стиль книги
Слайд 22Художник-дизайнер компонует текст и иллюстрации по принципам симметрии или динамического равновесия.
В
книге текст в основном печатается на белом фоне, а в журнале - на цветном , так как цветовая композиция делает их выразительнее. Важно, чтобы фон не был чересчур ярким и «не забивал текст», чтобы дисгармонией цветовых пятен не разрушать целостность разворота.
Слайд 231.Выбрать литературное произведение
2.Выбрать эскизный проект-замысел с заданным стилем и компоновкой книги
3.Распределить
элементы книги по участникам проекта
4.Выполнить макет обложки книги, титульного листа разворота
Макет книги
Макет журнала