Слайд 1Памятники художественной культуры Древнего Египта
Слайд 3Ступенчатая пирамида фараона Джосера, основателя III династии (Древнее царство), — первое
грандиозное погребальное сооружение Древнего Египта. Построена архитектором Имхотепом. В основании пирамиды лежит прямоугольник 140 х 118 м, ее высота достигала около 60 м. Пирамида является центром грандиозного погребального ансамбля, включающего в себя комплекс более скромных гробниц, молельни, святилище, заупокойный храм и другие ритуальные строения. Пирамида Джосера сложена из тесаного камня. Внутри пирамиды находится погребальная камера (в которой некогда хранился саркофаг фараона), а также другие помещения, соединенные коридором, имеющим форму лабиринта.
Слайд 7Памятник относится к эпохе Древнего царства (IV династия). Построена племянником фараона
Хеопса Хемиуном. Пирамида Хеопса — самая крупная из египетских пирамид, ее высота достигает 147 м. В основании пирамиды лежит квадрат со стороной 230 м, грани образуют равнобедренные треугольники. Пирамида сложена из блоков золотистого известняка весом от двух с половиной до тридцати тонн, которые удерживаются на месте силой собственной тяжести. В глубине пирамиды находится маленькая, тщательно скрытая погребальная камера с гранитным, давно опустошенным саркофагом фараона. В центре фотографии виден вход в пирамиду.
Слайд 10Пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина были построены в эпоху Древнего царства,
во времена IV династии, в Гизе. Каждая пирамида была центром единого погребального ансамбля, который включал также маленькие пирамиды царских родственников и приближенных, заупокойные храмы и другие строения. Пирамиды сложены из известняковых блоков. В их основании лежит квадрат, а грани образуют равнобедренные треугольники. Самая крупная из трех — пирамида Хеопса (сторона основания 230 м, высота 147 м). Вторая по величине — пирамида Хефрена (сторона основания 214,5 м, высота 143,5 м).
Слайд 12Памятник относится к эпохе Древнего царства (IV династия). Статуя Большого сфинкса
— гигантского льва с человеческим лицом — является частью архитектурного ансамбля в Гизе. Эта символическая статуя фараона Хефрена построена вблизи его пирамиды. Длина статуи достигает 57 м, высота — 20 м. В основной своей части статуя высечена в известняковой скале. Лицо сфинкса украшено головным убором и церемониальной бородой. Гигантская статуя смотрит строго на восток, где рождается бог Солнца, с которым отождествляли фараона Хефрена. В начале XIX в., во время наполеоновских войн, лицо сфинкса было обезображено французскими солдатами. Именно тогда сфинкс лишился своего носа.
Слайд 15Гробница фараона Тутанхамона, расположенная в Долине царей, была открыта в 1922
г. В четырех залах гробницы содержались бесчисленные богатства: сундуки с разноцветными инкрустациями, богато украшенные ложа и складные кровати, стулья, кресла, табуретки, игральные столики, позолоченные инкрустированные колесницы, модели судов, расписные ларцы, парадное оружие, сосуды и вазы, большие и маленькие статуи, изображения животных
Слайд 17Четыре статуэтки богинь, демонстрирующие несомненное портретное сходство с супругой Тутанхамона Анхесенамон,
стояли в погребальной камере гробницы Тутанхамона, ограждая распростертыми тонкими руками золотой ковчег с канопами (алебастровыми сосудами для хранения внутренностей) фараона
Слайд 25. Достаточно распространенной скульптурой является семейная группа, в частности супружеская пара,
которая может изображаться стоя или сидя. Изображения персонажей, не имеющих божественного сана, гораздо более естественны и менее формальны, нежели изображения фараонов. Это проявляется в более свободных позах и жестах
Слайд 27 более живое и естественное выражение лица; отражение индивидуальных особенностей личности,
таких как возраст, комплекция, внешность, прическа, одежда, украшения. Каирский писец изображен сидящим со скрещенными ногами со свитком папируса на коленях.
Слайд 29Фараон XVIII династии Аменхотеп IV (Эхнатон) провел религиозную реформу, оказавшую значительное
влияние на искусство Нового царства. Он запретил все старые культы, единственным истинным богом провозгласив Атона — бога солнца. Эхнатон основал новую столицу — Ахетатон (современная Эль-Амарна). Яркий, но недолгий период царствования Эхнатона принято называть амарнским периодом
Слайд 31Нефертити — супруга фараона XVIII династии Аменхотепа IV (Эхнатона) (Новое царство).
В египетском музее Берлина хранится раскрашенный бюст Нефертити, запечатлевший совершенную красоту царицы: стройная шея, горделивая, свободная посадка головы, строгие, точеные черты и безупречный овал лица. На шее у царицы ожерелье, на голове — высокий царский головной убор
Слайд 33. Заупокойный храм царицы Хатшепсут (XVIII династия, Новое царство) в Дейр-эль-Бахри
в Фивах, построенный архитектором Сененмутом, был посвящен богине Хатхор — богине любви, музыки и танца, дочери бога Ра. Храм стоит у подножия круто обрывающихся скал Ливийского плоскогорья, которые, служа сооружению оригинальным фоном, в то же время сливаются с ним в единое, неповторимое целое
Слайд 35Царица Хатшепсут (XVIII династия, Новое царство) была личностью незаурядной. Захватив власть
у пасынка, будущего Тутмоса III (XVIII династия, Новое царство), она не столько воевала, сколько восстанавливала старые и строила новые храмы. С ее именем связана также морская экспедиция в страну Пунт (вероятно, территория современного Сомали).
Слайд 39. Аменемхет III — фараон XII династии (Среднее царство). Две
статуи символизируют два Египта — Верхний и Нижний. Перед фараонами находятся столы подношений, на которых изображены рыбы. Фараон кормит свой народ, также как это делает разливающийся Нил
.
Слайд 42Храм Амона в Карнаке строился на протяжении многих веков — от
Среднего царства до эпохи Птолемеев. Большая часть построек возведена в эпоху Нового царства. В наше время вход на территорию храма начинается на древней пристани, от которой к первому пилону ведет аллея сфинксов (с телом льва и головой барана), созданная при Рамсесе II (XIX династия, Новое царство). Баран — священное животное бога Амона.
Слайд 49В правление фараона Нектанебо I (XXX династия, Поздний период) трехкилометровая дорога,
соединявшая храмы Луксора и Карнака, была украшена каменными изваяниями сфинксов. Часть аллеи, начинавшаяся в Карнаке, состояла из сфинксов с телом льва и головой барана; от Луксорского храма шла аллея, в которой сфинксы имели человеческие головы
Слайд 51Восточнее святилища, за внутренним двором, располагается т. н. «Зал празднеств» Тутмоса
III (XVIII династия, Новое царство). Здесь во время правления этого фараона проводились ритуалы празднества Сед
Слайд 53Ментухотеп II — могущественный фараон XI династии (Среднее царство), вновь объединил
Египет под своей властью, правил 51 год. Статуя была обнаружена в его заупокойном храме в Дейр-эль-Бахри. На голове фараона традиционная красная корона. Скрещенные на груди руки напоминают о боге Осирисе, которого традиционно изображали в подобной позе. Непомерно большие ноги, вероятно, означают лишь то, что статуя была создана в одной из провинциальных мастерских
Слайд 55. Два скальных храма Рамсеса II (XIX династия, Новое царство) в
Абу-Симбеле (Нубия) были возведены в ознаменование военных подвигов этого фараона. Фасад большого храма Рамсеса II, посвященного богу Амону-Ра, украшают высеченные из той же скалы четыре двадцатиметровые статуи Рамсеса II, сидящего на троне в традиционной застывшей позе с лежащими на коленях руками
Слайд 59Сенусерт I (иначе называемый Сезострисом) — фараон XII династии (Среднее царство).
Статуя является одной из десяти почти одинаковых скульптур, найденных в его заупокойном храме. Поза фараона традиционна: ноги и ступни расположены параллельно друг другу, правая рука держит складку одежды, левая лежит на колене. Фараон одет в простую юбку, на голове у него царский головной платок (клафт), в середине лба прикреплен урей — изображение священной кобры. Лицо украшено церемониальной бородкой
Слайд 60Книга мёртвых
Египетская «Книга мёртвых» представляет собой собрание религиозных гимнов и наставлений,
написанных на свитках папируса. Такое название дал книге египтолог Р. Лепсиус, хотя более точный перевод звучит как «Книга Воскресения» (дословно с египетского — «Рау ну пэрэт эм хэру» — «Главы о выходе к свету дня»).
Слайд 61Египетская «Книга мёртвых» представляет собой собрание религиозных гимнов и наставлений, написанных
на свитках папируса. Такое название дал книге египтолог Р. Лепсиус, хотя более точный перевод звучит как «Книга Воскресения» (дословно с египетского — «Рау ну пэрэт эм хэру» — «Главы о выходе к свету дня»).
Слайд 62«Книга мертвых» состоит из 160—190 несвязанных глав. Такое различие обусловлено тем,
что на протяжении 5 тысяч лет ее постоянно дополняли, переписывали и корректировали. Наиболее ранние варианты относят к расцвету XVIII династии