Слайд 1Отличительные особенности фэнтези как литературного жанра
Слайд 2Актуальность данной проблемы
Фэнтези (от англ. fantasy — «фантазия») — вид фантастической
литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. В современном виде сформировался в начале XX века. Огромное влияние на формирование современного облика фэнтези оказал Джон Рональд Руэл Толкин, за что иногда именуется как Отец фэнтези.
Произведения фэнтези чаще всего напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами. Зачастую фэнтези построено на основе архетипических сюжетов.
Слайд 3Цель проекта:
-проанализировать особенности жанра русского фэнтези Задачи исследования:
-рассмотреть особенности жанра фэнтези
в современной русской литературе.
-проанализировать соотношение жанра фэнтези с другими жанрами фантастической литературы.
Слайд 4Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности жанра фэнтези в современной русской литературе.
2. Проанализировать
соотношение жанра фэнтези с другими жанрами фантастической литературы.
3. Определить своеобразие Джона Рональда.
4. Провести анализ «Властелин Колец».
Объект исследования – основополагающие характеристики жанра фэтези в литературе. Предмет исследования - определение жанровых особенностей в книге «Властелин Колец».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Слайд 5Проблематика
Ставя проблему определения приключенческого метажанра, А. Вулис в свое время писал:
«Приключенческое становится чемто более общим, нежели жанр или даже сумма жанров, — оно становится способом художественного подхода к жизни» (Вулис, 1986: 22). «Поэтика приключенческой литературы едина… Приключенческая литература — некий наджанровый жанр, большой жанр. Он имеет свою поэтику, только модифицируемую от жанра к жанру, а не изобретаемую всякий раз заново» (там же: 26). Вероятно, самой первой попыткой представить типологию приключенческого метажанра в отечественной науке была статья «Авантюрный роман», напечатанная в «Литературной энциклопедии» 1925 г. Автор статьи Д. Благой осветил в ней развитии 2015 — №3 Научный потенциал: работы молодых ученых 363тие романа приключений с момента его зарождения до современного состояния, обозначив те исторические модификации, которые возникали в ходе долгого исторического развития
Слайд 6Проблематика
Ученый последовательно выделяет эллинистический роман, рыцарский, а также средневековые любовные
повести, типа «Окассен и Николетт». На излете Средневековья появился первый роман в современном понимании этого термин на — авантюрный рыцарский эпос об Амадисе Галльском, который, в свою очередь, дал толчок развитию авантюрной пикарески; затем традиция любовно-приключенческих сюжетов породила во Франции XVII в. Галантно - героический и любовно - психологический роман. XVIII в. положил начало роману экзотическому, а также сатирическому и бытовому (Г. Фильдинг, Т. Смолетт); XIX в. ознаменовался появлением романов романтического и мистического толка (немецкие романтики), а позднее — оккультного (Ж. Санд), исторически - авантюрного (В. Скотт, А. Дюма, Г. Сенкевич), комического (Ч. Диккенс, А. Доде), уголовного и романы «приключений на суше и на море» (Благой, 1925). Генетический подход, который позволил Д. Благому описать жанровое развитие приключенческой литературы под видом авантюрного романа, до сих пор плодотворно используется многими учеными.
Слайд 7Толкин, Джон Рональд Руэл
(1892-1973)
Джон Рональд Руэл Толкиен родился в Африке, в
стране с ярким названием – Оранжевая республика, в городе Блумфонтейн, в 1892-м году. Спустя три года мать Рональда (его всегда звали по второму имени) Мэйбл перевезла детей в Англию, где вскоре получила известие о смерти мужа. Одна с двумя детьми она поселилась под Бирмингемом, в сельской местности, рядом с дорогой, ведущей на родину Шекспира – в Стратфорд-на-Эйвоне. Раннее детство писателя прошло среди зеленых холмов и равнин, и это, конечно, не могло не повлиять на формирование его личности
Слайд 8Рассмотрим отличительные особенности фентези как литературного жанра на примере книги:”Властелин колец”
Слайд 9Властелин Колец – одна из популярнейших произведений…
Первоначально замысел книги "Властелин колец"
возник как продолжение повести "Хоббит", законченной в 1937 году. Читатели требовали продолжения, и в 1939 году Д. Толкин приступил к написанию романа. "Властелин Колец" был закончен в 1949, а опубликован в 1954-1955 гг. в издательстве "Эллен энд Ануин".
"Имя Толкина - одно из самых заметных в английской литературе середины XX века. "Феномен Толкина", "феномен "Властелина Колец" - такими выражениями пестрели критические отзывы после выхода в свет романа, все тома которого составили в общей сложности около полутора тысяч страниц. Книга, чей сказочный сюжет, казалось, указывал прямой путь к молодым читателям, побила все рекорды популярности среди взрослых, тираж ее достиг астрономических цифр. Ее читали, по словам одного критика, "дети и академики, хиппи и домохозяйки", выходили ее "пиратские" издания, перевели книгу почти на двадцать языков. В США шел настоящий "толкиновский бум.
Слайд 10 В современной критике уже сложилась традиция причислять "Властелина колец" к жанру
фэнтези, притом, что границы жанра до сих пор не определены. Авторы работ по творчеству Толкина называют книгу "типичным фэнтези", "образцом жанра", при этом достаточно произвольно выделяя признаки, характерные для фэнтезивымышленного мира: ссылки на летописи, карты и т.д.. Использование элементов реальной истории и реальных языков - также распространенный, почти обязательный прием у авторов фэнтези"5. М. Штейнман главным фактором, определяющим принадлежность "Властелина колец" к жанру фэнтези, видит "тщательно разработанный образ вторичного мира, вызывающий, в свою очередь, у читателя вторичную веру
Слайд 11 Например, А. Немирова говорит следующее: "определений этого жанра существует несколько,
но и эмпирически можно вывести набор устойчивых признаков: наличие так называемого "quest", фантастических существ, действующих наряду с людьми, реальность магии - это признаки основные, но у Толкиена мы найдем и второстепенные признаки, такие как критичность ситуации (от действий героев зависит судьба мира), подчеркнутость конфликта между добром и злом, имитация подлинности вымышленного мира: ссылки на летописи, карты и т.д. Все это в книге есть.
Слайд 12 В. Губайловский заходит еще дальше: он считает, что жанр фэнтези "Властелином
колец" и исчерпывается: "Властелин Колец" - великая книга. Принципы ее построения и глубиннейшая проработка - и лингвистическая, и композиционная - делают ее единственной и неповторимой. Сколько бы не писалось вариаций и продолжений, мир фэнетзи можно было открыть только однажды. Это было не только открытием жанра, но в известном смысле и его закрытием - его исчерпанием.
Слайд 13Однако при всем при этом принадлежность книги к фэнтези вызывает большие
сомнения. "Ценители жанра "фэнтэзи", бесспорно, могли бы найти много общего между "Властелином Колец" и своими любимыми книгами. Многие из авторов "фэнтэзи" тоже создали целые миры - взять хотя бы Урсулу Ле Гуин или Роджера Желязны... Однако вряд ли кто-нибудь возразит, если сказать, что ни один из этих воображаемых миров не продуман так тщательно и любовно, не обоснован так последовательно.
Слайд 14Толкин создал мир, за который он берет на себя полную ответственность
перед Богом - как христианин-католик - и перед людьми; думается, вряд ли средний автор "фэнтэзи" задает себе вопрос о подобной ответственности. Философская подоплека у таких книг, как правило, или отсутствует вовсе, или расползается по швам, да читатель, чего греха таить, и не ищет в них никакой особой подоплеки. Именно установка читателя на развлекательное чтение и порождает иногда иллюзию сходства книг Толкина с бесконечным потоком литературы "фэнтэзи.
Слайд 15Вероятнее всего, наиболее уместно будет говорить о том, что "Властелин колец"
действительно послужил образцом для появления жанра фэнтези, но при этом определять жанр книги как "фэнтези" - чрезмерно сужать рамки.
Слайд 16Заключение
Итак, на примере книги”Властелин Колец”, я выяснил отличительные особенности жанра фэнтези
1.Основной
особенностью славянского фэнтези является то, что авторы, работающие в этом жанре, опираются на национальный этнографический материал и создают вымышленный мир, границы которого совпадают с местами расселения восточных славян. Национальные отличия в этих произведениях создаются за счет введения в текст лексем, которые прямо или косвенно указывают на определенную местность
2. Картина мира фэнтезийных произведений практически всегда основывается на реальных мифологических системах, только в классическом западном фэнтези для этого используются скандинавская и кельтская мифологии, а в славянской - по большей части мифология славян.
3. Славянское и западное фэнтези схожи наличием в тексте образов противоборствующих сторон, но в классическом фэнтези сражаются мифологические персонифицированные силы Света и Тьмы, а в славянском - люди. В классическом фэнтези герой борется с ужасными порождениями мрака, перед этим героем пасуют даже могучие волшебники, способные единым мановением руки смести с лица земли целые армии; герой же славянского фэнтези - обычный человек, который зачастую борется с реальными людьми.
4. В классическом западном фэнтези герой побеждает врагов и остается жив, а в славянском - одолевает главного врага часто ценой собственной жизни.
Таким образом, можно утверждать, что фэнтези вполне может претендовать на статус особого вида литературы фэнтези, имеющего как сходство, так отличия от классики жанра.
Слайд 17Список используемой литературы
Белокурова, С. П. Словарь литературоведческих терминов / C. П.
Белокурова. – СПб.: Изд-во Паритет, 2007. – 320 с.
Борев, Ю. Б. Эстетика / Юрий Борев. – М.: Русь - Олимп: АСТ: Астрель, 2005. – 829 с.
Губайловский, В. А. Обоснование счастья: О природе фэнтези и первооткрывателе жанра / В. А. Губайловский // Новый мир. – 2002. – № 3. – С. 174–185.
Жаринов, Е. В. «Фэнтези» и детектив – жанры современной англоамериканской литературы / Е. В. Жаринов. – М., Международная академия информатизации, 1996. – 126 с.
Комлев, Н. Г. Словарь иностранных слов / Н. Г. Комлев. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2006. – 669 c.
Кошелев, С. Л. Жанровая природа «Повелителя колец» Толкина / С. Л. Кошелев // Проблемы метода и жанра в современной литературе: Сб. науч.ст. – М., 1981. – Вып. 6. – С. 81–96.
Лосева, М. А. Миры фэнтези: игровые сообщества в современном культурном пространстве / М. А. Лосева, О. Д. Козлова; под ред. Е. Э. Суровой и С. А. Рассадиной. – СПб.: Изд-во Петрополис, 2009. – С. 318-326.
Мзареулов, К. Фантастика. Общий курс [Электронный ресурс] // Библиотека Гумер – литературоведение, 2006. – Режим доступа: http://bookz.ru/authors/mzareulov-konstantin/fantasti_182.html, свободный. – Загл. с экрана.
Мончаковская, О. С. Фэнтези как разновидность игровой литературы. [Электронный ресурс] // Знание. Понимание. Умение, 2007. – Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/zpu/2007_3/Monchakovskaia/39.pdf
Мюллер, В. К. Англо-русский словарь [Текст] / В. К. Мюллер. – 22 изд., стер. – М.: Изд-во Рус. яз., 1989. – 848 с.
Фэнтези. [Электронный ресурс] // Либрусек. – Режим доступа: http://lib.rus.ec/g/sf_fantasy/txt, свободный. – Загл. с экрана.
Чернышева, Т. Природа фантастики / Т. Чернышева. – М.: Изд-во Иркутского университета, 1989. – С. 47.
Эко, У. Заметки на полях «Имени розы» / У. Эко / Пер. с итал. Е. А. Костюкевич. – СПб.: Изд-во Симпозиум, 2003. – 92 с.