Слайд 1От Моне до Пикассо
Из собрания
И.А. Морозова
и
С.И. Щукина
Часть II
Слайд 2Поль Синьяк « СоснаБерто. Сен Тропез». 1909.
Систематического художест-венного образования не получил.
Представитель пуантилизма. Дивизионист-ская картина написана крупными плотными мазками по тщательно выве-ренной колористической схеме. Каждая деталь пей-зажа занимает в композиции строго отведённое ей место, согласно хроматической шкале и законам построения гармоничной цветовой гам-мы. Живопись здесь активно противопоставляет себя природе. Пейзаж строго выверен, демонстрирует свою декоративную независимость.
Слайд 3«Гавань в Марселе». 1906-1907
Cиньяк в дневниках пишет, что «нужно быть свободным
от всякой идеи имитации и копирования (натуры), нужно создавать цвета. Тот, кто создаст больше, и сделается сильным колористом».
Слайд 4Поль Сезанн (1839-1906): отходит от импрессионистов, разрабатывает индивидуальный стиль.
«Берега Марны» (1888-1895).
Это ряд пейзажей с видом одного и того же участка берега с отдельно стоящими виллами. Сам Сезанн в письме пишет: «Линии, параллельные горизонту, передают протяжённость, т.е. выделяют кусок из природы или, если хотите, развёртывают перед нашими глазами. Линии, перпендикулярные этому горизонту, дают глубину».
Слайд 5Автопортрет в каскетке. (1873)
Картина принадлежит к импрессионистическому периоду творчества Сезанна.
Слайд 6«Персики и груши» 1890, 1894
В натюрморте передано «движение» через одновременный показ
нескольких ракурсов. Движение начинается у левого переднего края и устремляется вслед за коричневой полосой, отделяющей стену от пола, прямо к ножкам столика, срезанного правым верхним углом картины. Это стремительное и одновременно сбалансированное движение нейтрализуется авторской точкой обзора сверху, из-за которой все предметы на столе и само пространство комнаты как бы выворачиваются наизнанку.
Слайд 7Винсент Ван Гог (1853-1890). «Прогулка заключённых» 1890
Картина написана в г. Сен-Реми,
в Институте для душевнобольных, где Ван Гог находился с мая 1889 по 16 мая 1890 г. Сюжет каторги всплыл в сознании художника, как отклик пребывания в лечебнице, а так же как воспоминание о прочитанных ранее «Записках из Мёртвого дама» Достоевского. На переднем плане среди узников выделяется заключённый, повернувший к зрителю бритую голову. В этом персонаже угадываются черты лица Ван Гога. Ощущение отчаянности и безысходности соответствует свинцово-серый колорит картины.
Слайд 8«Ночное кафе» 1888.
«В моей картине «Ночное кафе» я пытался показать, что
кафе – то место, где можно погибнуть, сойти с ума или совершить преступление. Словом, я пытался, сталкивая контрасты нежно-розового с кроваво-красным и винно-красным, нежно-зелёного и веронеза с жёлто-зелёным и жёстким сине-зелёным, воспроизвести атмосферу адского пекла, цвет бледной серы, передать демоническую мощь кабака-западни.»
Слайд 9Поль Гоген (1848-1903). Автопортрет 1894
Вероятно эта картина относится к таитянскому периоду
художника. Об этом свидетельствует яркая жёлтая полоса слева. Красочный слой картины испорчен восковым покрытием.
Слайд 10«Кафе в Арле» 1888
Сцена из привокзального кафе в Арле. На переднем
плане жена владельца кафе, мадам Жину, которая была также моделью Ван Гога. Изображённые –завсегдатаи кафе: « три проститутки: одна в папильотках, другая в зелёной шали, со спины, третья – в ярко-красной шали, слева – уснувший Бишар. Поперёк картины струится полоска синего дыма. Бородатая фигура – почтальон Рулен, крайняя левая фигура, срезанная рамой – зуав Милье.»
Слайд 11«Младенец» (Рождество) 1896
Таитянский период творчества. В письме своему другу Гоген сообщает:
«Скоро я стану отцом полужёлтого ребёнка». Младенец проживёт 10 дней. На переднем плане полотна таитянка с мёртвым младенцем и ангелом смерти. Фоном картины послужила фотография с картины Тассара «Внутренний вид хлева» 1843 г. Однако христианская обрядовость была чужда Гогену. Он видел в ней идолопоклонство. Он, как и таитяне, видел в этом эпизод повседневности.
Слайд 12«А, ты ревнуешь?» 1892
Ранний таитянский период Гогена. Таитянки у водоёма. ,
но земля и вода предельно схематизированы, сведены к интенсивно окрашенной пятнами цвета плоскости. Название картины Гоген пишет на таитянском, что в переводе означает – Хотеть причинить вред. Многослойный смысловой контекст очевиден. Это – соперницы.
Слайд 13Символист Одилон Редон(1840-1916) «Женщина, спящая под деревом» 1900-1901
Дерево - устойчивый
образ в искусстве. Кряжистое дерево – деталь не только композиционная, но и с символическим значением. С древнейших времён дерево воспринималось, как своего рода ось, соединяющая небо и землю. В этой картине воспроизводится ночь, зелёные побеги на дереве отсутствуют. Пейзажные детали отвечают теме сна. Цвет – один из главных компонентов выразительности. Глубокий ультрамарин, красный, охра. Сам Редон писал: « Я бракосочетался с цветом…»