Слайд 1
Тема проекта:
«Идолы острова Пасхи» Автор проекта:
Ткач Полина, ученица
3 А класса МБОУ
«СОШ с.Яковлевка»
Руководитель проекта: Вереновская Ирина Евгеньевна
Слайд 2Цель проекта:
узнать как передвигались статуи по острову.
Задачи
проекта:
изучить остров Пасхи,
подробнее узнать как передвигались идолы.
Слайд 3Гипотеза:
Сами ли передвигались идолы по острову.
Слайд 4План работы над проектом
Выяснить кто и когда открыл остров пасхи.
Как выглядят
идолы.
Кого они изображают.
Как передвигались идолы.
Слайд 5Открытие острова Пасхи
В первый день Пасхи 1772 года корабль голландского путешественника
Якоба Рогевена приплыл к затерянному острову в Тихом океане. С тех пор на карте появилась часть суши, которую мы называем– островом Пасхи, хотя его обитатели называли его Рапа-Нуи. Площадь этого острова 163,6 кв.км. Остров Пасхи находится на расстоянии 3703 км от материкового чилийского побережья. Остров Пасхи– самый удаленный от большого материка участок суши в Тихом океане. Ученые всего мира до сих пор терзаются догадками, как на этот остров попали люди. И откуда здесь взялись известные всей планете каменные статуи – моаи, которых на острове почти тысяча.
Слайд 6Открытие острова Пасхи
Остров Пасхи имеет треугольную форму, с потухшими вулканами в
каждом углу. На 170-ми квадратных километрах суши нашли место различные пейзажи мягко холмистой местности, вулканических кратеров, широких полей и крутых скальных утесов, окруженных темно-синими водами Тихого океана.
Слайд 7Жители острова Пасхи
Единственный город на острове и его столица называется Ханга-Роа.
Население острова составляет порядка 5 тысяч человек. В 1772г. туземное население, имело разный цвет кожи - темнокожие, краснокожие и светлокожие. Все они были сильно татуированы и имели отвислые мочки ушей, чего они добивалось особыми приемами.
Разный цвет кожи туземцев говорит о том, что на острове Пасхи смешались разные расы, а именно, лемурийцы и антланты.
Слайд 8Расположение идолов на острове
Больше 900 огромных каменных статуй расставлены по периметру
острова Пасхи в произвольном (как кажется на первый взгляд) порядке. Многие истуканы возвышаются прямо на берегу, но их лица обращены не в сторону океана, а вглубь острова. Точный возраст моаи неизвестен. Возможно, что некоторым из них исполнилось больше тысячи лет. на острове есть два вида статуй - без "шапок" и с "шапками". Первый вид, без "шапок" - это 10-метровые гиганты весом в 80 тонн. Все они стоят по склонам кратера Рану-Рараку по грудь в осадочных породах.
Слайд 9Расположение идолов на острове
Второй вид - это маленькие 3-4-метровые статуи, которые
ставились на постаменты. Эти моаи имеют "шапки" причудливой формы. Этот вид моаи очень хорошо сохранился. Их лица более овальные, чем узколицые статуи первого типа.
Слайд 10Как выглядят идолы
Несмотря на то что все идолы похожи друг на
друга, на острове невозможно найти двух одинаковых истуканов — их черты лица индивидуальны. Многие из них достигают в высоту от 4 до 10 метров и весят до 20 тонн. Отдельные имеют еще большие размеры, их вес превышает 90 тонн. У них очень большие головы с тяжелым выступающим подбородком, длинные уши и совсем нет ног. У некоторых на головах шапки из красного камня. Огромные носы, пустые глаза – истуканы выглядят выразительно.
Слайд 11Как выглядят идолы
Где-то фигура почти вырезана, где-то в камне оформлено лишь
лицо или его часть. Залезать и садиться на статуи, строго запрещено.
Вулкан – место рождения всех статуй острова. Их вырезали прямо из «горы», со внешней стороны Рано Рораку (из вулканического туфа), а затем транспортировали к каменным платформам.
Слайд 12Кого они изображают
До сих пор нельзя с уверенностью сказать, какой цели
служили каменные идолы и кого они изображали. Сами островитяне забыли, для чего их предки изготавливали статуи. Некоторые европейцы считают, что моаи являлись стражами умерших и изображали покойных предков.
Кто-то из современников видит в этих титанах приметные ориентиры для мореходов или считает их астрономическими знаками.
Слайд 13Кого они изображают
Видимо, с течением времени назначение изваяний
менялось. Моаи раннего периода изображали скорее всего богов. Начиная с XIV—XV века местные племена явно стремились увековечить своих правителей, вождей кланов, воевод, жрецов. Каждая статуя имела свое название. Возможно, что тайна моаи так и останется неразгаданной. Современные рапануйцы не умеют строить истуканов, и культура острова Пасхи кажется утерянной.
Слайд 14Как передвигались идолы
Было очевидно, что изготовление и установка идолов требовала огромных
затрат средств и труда, и европейцы долго не могли понять, кто изготавливал статуи, каким инструментом и как они передвигались. Жители острова верят, что в статуях заключена сверхъестественная сила предков клана Хоту Мату- а (мана) Они не могли толком объяснить, кто, где, когда создал их и как «привёл» к океану. В 1955—1956 гг. известный норвежский путешественник Тур Хейердал организовал Норвежскую археологическую экспедицию на остров Пасхи.
Слайд 15Как передвигались идолы
По просьбе Тура Хейердала группа из последних живущих на
острове «длинноухих» под руководством Педро Атана, лидера клана, воспроизвела все этапы изготовления статуй в каменоломне (вытёсывая их каменными молотками), переместила готовую 12-тонную статую к месту установки (в положении лежа, волоком, используя большую толпу помощников) и установила на ноги с помощью хитроумного приспособления из камней, подкладываемых под основание, и трёх бревен, используемых как рычаги.
Оставалось загадкой, почему местное население рассказывают в своих легендах, что статуи к местам установки «приходили» в вертикальном положении.
Слайд 16Как передвигались идолы
И лишь в середине прошлого века
более-менее правдоподобный ответ сумел дать чешский инженер и путешественник Павел Павел.
Он выдвинул гипотезу, что моаи «ходили» перекантовываясь, и в 1986г. совместно с Туром Хейердалом поставил эксперимент, в котором группа из 17 человек с верёвками достаточно быстро перемещала 10-тонную статую в вертикальном положении. Статуи вырубали из скал в глубине острова, делали округлое (как у неваляшки) основание, плоскими камнями выстилали дорогу и, раскачивая фигуры верёвками из стороны в сторону, медленно передвигали к берегу.
Слайд 17Вывод
Получается по всем выводам и поставленным экспериментам сами
статуи не передвигались, их изготавливали ,передвигали и устанавливали местные жители.
Но загадка остаётся: кого ждут истуканы, в вечном молчании тысячу лет днём и ночью наблюдая за небом и гладью океана? Всю правду знают только сами статуи, веками наблюдавшие за закатом цивилизации на одном из самых загадочных островов в Мировом океане.