Презентация, доклад на тему Особенности народного декоративно-прикладного искусства

Содержание

– явления самобытные, не имеющие аналогов в мировой культуре. Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим.Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки и изделия из

Слайд 1Особенности народного декоративно-прикладного искусства

Особенности народного декоративно-прикладного искусства

Слайд 2– явления самобытные, не имеющие аналогов в мировой культуре. Через искусство

народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим.
Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране. Почти каждый уголок России имеет собственный вид рукоделия.

РУССКОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

– явления самобытные, не имеющие аналогов в мировой культуре. Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с

Слайд 3- это русский народный художественный промысел; издавна существует в слободе Дымково (ныне

на территории города Киров).
Дымковскую игрушку лепят из глины, обжигают и по грунту раскрашивают темперой, включают сусальное золото. Изображает животных, всадников, дам в кринолинах, сказочные, бытовые сцены. Художественное своеобразие Дымковской игрушки определяется массивной лаконичной пластикой, подчеркнутой гармоничной декоративной росписью в виде крупного геометрического орнамента (разных цветов круги, клетки и др.).

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА  (вятская, кировская игрушка)

- это русский народный художественный промысел; издавна существует в слободе Дымково (ныне на территории города Киров). Дымковскую игрушку лепят

Слайд 4Дымковская вятская игрушка давно стала народной скульптурой. Отличие этого художественного промысла

от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка- это авторская творческая работа мастериц ручной лепки и росписи, и существует в единственном экземпляре.

Дымковский промысел — уникальное явление русского народного искусства, пришедшее к нам из глубины веков. Считается, что возник он в XV–XVI веках в слободе Дымково на низком правом берегу реки Вятки возле города Хлынова-Вятки.

Дымковская вятская игрушка давно стала народной скульптурой. Отличие этого художественного промысла от других народных промыслов России состоит

Слайд 5Дымковские игрушки

Дымковские игрушки

Слайд 6Жостовские подносы – это картины. Когда смотришь на них, то, не зная

всех технологических нюансов, всегда отмечаешь три вещи: буйные краски, бархатные цветы и сочную зелень. История жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) - Жостове, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.
Первым лакировальным заведением в Подмосковье была фабрика купцов Коробова-Лукутиных, основанная в конце XVIII века в селе Федоскине, в 7 км от Жостова.

ЖОСТОВО

Жостовские подносы – это картины. Когда смотришь на них, то, не зная всех технологических нюансов, всегда отмечаешь три

Слайд 7Тонкий лист железа прессуется в нужной форме, для придания жесткости края

подноса завальцовываются, выравнивается поверхность. Лицевая поверхность подноса грунтуется и шпатлюется, а затем ошкуривается и покрывается черным (реже иного цвета) лаком. Подносы просушиваются в печах при температуре до 90 градусов. Покрытие производится трижды, после чего цветная поверхность подноса приобретает блеск.
Подготовленные от руки, без трафаретов подносы расписываются масляными красками, причем мастер-живописец работает одновременно над несколькими подносами с одинаковым орнаментом. Вначале он делает подмалевок, затем накладывает тени, прописывает светлые места, а потом связывает крупные цветы с более мелкими элементами узора - травами, стеблями и т.п.

Современная технология изготовления подносов мало отличается от применявшейся ранее мастерами деревни Жостово…

Тонкий лист железа прессуется в нужной форме, для придания жесткости края подноса завальцовываются, выравнивается поверхность. Лицевая поверхность

Слайд 8Жостовская роспись

Жостовская роспись

Слайд 9- это старинный русский народный промысел, возникший в 17 веке в

Заволжье (селе Семино Нижегородской губернии).
Он представляет собой декоративную роспись по деревянной посуде и мебели, выполненную красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону. Удивительно то, что при выполнении росписи на дерево наносят не золотой, а серебристый оловянный порошок. Потом изделие покрывают специальным составом и три-четыре раза обрабатывают в печи. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет, благодаря которому легкая деревянная посуда кажется массивной.

ХОХЛОМА

- это старинный русский народный промысел, возникший в 17 веке в Заволжье (селе Семино Нижегородской губернии). Он представляет собой

Слайд 10Первоначально слово Хохлома означало название одной из торговых деревень. Сюда мастера

из окрестных деревень приносили свои изделия. 
Народный промысел развивался постоянно. Уже в конце 19 века хохлома была представлена на каждой отечественной и иностранной ярмарке. И после небывалого успеха на Международной выставке в Париже экспорт хохломы резко вырос в различные страны. Особенно много покупали торговые фирмы Германии, Англии, Франции и Индии. С началом 20 века народные промыслы пережили кризис, вызванный Мировой и гражданской войнами. В советское время хохлома получила второе дыхание, появилось новое поколение мастеров.

Традиционный хохломской орнамент - сочные красные ягоды земляники и рябины, цветущие ветки. Реже встречаются птицы, рыбы и всякие зверушки.

Первоначально слово Хохлома означало название одной из торговых деревень. Сюда мастера из окрестных деревень приносили свои изделия. Народный

Слайд 11Хохломская роспись

Хохломская роспись

Слайд 12- русский народный промысел, вид русской народной росписи, также один из

традиционных российских центров производства керамики.
Свое название роспись получила, благодаря живописному подмосковному району, известному также, как «Гжельский куст». Уже более 700 лет мастера Гжели создают настоящие произведения искусства – посуду, статуэтки, предметы интерьера, расписанные яркими орнаментами, изображающими цветы, животных или пейзажи. Вся работа выполняется только вручную, что придает ей ценности. Машинной гжельской росписи не существует, каждое изделие является оригинальным, отображая частицу вложенной автором души.

ГЖЕЛЬ

- русский народный промысел, вид русской народной росписи, также один из традиционных российских центров производства керамики.Свое название

Слайд 13Техника выполнения рисунка достаточно сложная и требует определенного мастерства. К росписи

керамического изделия художник приступает сразу после обжига. Первая роспись в стилистике гжели называлась майоликой. Она расписывалась «пятицветкой»: основой являлась белоснежная эмаль, на которую наносился рисунок. Остальные цвета для древнерусской росписи получали из солей: зелень получали из соли меди, желтый оттенок — из соли сурьмы, вишневый цвет давал марганец, а синий — кобальт.

Сегодня гжель – это сложная роспись в кобальтово-синих тонах на чистом белом фоне. Именно это является главным отличием искусства гжель от других народных техник.

Техника выполнения рисунка достаточно сложная и требует определенного мастерства. К росписи керамического изделия художник приступает сразу после

Слайд 14Сувенирная черепаха, украшенная русской майоликой
Такая роспись использовалась
и в интерьере

Сувенирная черепаха, украшенная русской майоликойТакая роспись  использовалась и в интерьере

Слайд 15Позже от такой техники отошли, ей на смену пришел привычный и

сегодня рисунок кобальтово-синего цвета на белом фоне.
Позже от такой техники отошли, ей на смену пришел привычный и сегодня рисунок кобальтово-синего цвета на белом

Слайд 16- это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным

поверьям и песням. В росписи используются коричнево-оранжевые и синевато-зеленые тона. 
Палехская роспись не имеет аналогов во всем мире. Она выполняется на папье-маше и только потом переносится на поверхность шкатулок всевозможных форм и размеров. Рождение этого искусства в Палехе не случайно. Оно явилось закономерным результатом развития многовековых традиций в новых исторических условиях, унаследовав мастерство многих поколений иконописцев. Старый палехский опыт богат и многообразен. Издавна в Палехе изучались и сохранялись традиции древнерусского искусства. 

ПАЛЕХ (палехская миниатюра)

- это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным поверьям и песням. В росписи используются

Слайд 17Палехские лаковые миниатюры пишутся на изделиях - шкатулках, баульчиках, пластинах, брошах,

пудреницах, - изготовленных из папье-маше. Палехская роспись - это радуга красок на чёрном фоне. Рисунок лёгкий, изящный, с плавными округлыми линиями. Но на этом работа мастера не заканчивается. Следующая стадия - украшение изображения золотом. Золото, как и все другие краски, каждый художник готовит для себя сам. Тончайшие листы сусального золота перетираются со специальным составом пальцами. Золотая штриховка бывает иногда настолько тонкой, что наносят её, работая с увеличительным стеклом. Когда миниатюра готова, её обрамляют сложным золотым узором. 

Самостоятельный палехский стиль иконописания сформировался только к середине XVIII века. Он вобрал в себя и развил основные принципы и элементы новгородской и строгановской школ и живописи Поволжья второй половины XVII века. 

Палехские лаковые миниатюры пишутся на изделиях - шкатулках, баульчиках, пластинах, брошах, пудреницах, - изготовленных из папье-маше. Палехская

Слайд 18Палехская роспись

Палехская роспись

Слайд 19- это не просто народная игрушка, хранительница русской культуры: это памятный сувенир для

туристов, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями. 
Первая русская матрешка появилась в конце XIX века, тем не менее она снискала небывалое признание как один из всеобъемлющих образов России, символ русского народного искусства. Предшественницей и прообразом русской матрешки стала фигурка добродушного лысого старика, буддийского мудреца Фукурумы, в которой находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Привезена эта фигурка была с острова Хонсю. 

МАТРЕШКА

- это не просто народная игрушка, хранительница русской культуры: это памятный сувенир для туристов, на фартучке которой тонко прорисованы

Слайд 20Как правило, матрешки изготавливают из древесины таких лиственных пород деревьев, как

липа, береза, ольха, осина. Самым благодатным материалом является липа. Спиленные деревья очищают, оставляя обязательно в нескольких местах кольца коры. Заготовленную древесину выдерживают на открытом воздухе не менее двух лет. Определить степень готовности материала может только опытный мастер. Бревна, готовые к обработке, распиливают на заготовки для будущей матрешки. До 15 операций проходит заготовка в руках токаря, прежде чем стать готовой матрешкой.

Первая русская матрешка была восьмиместной: за девочкой с черным петухом следовал мальчик, затем опять девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая изображала спеленатого младенца.

Как правило, матрешки изготавливают из древесины таких лиственных пород деревьев, как липа, береза, ольха, осина. Самым благодатным

Слайд 22- это русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и

скульптуры из мягких пород дерева.
«Богородская игрушка» обязана своим рождением селу Богородское, расположенному ныне в Сергиево-Посадском районе Московской области. Именно крестьяне заложили в XVI-XVII веках основы резьбы по дереву, прославившей Богородское – нынешнюю «столицу игрушечного царства», на весь мир.

БОГОРОДСКИЕ ИГРУШКИ

- это русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева.«Богородская игрушка»

Слайд 23Богородские игрушки по традиции делают из мягких пород дерева – липы,

осины, ольхи, так как с мягким деревом легче работать. Заготовленные бревна липы по специальной технологии просушиваются не менее 4 лет, поэтому заготовка липы представляет собой непрерывный процесс. Просушенные бревна пилят и отправляют на зарубку. Полученные заготовки мастер размечает по лекалу и затем вырезает игрушку специальным богородским ножом. В работе резчика используется и стамеска. Готовые детали игрушки отправляются в цех сборки, а на заключительном этапе их раскрашивают. Игрушки, не подлежащие раскраске, покрывают бесцветным лаком.

Символом промысла до сих пор считаются «мужик и медведь» в различных сюжетных постановках, первой из которых стала подвижная игрушка «Кузнецы».

Богородские игрушки по традиции делают из мягких пород дерева – липы, осины, ольхи, так как с мягким

Слайд 24Богородские игрушки

Богородские игрушки

Слайд 25Абашевская игрушка из глины традиционно изготавливалась мастерами села Абашево Пензенской губернии (сегодня

–Беднодемьяновского района). Для абашевской игрушки характерны пластическая выразительность, лаконизм, упрощенность скульптурного языка, яркая образность, отсутствие четкой натуралистичности изображения. 

АБАШЕВСКАЯ ИГРУШКА

Абашевская игрушка из глины традиционно изготавливалась мастерами села Абашево Пензенской губернии (сегодня –Беднодемьяновского района). Для абашевской игрушки характерны пластическая выразительность,

Слайд 26На левом берегу Волги, чуть выше Нижнего Новгорода, раскинулось большое село

Городец, основанное еще в XII веке. Для торговли места по берегам Волги были выгодные, среди населения стали быстро развиваться разные ремесла. За короткий промежуток времени художники в совершенстве овладели живописным мастерством. 

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ

На левом берегу Волги, чуть выше Нижнего Новгорода, раскинулось большое село Городец, основанное еще в XII веке.

Слайд 27- это вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на

папье-маше, сложившийся в конце 18 в. в подмосковном селе Федоскино. Во второй четверти 19 в. табакерки, бисерницы, шкатулки и другие изделия стали украшать живописными миниатюрами, выполненными масляными красками в классической живописной манере.

ФЕДОСКИНО (федоскинская миниатюра)

- это вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце 18 в.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть