Слайд 1
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ: ОПЫТ, ОЗАРЁННЫЙ ДУХОВНЫМ СВЕТОМ ХРИСТИАНСТВА.
Урок МХК в
10 классе
Выполнила
Романова Раиса Михайловна – учитель истории МБОУ БСОШ №1
Слайд 2О светло светлая
И украсно украшена
Земля Русская!
И многими красотами
Удивлена еси…
Слайд 3Духовно-нравственные основы русской художественной культуры
«Выше закона может быть только любовь. Выше
права — лишь милость. И выше справедливости — лишь прощение»
патриарх Московский и всея Руси Алексий II
В основе нашей самобытной традиции лежит христианское понимание миропорядка, которое вольно или невольно выражали русские зодчие, писатели, живописцы, музыканты. Более тысячи лет наше искусство последовательно утверждало христианские представления о зле и грехе, покаянии и добре, справедливости и прощении. А сами деятели культуры испокон веков пытались приблизиться к идеалам православной святости, к истине, порой мучительно «раздваиваясь» в своем творчестве между порывом к познанию сокровенных божественных тайн мироздания и грузом общественных земных проблем.
Слайд 4С Крещения Руси в 988 г. ведётся отсчет нашей профессиональной художественной
культуры, озаренной у самых истоков евангельскими заповедями любви и вобравшей в себя высокую духовность православия.
Зодчество, словесность, музыка, живопись в течение длительного времени подчинялись нормам церковной службы, выработанным в соответствии с религиозными христианскими воззрениями
Слайд 5
Важнейшие черты древнерусского искусства:
Отсутствие авторства, нередко анонимность ХУДОЖЕСТВЕННых произведений. Даже
в тех случаях, когда мастер ставил свое имя в рукописи или на стене храма, он не стремился выражать собственное «я», подчиняя внутренние чувства и мысли общим установкам и нормам творчества по законам духовной красоты.
Каноничность искусства выражалась в традиционно повторяемых сюжетах, образах, средствах художественного обобщения. В каждом из искусств был свой набор канонических правил. Например, в живописи существовали иконописные подлинники, которые служили образцом для подражания или прямого копирования сюжета и композиции. Освоение канона иконографии было основой профессионализма средневекового художника, а привычные повторяемые композиции делали древнерусскую живопись доступной и понятной верующим, нередко заменяя собой книги. Неслучайно древнерусскую икону называют энциклопедией для неграмотных
Слайд 6
Важнейшие черты древнерусского искусства:
Символичность является, пожалуй, самой яркой чертой того особого
художественного языка, которым говорило древнерусское искусство. С помощью символов мастера раскрывали образы небесной духовной действительности, что сокрыта от взора живущих на земле людей.«Символ есть связь между двумя мирами, знак иного мира в этом мире», — писал великий русский философ XX в. Н.А. Бердяев. Мелодии, краски, образы, сливаясь в стройном ансамбле, звучат в православном храме, словно мощный, слаженный хор, рождая ощущение святости, пребывающей среди верующих.
Слайд 7Торжество православия на землях Древней Руси было ознаменовано возведением огромных каменных
соборов, украшенных монументальными мозаиками и фресками.
Десятинная церковь –
первый каменный храм
Слайд 8Грандиозный каменный храм Святой Софии Киевской был плодом совместного творчества отечественных
и иностранных зодчих, мозаичистов, иконописцев.
Слайд 9Мозаика Софийского собора
Во внутренних покоях храма льется солнечный свет, озаряя центральную
часть собора и освещая прекрас-ную монументальную живопись.
Греческие мастера с помощью своих русских учеников разукрасили купол, подкупольное и алтарное пространство храма мерцающими мозаиками. В куполе помещено изображение Христа Вседержителя в окружении небесной стражи — четырех крылатых архангелов.
Слайд 10Интерьер Софийского собора в Киеве
В центре алтарной композиции — Богоматерь Оранта
на золотом фоне с поднятыми в молитве руками. Ее внушительный образ (высота 4,45 м) отличается богатством красок. Это изображение небесной заступницы получило в русском народе наименование «Нерушимая стена». В нем- воплощение глубокой веры в силу молитвы Богородицы, в ее покровительство грешному роду людскому.
Слайд 11Фреска Софийского собора
Гораздо теплее, человечнее и, пожалуй, наивнее выглядят фрески храма.
В них можно угадать руку русских мастеров, еще не осознавших всю сложность высокой богословской мудрости. Так, явное стремление приблизиться к оригиналу сквозит в образах четырех юных девушек, дочерей Ярослава Мудрого, легкой походкой идущих на богомолье.
Слайд 12Константин и Елена. Фреска Софийского собора в Новгороде.
Новгородское искусство с момента своего
рождения гармонировало со строгим и торжественным обликом русского Севера и отличалось яркой самобытностью. Софийский собор, первый большой новгородский православный храм не копировал киевскую святыню. Его мощное пятиглавие «звучит» более по-русски, нежели столичная, построенная по византийскому образцу София.
Слайд 14Святые
Борис и Глеб
Древнерусская художественная культура выглядит монолитом , прочным фундаментом
которому служит православная вера и вытекающие из неё представления о духовных началах вечной жизни
Слайд 15Иоанн Златоуст.
Фрагмент мозаики.
В каждом древе распятый господь,
В каждом колосе
тело Христово,
И молитвы пречистое слово
Исцеляет болящую плоть.
А. Ахматова