Слайд 1Основы композиции в декоративной композиции.
8класс1четверть
МАОУ«Экономическая гимназия»
Разработал педагог ИЗО искусства:Соколова А.А.
Слайд 2КОМПОЗИЦИЯ.
Композиция (от латинского compositio) означает составление, соединение, сочетание различных частей в
единое целое в соответствии с какой-либо идеей.
В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения, обусловленного его содержанием, характером и назначением.
Слово «композиция» в качестве термина стало употребляться, начиная с эпохи Возрождения.
Слайд 3Формальная композиция
Сугубо формальное соотношение элементов композиции (красок, фигур, пятен и др.)
можно назвать законами композиции или ее признаками.
Закон композиции или признаки композиции.
Три формальных признака композиции:
целостность;
подчиненность второстепенного главному, то есть наличие доминанты;
Уравновешенность.
Слайд 4Целостность –
внутреннее
единство
композиции
Целостность общего пятна
Целостность внутри деталей изображения
Отсутствие целостности
Целостность по отношению
к раме
Слайд 5Основные принципы организации декоративной композиции
Два способа:
1. Сосредоточение внимания на отдельном предмете
как доминанте всей композиции и восприятия остального только по отношению к нему.
Слайд 62. Видение в целом, без выделения отдельного предмета, при этом любые
детали подчиняются целому, утрачивают свою самостоятельность. В такой композиции нет ни главного, ни второстепенного – это ансамбль.
Слайд 7Равновесие - это размещение элементов композиции, при котором каждый предмет находится
в устойчивом положении. Его местонахождение не вызывает сомнения и желания передвинуть его по изобразительной плоскости. При этом не требуется точного зеркального соответствия правой и левой сторон (симметрия всегда уравновешена, а равновесие всегда симметрично).
Симметричная композиция
Ассиметричная композиция
Слайд 8Для установления равновесия в композиции важны форма, направление, место расположения изобразительных
элементов.
Равновесие контрастных пятен в композиции
Слайд 9Неуравновешенная композиция выглядит случайной и необоснованной, вызывающей желание дальше работать над
ней (производить перекомпоновку элементов и их деталей).
Уравновешенная композиция
Неуравновешенная композиция
Слайд 10Соотношение форм
При компоновке форм на плоскости большое значение имеют масштаб, пропорции
и модуль изображаемых величин. От правильного их использования зависит выразительность композиции.
Мелкий модуль членения
Слайд 11Масштаб – это соизмерение величин изображенного объекта по отношению к действительным
величинам. Всякая композиция начинается с установления размеров изображения: крупное изображение зрительно уменьшает формат изобразительной плоскости, мелкое – увеличивает.
Крупный модуль членения
Слайд 12Пропорции – это соотношение элементов изображаемой формы.
Модуль – единица измерения (величина
мазка, штриха, кусочка смальты). Он находится в пропорциональном отношении к величине изображения.
Слайд 13В композиции все формы взаимосвязаны и влияют друг на друга, создавая
ту или иную композиционную ситуацию.
Виды равновесия
Статическое равновесие
Динамическое равновесие
Слайд 14Членение плоскости на части
Членение предполагает установление различных отношений, тональных или цветовых,
между образовавшимися частями, умелая манипуляция которыми позволяет достичь желаемого равновесия в композиции.
Слайд 15Если отношения эти основываются на одинаковых частях, возникает момент статики, если
на неодинаковых – динамики.
Ассиметричное членение
Симметричное членение
Слайд 16Членение осуществляется прямыми или кривыми линиями и поддерживается цветом или тоном.
Варианты членения плоскости на части.
Слайд 17Возможно членение в одном или нескольких направлениях. Членение прямыми линиями и
параболическими линиями, которые сами по себе несут напряженность.
Слайд 19Композиционный центр – доминанта в декоративной композиции
Любая композиция для своей выразительности
должна обладать композиционным центром – доминантой, состоящей из нескольких элементов или одного большего, это может быть и свободного пространство – композиционная пауза.
Слайд 20Варианты организации доминанты:
1. Сгущение элементов на одном участке плоскости по сравнению
с довольно спокойным и равномерным их рассредоточением на других участках.
2. Выделение элемента цветом, остальные параметры, размеры и форма одинаковы.
3. Контрастность форм, например, среди округлых по очертанию фигур располагается остроугольная и наоборот.
4. Увеличение в размерах одного из элементов композиции или наоборот: среди более крупных элементов располагается мелкий, который также будет резко отличаться и доминировать. Это можно подчеркнуть еще и тоном или цветом.
5. Образовавшаяся пустота (композиционная пауза) будет доминировать над другими участками плоскости, более или менее заполненными элементами.
Слайд 21Возможны и два композиционных центра, но один из них тогда должен
быть ведущим, а другой подчиненный первому, чтобы не возникало спорной ситуации или ощущения неопределенности.
Два композиционных центра: главный и второстепенный
Слайд 22Особенности построения монокомпозиции
Монокомпозиция – художественное произведение, заключенное в рамки определенного формата,
заданного автором или ситуацией. Монокомпозиция всегда строится на плоскости , ограниченной заданными размерами.Поэтому располагать все элементы нужно так, чтобы создавалось впечатление замкнутости.
Слайд 23Если монокомпозиция является сложной и состоит из множества мотивов, их следует
сгруппировать так, чтобы внимание акцентировалось на центральной части плоскости (например, по кругу в нужном направлении).
Все элементы художественного произведения, независимо от сложности композиции, должны быть в равновесии.
Слайд 24Приемы усиления впечатления декоративности композиции
1) оверлеппинг;
2) членение плоскости на части;
3) насыщение
орнаментом;
4) дробление изображения; введения постоянного модуля и фиксация его цветом (прием П.Филонова).
Слайд 25Явление оверлеппинга и его роль в декоративной композиции
Оверлеппинг – частное совпадение
или наложение обной формы на другую.
Слайд 26Действие оверлеппинга можно максимально усилить за счет введения тональных или цветовых
контрастов в местах наложения одного объекта на другой.
Явление оверлеппинга можно использовать в сочетании с таким приемом как членение изобразительной плоскости на части и введением тональных или цветовых контрастов.
Слайд 27Членение на части
Членение композиции может быть простым (на две, четыре, восемь
частей) и по «принципу лоскутного одеяла». Линии членения могут быть прямыми и кривыми, возможно сочетание тех и других одновременно.
Слайд 28Использование модуля в композиции
Добиться создания или усиления декоративности можно дроблением всего
изображения на мелкие участки - модули. Модуль имеет вид какого-то определенного кусочка (по примеру смальты, мазка как у импрессионистов и др.)
Слайд 29Введение (насыщение) орнаментом композиции
Достижение повышенной декоративности возможно также путем введения орнаментального
мотива по всей композиции.
В декоративной плоскостной работе необходимо четко решить, где размещать орнаментальные мотивы – по всей плоскости или ограничиться изображением одного – двух.