Слайд 1
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ
ПО ИСТОРИИ ИСКУССТВА
В МБУДО ДШИ
КОВАЛЕНКО Ольга
Викторовна, преподаватель 1 квалификационной категории
Апатиты 2019
Слайд 2Программные требования
В МБУДО ДШИ Художественного отделения г. Апатиты Мурманской области реализуются
несколько направлений:
1. Программа ФГТ «Живопись» 5(6) лет обучения-учащиеся с 10 лет. Беседы об искусстве изучаются 1 год, история искусства 4 года.
2. Программа ФГТ «Живопись» 8(9) лет обучения-учащиеся с 7 лет. Беседы об искусстве изучаются 3 года, история искусства 5 лет.
3.Программа Оберазивающая «Живопись» 4 года обучения-учащиеся с 10 лет. История искусства изучается 4 года.
Классы со срок
Слайд 3Особенности занятий по истории искусства
Занятия проходят во второй половине дня,
когда работа мозга и активность детей снижается;
Трудно много писать, поэтому малыши рисуют;
Дети приходят с разных учебных учреждений;
Разные способности; разный способ усвоения информации;
Сложность отдельных тем программы.
Классы ФГТ и общеразвивающие прогаммы имеют разные требования. Беседы об искусстве.
Слайд 4Формы и виды урока
Проводятся групповые и индивидуальные занятия:
1.Лекция
2.Беседа
2. Игра
3.Конкурс
4.Соревнование
5.Командное состязание
6.Исследования, проекты
7. Экскурсии и т.д.
Слайд 5Принципы подачи информации
АКТИВНОСТЬ. Активность участников носит особый характер, отличный от активности
человека, слушающего лекцию или читающего книгу. В данном случае участники вовлечены в процесс обсуждения. Принцип активности опирается на известную идею: человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 70% того, что проигрывает, и 90% того, что делает сам.
ПАРТНЕРСКОЕ (СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОЕ) ОБЩЕНИЕ. Партнерским, или субъект-субъектным, общением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания, признается ценность личности другого человека.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ (ТВОРЧЕСКАЯ) ПОЗИЦИЯ. Исходя из этого принципа педагог конструирует и организует такие ситуации, которые давали бы возможность участникам обсуждения осознать и опробовать новые способы поведения в процессе воспитания ребенка.
ИГРОВЫЕ ЗАНЯТИЯ
Слайд 6Организация исследовательской работы
Делим ребят на команды.
Выбираем темы в рамках программы.
Знакомим с
алгоритмом работы. Записываем его.
Определяем роли: капитан, ответственные за разделы. Их 5.
Беседуем, где можно найти эту информацию? (интернет, музей, энциклопедия)
Определяем сроки сдачи проекта.
Выступления детей на занятиях.
Рефлексия.
Слайд 7Памятка-алгоритм анализа и описания памятника культуры
ПО Л. С. ПЕСТРЯКОВОЙ:
Автор художественного
произведения, время создания памятника и его местонахождение.
К какому периоду истории, стилю, направлению относится это произведение искусства.
Краткая характеристика творчества художника в рамках данной работы.
Сюжетная сторона произведения. Историческая справка его создания.
Описание/живопись произведения: жанр, вид, техника выполнения. Какие средства использовал художник для создания образа и каков этот образ?
Слайд 8Примеры получившихся исследовательских работ,
Примерные вопросы при рефлексии:
Понравилось ли работать в
команде?
Что особенно понравилось, что вызвало затрудения?
Приложения конспектов-проектов:
1) Описание скульптуры «Алеша» Бродский Исаак (4 класс (1-5))
2) Описание картины «Царевна Лебедь» Врубель М.А. (4 класс (1-5))
Слайд 9ИГРОВЫЕ ЗАНЯТИЯ
В.Г. Семенов выделил:
1) интерактивные игры с опосредованным воздействием на
ученика (ребусы, кроссворды);
2) интерактивные игры с непосредственным воздействием на ученика (сюжетно-ролевые игры); 3) неинтерактивные (индивидуальные игровые задания).
Этот же исследователь классифицирует игры по степени импровизации:
1) игры с ролями и сюжетом (импровизационные);
2) игры с четким каноническим сюжетом (канонические); 3) бессюжетные игры (кроссворды)
Слайд 10ВИДЫ ИГР
Г.К. Селевко разделяет игры на сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и
драматизации.
В теории и практике обучения истории была известна классификация, разделяющая игры на ретроспективные и деловые, если идет речь об играх с внутренними правилами (И.В. Кучерук. Учебные игры на уроках истории)
Слайд 11ДЕЛОВАЯ ИГРА
Деловая игра моделирует ситуацию более поздней эпохи по сравнению с
исторической обстановкой, ученик получает в ней роль только нашего современника или потомка, изучающего исторические события (археолога, писателя, журналиста). При этом явно прослеживается два подвида такой игры.
игра-обсуждение, в процессе которой воссоздается воображаемая ситуация современности со спором, дискуссией (диспуты, симпозиумы ученых, круглые столы журналистов, телемосты и киностудии и др.). В своей обучающей основе такая игра очень близка к дискуссионной деятельности, ибо целиком строится на учебном диалоге. Как правило, такие игры даже при определенной программе деятельности проводятся с большой долей импровизации ребят.
игра- исследование, которая строится также на воображаемой ситуации современности, изучающей прошлое, но в отличие от предыдущей формы основана на индивидуальных действиях "героя", который пишет очерк, письмо, школьный учебник, фрагмент книги, газетную статью, научный доклад о том или ином историческом событии.
Слайд 12Ретроспективная игра
Ретроспективная игра (также встречается термин "реконструктивная", от слов "ретро"-
воспоминание о прошлом, "реконструкция"-воссоздание), в ходе которой моделируется ситуация, ставящая учащихся в позицию очевидцев и участников событий в прошлом, каждый ученик получает роль представителя определенной общественной группы или даже исторической личности. Главным признаком игры такого типа является "эффект присутствия" и принцип исторической беллетристики - "так могло быть". Как справедливо заметил психолог А.Н. Лук, в такой игре подростку "удается прыгнуть выше себя, на некоторое время стать умнее, смелее, благороднее, справедливее" (А.Н. Лук. Эмоции и чувства. М, 1972).
Школьник для такой игры, как правило, придумывает имя, факты биографии, профессию, социальное положение своего "героя", и даже в ряде случаев готовит костюм, продумывает внешний облик. При этом школьник должен иметь представление о характере, чувствах, мыслях и взглядах персонажа. Ретроспективные игры помогают ученику "войти" в историческое время, почувствовать "колорит эпохи", "увидеть" конкретных людей с их миропониманием и поступками в конкретной исторической ситуации определенного времени.
Слайд 14Праздник «Посвящение в Художники»
Цель: вызвать у детей устойчивый интерес к занятиям
в «Детской художественной школе» и формирование традиций в работе.
Задачи:
повышение мотивации обучения;
создание благоприятной игровой атмосферы для проявления изобразительных способностей и знаний детей;
расширение навыков общения в игровых ситуациях, предполагающих многопозиционные роли: художника, зрителя, критика, ценителя искусства;
содействие коллективному творчеству детей и коллективному сопереживанию общей работе.
Слайд 15Конкурсы
Конкурс №1 «Мы знаем историю искусств»
Конкурс №2 «Конкурс капитанов»
Конкурс 3.
«Пятно - клякса»
Конкурс №4 «Теория. Теплое и холодное»
Подвижные:
Конкурс № 5 «Ожившие предметы»
Конкурс № 6 «Собери паззл»
Слайд 16Что можно узнать о ребятах?
Как усваивается информация, теория и практика;
Увидеть жизненную
позицию, лидер или исполнитель;
Умение работать в команде- социализация;
Способ мышления;
Нестандартность решения в работе.