Презентация, доклад на тему Образ Александра Невского в русской иконописи и живописи.

Содержание

Художественный образ оказывает определяющее воздействие на формирование внутреннего представления о том или ином явлении или портрете исторического лица. Не даром говорят: "лучше один раз увидеть, чем

Слайд 1Образ Александра Невского в русской живописи и иконописи
Материалы к урокам

изобразительного искусства, истории.
Осетрова А. В.
МАОУ «Григоровская ООШ»
Образ Александра Невского в русской живописи и иконописиМатериалы к урокам изобразительного искусства, истории.Осетрова А. В. МАОУ «Григоровская

Слайд 2 Художественный образ оказывает

определяющее воздействие на формирование внутреннего представления о том или ином явлении или портрете исторического лица. Не даром говорят: "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Поэтому роль изобразительного искусства в духовно-нравственном воспитании неоспоримо велика при условии грамотного и качественного подбора материала, который может дать достойные образцы.
Художественный образ оказывает     определяющее воздействие на формирование

Слайд 3 Художественный образ - всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения

мира с позиции определённого эстетического идеала путём создания эстетически воздействующих объектов. Художественный образ - явление, творчески воссозданное в художественном произведении.

А. Невский. Палех, 1861 г.

Художественный образ - всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала

Слайд 4Павел Корин
«Александр Невский» 1942 г.
Центральная часть триптиха

Для Павла Корина Невский

– князь, рыцарь, печальник земли русской. Он жил в эпоху, когда траур лежал на земле. Век был суровый. «Александр Невский», – писал Павел Корин, – связан с воспоминаниями о русских мужиках, с живой болью за Родину, терзаемую врагом, со страстной верой в победу». . В этом образе нет места святости, перед зрителем возвышается грозный военачальник и освободитель Руси от захватчиков, зорко следящий за рубежами своей Родины.
Павел Корин «Александр Невский» 1942 г.Центральная часть триптихаДля Павла Корина Невский – князь, рыцарь, печальник земли русской.

Слайд 5П. Корин Триптих 1942 г.
Северная баллада
Старинный сказ
А. Невский

П. Корин Триптих 1942 г.Северная балладаСтаринный сказА. Невский

Слайд 6 Спустя много лет, в 1966 году П Корин вновь обращается к

образу русского война-защитника в своем незаконченном триптихе «Сполохи».

Можно предположить, что перед нами снова предстает образ А. Невского, молодого, крепкого, могучего богатыря.

Спустя много лет, в 1966 году П Корин вновь обращается к образу русского война-защитника в своем незаконченном

Слайд 7Юрий Пантюхин
«Александр Невский» левая часть триптиха
«За землю русскую»
Дмитрий Донской

и
Сергий Радонежский

Минин и Пожарский

Юрий Пантюхин «Александр Невский» левая часть триптиха «За землю русскую»Дмитрий Донской и Сергий РадонежскийМинин и Пожарский

Слайд 8В XVIII—XIX вв. Св. Александр Невский становится одним из наиболее почитаемых

в России национальных святых. Нетрудно заметить, что сильный культ этого святого, занимавшего, безусловно, важное место в исторической памяти народа, имел постоянную и сильную поддержку со стороны государства. Это был как бы православно-государственный культ.
Превращение Святого Александра Невского в покровителя государства началось в начале XVIII века. Петр I, заложивший новую столицу страны, Санкт-Петербург, на отвоеванных у шведов землях, усмотрел определенный символический смысл в том, что город был основан вблизи места, где в 1240 году новгородский князь Александр Ярославич разгромил тех же шведов. Отныне в небесном покровительстве Св. Александра Невского виделся залог будущей окончательной победы России над ее давним историческим врагом.

Икона с частицей мощей А. Невского

В XVIII—XIX вв. Св. Александр Невский становится одним из наиболее почитаемых в России национальных святых. Нетрудно заметить,

Слайд 9 Одним из главных памятников русско-византийского стиля был храм

Христа Спасителя в Москве, построенный по проекту архитектора К. А. Тона в память победы русской армии над Наполеоном.
При составлении плана живописного убранства создатели храма руководствовались двумя главными идеями: идеей божественного творения мира и прихода в падший мир Спасителя и идеей тесной связи многих священных событий с судьбой Российского государства.
Северный придел храма был посвящен Св. Александру Невскому, небесному покровителю сразу трех русских императоров: Александра I, давшего обет воздвигнуть в Москве храм Христу Спасителю, Александра II, завершившего построение храма, и Александра III, в царствование которого произошло его освящение.

В 1875 г. Г. И. Семирадский, получил задание написать четыре картины из жития Св. Александра Невского на северной стене посвященного этому святому придела.
Семирадский Г. И. Александр Невский в Орде. 1876

Одним из главных памятников русско-византийского стиля был храм Христа Спасителя в Москве, построенный по

Слайд 10 Александр Невский у Семирадского — молодой, энергичный, волевой

воин и государственный деятель, в облике которого святость может только угадываться. По сути, художник написал не иконы, а исторические композиции, более подходящие для академических выставок, чем для храма. Современниками это было замечено. Особые нарекания вызвала картина «Св. Александр Невский принимает папских легатов». Действительно, в эскизе, а затем и в картине Семирадский воссоздал довольно малопривлекательный образ упоенного властью государя, демонстрирующего перед прибывшими к нему папскими послами скорее материальную силу, нежели силу своего православно-христианского духа.

Семирадский Г. И. Александр Невский принимает папских легатов. 1876

Александр Невский у Семирадского — молодой, энергичный, волевой воин и государственный деятель, в облике

Слайд 11Семирадский Г. И. Кончина Александра Невского. 1876
Семирадский Г. И. Погребение Александра

Невского. 1876
Семирадский Г. И. Кончина Александра Невского. 1876Семирадский Г. И. Погребение Александра Невского. 1876

Слайд 12Живопись Семирадского, блестящая и эффектная по исполнению, конечно, мало соответствовала задачам

православной церковной живописи. Этот недостаток строгости формы и колорита, свойственный вообще большинству росписей храма Христа Спасителя, был в свое время сурово раскритикован. Потребность возрождения пришедшей в глубокий упадок церковной живописи послужила появлению самобытной индивидуальности В. М. Васнецова, выполнившего в 1880-е гг. основную работу по росписи Владимирского собора в Киеве.

Как истинный представитель и один из основоположников так называемого «русского стиля», Васнецов внес в образ черты былинно-сказочной поэтики, народного фольклора. Во внешнем облике Св. князя художник акцентировал его славянство, изобразив русоволосого, кудрявого и бородатого богатыря.

В. М. Васнецов Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве 1885 - 1893 г.

Живопись Семирадского, блестящая и эффектная по исполнению, конечно, мало соответствовала задачам православной церковной живописи. Этот недостаток строгости

Слайд 13 На стенах Владимирского собора вместе с Васнецовым работал М.

В. Нестеров.
По протекции Васнецова, Нестеров получил в 1892 году заказ на исполнение образов для строившегося в Петербурге по проекту архитектора А. А. Парланда храма Воскресения Христова на месте гибели императора Александра II. Нестерову был заказан образ Св. Александра Невского для иконостаса. На эскизе к этому образу, позднее воплощенному в мозаике, Св. Александр Невский изображен молящимся накануне Невской битвы.
В облике Св. князя Нестеров акцентирует не воинскую доблесть, не богатырство, а его смирение перед волей Божией, готовность к покорному исполнению возложенного на него долга.
На стенах Владимирского собора вместе с Васнецовым работал М. В. Нестеров.

Слайд 14 Работы Васнецова и Нестерова объединены стремлением запечатлеть в образе благоверного князя

Невского "печальника о Русской земле" и "радетеля о её благе", что было актуально накануне войн и революционных потрясений ХХ столетия.

«Успение Св. Александра Невского»
М. В. Нестеров

Работы Васнецова и Нестерова объединены стремлением запечатлеть в образе благоверного князя Невского

Слайд 15 Как известно, идеалы народа формирует история. Жизнь и подвиги видных исторических

деятелей всегда служили примером для подрастающего поколения, а сами они нередко призывали потомков помнить об их славных делах. Так, полководец А.В. Суворов завещал: "Потомство мое прошу брать мой пример: всякое дело начинать благословением Божьим; до издыхания быть верными Государю и Отечеству; убегать роскоши, праздности, корыстолюбия и искать славу чрез истину и добродетель"
Идеалом человечества являются святые. Их иконы изображают преображенный, просветленный и очищенный от греха, облик человека, а жития рассказывают о самоотверженном служении Богу, Отечеству и народу.
Как известно, идеалы народа формирует история. Жизнь и подвиги видных исторических деятелей всегда служили примером для подрастающего

Слайд 16 Многообразие иконографических типов указывает на то, что современный человек нуждается в

заступничестве и славного воина и смиренного молитвенника, а в образе Александра Невского они слились воедино.
В сфере духовно-нравственного воспитания пример князя сегодня особенно целесообразен, потому что показывает разные стороны подвига и раскрывает характерные особенности русского народа – его исключительную веру в Бога и безграничную любовь к Отечеству.
Многообразие иконографических типов указывает на то, что современный человек нуждается в заступничестве и славного воина и смиренного

Слайд 17Детские работы по теме: «Образ воина-защитника»

Детские работы по теме: «Образ воина-защитника»

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть