Слайд 1Николай Рерих
Выполнила: учащаяся 11 «А»класса Сизова Анжелика Руководитель: учитель ИЗО
Королева М.А.
Слайд 2 Биография
Книги
Живопись
Загадочные картины Н.Рериха
Слайд 3
Н.Рерих-
философ, художник, ученый, литератор.
Он оставил нам в наследство
приблизительно семь тысяч полотен, десяток томов повестей, рассказов, сказок, стихов.
Святослав Рерих: портрет Н.К.Рериха. 1928. Государственный музей Востока, Москва
Слайд 427 сентября 1874 года в семье нотариуса родился мальчик, которого назвали
Николаем – «Побеждающий». Мать звали Мария Васильевна Калашникова. Вслед за первенцем последовали Лидия, Владимир и Борис.
Лето семья проводила в Изваре(«милость богов»), имении в Царскосельском уезде, старинным хозяином которого был граф Воронцов. Там Николай рубил деревянным мечом головы драконам-репейникам и занимался грамотой, арифметикой, иностранными языками.
Слайд 5 В 1893 Н.Рерих окончил Гимназию фон Мая — одно из
лучших частных учебных заведений Петербурга.
Позже поступает в Академию художеств. А с 1895 года начинает серьезно изучать древние летописи, книги, грамоты.
Слайд 6Большую роль в формировании таланта юного художника сыграл А.Куинджи, в мастерской
которого Рерих начинает серьезно работать над пейзажами с натуры, создает первые исторические композиции. В 1897 году Рерих в числе других учеников Куинджи покидает Академию в знак протеста против увольнения любимого учителя и продолжает работать над начатой серией картин на темы жизни древних славян, получившей название "Начало Руси".
Слайд 7 В 1918 году Рерих совершает поездку по Финляндии, Норвегии, Дании,
Англии с выставкой своих произведений, а в 1920 году едет в Америку, где его работы пользуются особенно большим успехом.
Картина Святослава Рериха: портрет Н.К.Рериха. Государственный музей Востока, Москва
Слайд 8 В Америке Н.К. Рерих создает Художественный университет,
Союз художников и Международный художественный центр «Венец мира» цель которого – культурное сотрудничество народов разных стран.
В 1923 году по инициативе поклонников таланта русского живописца создается Музей Н. К. Рериха. в Нью-Йорке
Слайд 9Музей Николая Рериха в Нью-Йорке
Знак «Двойной Дордже» был заказан самими Рерихами
и предназначался для вручения друзьям Музея Н.Рериха - наиболее значительным лицам, например таким, как Альберт Эйнштейн.
Слайд 11С ней связаны мечты о скрытых в джунглях сокровищах, о неведомых
племенах , о статуях Будды…
Любимая страна
Н. Рериха – Индия.
Слайд 12 С 1928 года Николай Рерих с семьей (жена Елена, которую
он называл Ладой, и два сына – Юрий и Святослав) живет в Индии.
Образцы будийской философии и религии, восточных легенд и сказок, быта горных селений, степных стойбищ сплетаются в сотнях картин Н. Рериха, а главное – это горы.
Слайд 13Елена Ивановна – жена Н.Рериха. Она родилась 12 февраля 1879 года
в Петербурге, в дворянской семье академика архитектуры И.И.Шапошникова. По материнской линии она принадлежала к старинному роду Голенищевых –
Кутузовых и была правнучкой великого
М.И. Кутузова.
Слайд 14Елена Ивановна (справа), Юрий и Святослав Рерихи. Бологое,
1913
Слайд 15В июле 1947 года Николаю Рериху была сделана операция, и врачи
прописали больному постельный режим. Но художник как раз готовился к возвращению на родину, в Россию, и не хотел ни на миг прекращать работу по подготовке к отправке более 400 своих картин, продолжал работать за мольбертом. За этими хлопотами забылись предупреждения врачей о недопустимости переутомления. Вскоре он умер, а через два дня перед домом запылал погребальный костер.
Слайд 16 Позднее на его месте у крутого
горного склона был водружен большой камень. На лицевой стороне высечена надпись: "Тело Махариши Николая Рериха, великого друга Индии, было предано сожжению на сем месте 30 магхар 2004 года Викрам эры, отвечающего 15 декабря 1947 года. ОМ РАМ". ("Ом Рам" обычно переводится как "Да будет мир" . )
Слайд 17 Книга
«Цветы Мории» ,
была издана
в 1921
году
В книге собраны почти все его стихи. Автор считал, что именно в них находится ключ к сокровенному пониманию его пути
Слайд 18 Название книги образовано от имени великого восточного
Учителя мудрости Мориа. В соответствии с индийской традицией образ Учителя (Гуру) становится центральным в поэтической системе Н. Рериха
Картина Святослава Рериха: Н.К.Рерих со священным ларцом. 1930. Люксембургский музей, Париж
Слайд 19 В стихах часты обращения к путнику, к мальчику.
Это не наставления читателю, а обращения к себе, к своему творческому «Я». Николай Рерих стремится охватить жизнь в трех её временных измерениях, поэтому прошлое, настоящее и будущее у него нерасторжимы.
Святослав Рерих: Н.К.Рерих. 1924. Государственный художественный музей, Рига, Латвия
Слайд 20 Три цикла стихов: «Священные знаки» ,
«Благословенному» , «Мальчику» и поэма «Наставление ловцу, входящему в лес» - композиция этих произведений символизирует восходящее по ступеням развитие человеческого духа, призванного к творчеству, т.е. постепенное обретение творцом смысла жизни
Слайд 21Сначала человек только угадывает светлые знаки, затем слышит внутренний голос, делает
первые самостоятельные шаги и… осознает своё значение.Вот как это звучит в поэме:
Знающий ищет. Познавший – Находит. Нашедший изумляется легкости овладения. Овладевший поёт песнь радости. Радуйся!
Радуйся!
Радуйся! Ловец,
трижды позванный.
Слайд 22 «Гонец» (И восстал род на род).
1897. Холст, масло. 124,5 x
184,5. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Мы не знаем в какое время плывет старик – в своё или в чужое. Но видим что он устал и теперь отдыхает. Натруженные ноги вытянуты, а руки лежат на коленях. Гонец из девятого века… Этот человек остался один и должен принять решение за весь род. Он завещает людям единение( «И восстал род на род» - другое название картины) и в то же время каждому – умение остаться одному, решать одному, человеку – думать о людях.
полуночные гости. Светлой полосой
тянется пологий берег…подымут роды славянские –
увидят они редких , незнакомых гостей, подивуются они
на их строй боевой,
на их заморский обычай»
«Заморские гости»
Слайд 24 «Идолы»
Николай Рерих. Идолы. 1901. Картон, гуашь.
49 x 58. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
Слайд 25 Живопись Рериха часто религиозна.
Богоматерь – величавая владычица,
сидящая на престоле. Она охраняет реку жизни и спасает малых людей, как в стихах Федора Сологуба:
Слайд 26«Царица Небесная»
« Да с плеч
своих сняла Святое покрывало, И все село
покрыла, И всех людей спасла…»
«Дозор»
Дозор Гималаев. Серия <Знамёна Востока>
Слайд 28«Путивль»
Один из старейших городов на севере Украины, упоминаемом в «Слове
о полку Игореве».
Путивль впервые упоминается в Ипатьевской летописи в 1146г., как одна из крепостей Киевской Руси.
Название выводят от слова путь: он лежит на раздорожье. Расположен на правом берегу реки Сейм
Слайд 29 «Гуань-инь»
На картине Н.К.Рериха «Гуань-инь» изображена особо почитаемая
китайским народом Бодхисатва, являющаяся олицетворением безграничного милосердия и сострадания. Само её имя означает «внемлющая звукам мира». Гуань-инь — богиня-покровительница женщин, материнства, младенчества, подательница детей, а также покровительница профессий, связанных с опасностями. Считается, что произносящий её имя получает избавление от бед: она может облегчить страдания, утешить, спасти.
Слайд 31 Ашрам. Цейлон. Серия "Ашрамы". 1931. Третьяковская галерея, Москва
Белые
Гималаи. Серия "Кулута". 1931. Государственный музей Востока, Москва
Слайд 32Вестник от Гималаев.
1940г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Слайд 33Ведущая.
1944г. Государственный
музей Востока,
Москва
Слайд 34Горное озеро. Перевал Баралача.
1944. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Слайд 35 Гистасп. Шах Намэ.
1938. Государственный музей Востока, Москва
Слайд 36Гуга Чохан. Весна в Кулу. 1931. Третьяковская галерея, Москва
Слайд 37Брахмапутра.
1932. Государственный художественный музей, Рига, Латвия
Слайд 38Весть Шамбалы.
1946. Мемориальная квартира Ю.Н.Рериха, Москва
Слайд 39 Гэсэр-Хан.
1941. Мемориальная квартира Ю.Н.Рериха, Москва
Слайд 40 ПОРТРЕТЫ ГОСПОЖИ ДЕВИКИ РАНИ.
Н. РЕРИХ. Холст, масло.
65х52,5. Индия.
Слайд 41Н.К. Рерих. Голубиная книга. (1922г.)
Слайд 43« Исса и голова великанова»
У многих народов сохранились предания о людях-великанах
некогда населявших землю. В Коране сказано, что они были "выше самых высоких пальм". В Библии: "В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, когда сыны Божьи стали входить к дочерям человеческим и они стали рожать..."
Или "...Там видели мы и исполинов... от исполинского рода; и мы были... пред ними, как саранча..."