Слайд 1Мужской образ
в истории искусств
Первые образцы портрета являются скульптурными и относятся
к Древнему Египту. За этим следовал расцвет портрета в период античности, упадок жанра в Средневековье, новые открытия, взлет и переход к технике станковой живописи в эпоху Возрождения, а затем дальнейшее развитие в последующие века...
1 часть
Слайд 2 Древнейшая известная попытка изобразить человеческое лицо насчитывает 27 тыс. лет.
Оно
обнаружено в пещере Вильонер близ города Ангулем. «Портрет» сделан мелом на естественных выпуклостях стены, напоминающих по форме лицо. Прочерчены горизонтальные линии глаз и рта и полоса, обозначающая нос.
Слайд 3Череп предшественника неандертальца
Слайд 6Два самых известных и почти единственных мужских изображений в период Древнего
мира
Слайд 7На мужских фигурах четко прорисованы черты лица (глаза, рот), на женских
это встречается гораздо реже.
Слайд 8Чтобы показать бороду и усы древние мастера наносили на скульптуру насечки
или ямки
Слайд 10Шрамирование нередко применяется в первобытных племенах во время инициации: мальчикам, вступающим
во взрослую жизнь, разрезают лица, груди и спины, чтобы проверить, способны ли они терпеть боль, не издавая ни единого звука. Эти знаки помогают отличить своих соплеменников от чужаков и считаются необходимым украшением. Вслед за дикарями моду на шрамы подхватили наши цивилизованные современники. Хотя ни инициация, ни подобные знаки отличия им не нужны, постепенно эта техника становится все более популярной в США и Европе.
Настоящего
Мужчину
в Древнем мире
можно было
отличить по
шрамированию
Слайд 12Древний Египет
В древнем Египте макияж носили не только женщины, но и
мужчины.
Краска для глаз была, как правило, зеленой (из меди) или черной (из свинца).
Египтяне верили, что макияж обладает целебными свойствами.
Слайд 13Фараон Рахотеп
Изначально макияж в Египте использовался как защита от солнечных
лучей и лишь во вторую очередь - как украшение.
Слайд 14Голова Фараона Амасиса
Египтяне были очень чистоплотными людьми и весьма ценили
физический комфорт, который дает чистота. Простые крестьяне и ремесленники мылись в прудах, фараоны и знать принимали ванны с благовониями. После мытья все египтяне умащали себя маслами и мазями.
Слайд 15Статуя фараона Хефре́на.
Древнее царство
Слайд 16Мужчины брили бороды и усы, коротко стриглись, а жрецы так и
вовсе брили все тело. В то же время, египетские мужчины видели в бороде и длинных волосах признак власти и могущества и потому носили накладные бороды и парики. Видимо, это было связано с климатическими особенностями – изнуряющей летней жарой, при которой снимаемые бороды и волосы были намного удобнее и гигиеничней, чем натуральные. Со временем, замысловато сплетенная борода или борода в виде квадратного пучка волос в центре подбородка стала неизменным атрибутом власти фараона. Также бороды присутствовали на изображениях богов.
Слайд 17
Статуя жреца Каапе́ра
(«Сельский староста»).
Слайд 18Способ увлажнения волос в Древнем Египте
Во время праздников и пиров
на головы мужчин и женщин устанавливались конусообразные или шарообразные каркасы, наполненные смесью масел и благовоний. Под действием жары эта смесь таяла и стекала на волосы, увлажняя их и придавая любимый аромат. Египтяне любили свое тело и любовались им, ценили красоту и не хотели стареть, поэтому они умели красить волосы в черный цвет, скрывая седину.
Слайд 20«Царь-жрец», фреска из Кносского дворца
Слайд 21В Древнем Египте во времена XVIII династии, с момента правления Эхнатона,
некоторые члены царских семей изображались с необычайно вытянутыми головами, но что именно за этим стоит доподлинно не известно: изобразительная традиция или действительно деформированные черепа.
Слайд 22Фараон Тутанхамон. Реконструкция внешности
Слайд 23Статуя фараона Эхнатона
с подчеркнуто женскими чертами тела. 14 в. до
н.э.
Слайд 24Юбки мужчин в разные эпохи имели разную длину.
Чем древнее юбка,
тем она короче. К эпоху упадка древнеегипетского государства юбка постепенно трансформировалась в платья и длинные туники. Количество одежды на человеке и ее длина увеличивались в Древнем Египте с течением времени, но долгое время египтянам нравилось показывать свое тело на публике и восхищаться собой, нагота их не смущала. На сельскохозяйственных работах мужчины и женщины работали обнаженными, изредка одевая лишь набедренные повязки. Так же одевались и слуги в домах богатых египтян.
Слайд 25Фаюмский портрет
в Древнем Египте
Фаюмские портреты — созданные в технике энкаустики погребальные
портреты в Римском Египте I—III веков. Своё название получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри. Являются элементом видоизмененной под греко-римским влиянием местной погребальной традиции: портрет заменяет традиционную погребальную маску на мумии.
Слайд 26Фаюмский портрет мальчика Евтихия
Слайд 27Появились они в Римскую эпоху и заменили древний египетский обычай -
оставлять в усыпальнице погребальную маску. Еще при жизни человека, рисовали портрет, а затем клали на мумию.
Слайд 30У древних греков долгое время портрета не существовало. У них был
обычай награждать победителей спортивных игр постановкой их статуй в публичных местах, однако это были идеальные фигуры атлетов, которые изображали их лишь в общих чертах, идеализированно, и были выполнены по идеальному канону красоты. В эпоху классики создаются обобщённые, идеализированные скульптурные портреты поэтов, философов, общественных деятелей.
Древнегреческий мужской портрет
Слайд 31Наиболее известным и признанным считается канон красоты, созданный знаменитым скульптором Древней
Эллады Поликлетом. В основе его представлении о классических пропорциях тела положен древнеегипетский канон. В качестве эталона можно привести статую Дорифор, лицо которой составляет 1/10, голова - 1/8, стопа - 1/6 длины тела. Голова вместе с шеей по длине равны стопе. Примерно в этой же пропорции создан Дискобол Мирона.
Слайд 32Греки особенно высоко ценили пропорциональное телосложение, упругие, развитые мышцы, легкие, быстрые,
решительные движения, ясный, острый, сияющий взгляд. Этот идеал широко представлен в живописи и скульптуре.
Слайд 33Имя Аполлона, златокудрого сына Зевса, в наши времена стало нарицательным для
любого красавца-мужчины. Культ красоты тела, господствовавший в древней Элладе, во многом определил каноны красоты и в последующие века. Сила, ловкость, красота.
Леохар. Аполлон Бельведерский. Римская копия
Слайд 34Античные представления о красоте хранят уцелевшие до наших дней скульптуры: правильные,
крупные черты лица, большие выразительные глаза и прямой нос. Не маловажное значение имел и рост. Так, Аристотель писал: «В большом теле заключена красота, а маленькие могут быть изящными и пропорционально сложенными, но не прекрасными».
Слайд 36Развитие древнеримского портрета было связано с усилением интереса к индивидуальному человеку, с расширением
круга портретируемых. Риму свойственен нарождающийся интерес к конкретному человеку (в отличие от интереса к человеку вообще в искусстве Древней Греции). В основе художественной структуры многих древнеримского портрета — чёткая и скрупулёзная передача неповторимых черт модели при соблюдении единства индивидуального и типического. Римский скульптурный портрет оказался максимально натуралистичным.
Древнеримский мужской портрет
Слайд 37Древние римляне обладали такой верой в себя, что считали личность человека
достойной уважения в том виде, какая она есть, без всяких приукрас и идеализаций, со всеми морщинами, лысинами и избыточным весом.
«Портрет императора Вителлия»
Слайд 39Из Греции искусство портретов перешло к римлянам, которые к прежним родам
пластических портретных изображений, статуе и герме, прибавили новый род — бюст. Многие греческие ремесленники работали в Риме, правда, уже с соблюдением желаний римского заказчика.
Бюст «Брута Капитолийского»
(глаза инкрустированы
слоновой костью)
Слайд 43Скульптурная
реконструкция
выполнена
по черепу юноши
из парного захоронения
на стоянке
Сунгирь
28-22
тысячи лет до н. э.
Слайд 44Скульптурная
реконструкция
выполнена
по черепу мужчины
(Сунгирь 5)
Слайд 45Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из могильника Васильевка III.
Автор Г.
Слайд 46Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из Вольненского могильника.
Слайд 47Графическая реконструкция выполнена по черепу мужчины.
Поселение близ оз. Ловецкое Ярославской области.
Ямочно-гребенчатая культура
Слайд 48Скульптурная реконструкция выполнена по черепу молодого мужчины из погребения № 19
могильника Сахтыш II (Ивановская область)
Слайд 49Эпоха бронзы
Скульптурная
реконструкция
по черепу мужчины из
Халдеевского
могильника.
Автор
Г.
В. Лебединская
Слайд 50Скульптурная реконструкция выполнена по черепу мужчины из погребения № 7 Болшневского
могильника 2 (Калининская область)
Слайд 51Реконструкция по черепу мужчины из Володар (низовья Оки)
Слайд 52Реконструкция по черепу мужчины со стоянки Панфилово (Владимирская область)
Слайд 53Скульптурная реконструкция выполнена по черепу мужчины из погребения № 1
(в
саркофаге) кургана 2 Иваровской курганной группы (Калининская область)
12 – 13 века
Слайд 54Скульптурная реконструкция выполнена по черепу мужчины из погребения № 16. Манежная
площадь. Одежда была дополнена по старинным гравюрам
14 – 17 века
Слайд 55Скульптурная реконструкция выполнена по черепу мужчины из погребения № 206 (захоронение
в белокаменном саркофаге ящичного типа внутри четверика ц. Святой Троицы в Полях)
Слайд 56Портрет великого князя владимирского Андрея Боголюбского
(Рис. А. Н. Гришенкова со
скульптурного портрета
М. М. Герасимова)
Слайд 57Епископ новгородский Василий
(XIV век)
Слайд 59
Виктор Васнецов
«Портрет Ивана Грозного»
Слайд 60Лжедмитрий I. Гравюра Л. Килиана. 1606
Слайд 61Изображения крестьян XII—XIV вв.:
а - крестьянин за работой ("Адам");
б -
отдыхающий крестьянин;
в - игрища
Слайд 63Купеческий портрет
16 – нач. 17 вв. Россия
Опознается по костюму, обязательной
бороде
(у мужчин), а также застылости и примитивизму стиля, т.к. обычно их писали более «дешевые» художники, имена которых даже не сохранились
Слайд 64Средневековый художник, ограниченный строгими церковными канонами, редко обращался к портрету. Личностное
начало в его понимании растворялось в религиозной соборности. В период Средневековья реалистический, натуралистический портрет встречается очень редко. Упрощенные и стандартизованные черты изображенного персонажа позволяют идентифицировать его только с определенной общественной ролью: правитель, монах, знать, богатый горожанин и т.д.
Средние века. Западная Европа
Слайд 65В средневековой Европе идеалом мужчины был рыцарь – прекрасный воин, чья
мужественная внешность сочеталась не только с физической силой и храбростью, но и хорошими манерами и галантностью, предписанной кодексом чести. Немаловажной частью идеального мужского образа в тот период становится одежда и, конечно, доспехи – самая важная часть рыцарского костюма. В Средние века мужской костюм начинает все больше укорачиваться, тогда же появляется и «прототип» штанов: шоссы – узкие облегающие штаны-чулки из эластичного сукна.
Неизвестный немецких художник. Портрет рыцаря.
Около 1540 года (Аугсбург)
Слайд 67 Джованни Пизано
Скульптура «Энрико Скровеньи»
Энрико Скровеньи был богатым купцом и членом
рыцарского ордена Гауденти, который заказал домовую церковь рядом со своим палаццо.
Слайд 68Ганс Мемлинг
«Портрет молодого человека»
Слайд 69Рогир ва дер Вейден
«Портрет Франческо де Эсте»
Слайд 70Вильям Ларкин
«Портрет знатного мужчины»
Слайд 72Портретисты Ренессанса во многом идеализировали модель, но при этом непременно старались
постигнуть её сущность. Изображая своего героя в определённой земной среде, художник свободно располагал модель в пространстве.
Мужской портрет периода Возрождения
Доменико Каприоло
«Портрет мужчины»
Слайд 73Эпоха Возрождения в искусстве стала возвращением к идеалам Античности и поиском
правильных пропорций в изображении человеческого тела. Каноническим в этом отношении можно считать рисунок Леонардо Да Винчи, к которому более чем подходит термин «человек эпохи Возрождения». Иллюстрация из книги, посвященной трудам Витрувия, изображает фигуру мужчины в двух позициях, а пояснения к рисунку гласят, например, что размах рук человека равен его высоте, а расстояние от подбородка до носа составляет 1/3 длины его лица.
«Витрувийский человек» Леонардо да Винчи
Слайд 74Так как первые портреты
писались по образу монет,
то многие портретируемые
изображены в профиль.
Пьеро делла Франческа
«Портрет папы
Федериго Монтефельтро
из Урбино»
Слайд 75Наиболее выдающимся мужским образом эпохи можно считать мраморную статую Давида работы
Микеланджело Буонаротти. Хотя специалисты по анатомии отмечают, что скульптор намеренно исказил некоторые пропорции для достижения художественной выразительности, впечатление, которое производила скульптура на современников Микеланджело и производит на нас сейчас, возводит образ, созданный 26-летним автором, в статус абсолютного культа красоты.
Микеланджело Буонаротти. Давид. 1501-1504 годы
Слайд 76В монументальных росписях среди других персонажей художник также нередко изображает себя.
Мартен ван Хемскерк
Слайд 77Антонелло да Мессина
«Портрет мужчины»
Слайд 78Бальдассаре Кастильо́не, граф Новилары (Castiglione; 1478—1529) — итальянский писатель. Автор трактата «О
придворном», одного из самых знаменитых сочинений итальянского Возрождения.
Слайд 79Самый известный немецкий портретист Альбрехт Дюрер
Слайд 80Мужской портрет периода барокко
Гиацинт Риго.
«Портрет Людовика XIV». 1701
Барокко – это
чрезмерная роскошь, огромные размеры, тяжелые и дорогие материалы. Барокко – это стиль дворцов. Время для пиров и безудержного веселья.
Идеалом мужчины был Людовик XIV, «король-солнце», искусный наездник, танцор, стрелок. Он был низок ростом, поэтому носил высокие каблуки.
Слайд 81Барокко – самые изящные наряды, дорогие украшения, обилие косметики, причем как
у женщин, так и у мужчин. В период барокко мужчины начинают носить рюши и банты, а также чулки. Еще никогда силуэт мужского костюма не был столь женственным, а необходимость ухаживать за своей внешностью, используя помады, пудру и духи, не была столь обязательной для мужчин. Прически вырастают в размерах, а количество украшений в них выходит за все рамки приличия. В XVII веке снова начинают носить парики.
Слайд 82Яков (Иаков) VI Шотландский, он же Яков I Английский
Слайд 83Портрет Альберта и
Николаса Рубенсов
Слайд 84Питер Пауль Рубенс
«Портрет молодого мужчины»
Слайд 85Питер Пауль Рубенс «Портрет кармелита»
Слайд 86Если в предыдущие века растительность на лице определялась не модой, а
гигиеническими или религиозными соображениями, то во времена барокко мужчины впервые начинают не просто отращивать усы или бороду, а отращивать их по правилам. Самой модной бородкой этого времени считается «муш» - маленький пучок волос под нижней губой. Затем, подражая Людовику XIV, французские придворные начали носить и усики «шевалье» с завитыми концами. Ухоженные усики и бородки считались символом аристократизма.
Питер Пауль Рубенс. Портрет герцога Бекингема. 1625 год
Слайд 87Джордж Вильерс
«1-й герцог Бэкингем»
Слайд 88Стиль РОКОКО
– это мода на юность, роскошь и беззаботность.
Войдет в
историю как век революций, одним из первых, свою корону, а заодно и голову потеряет французский король.
Портрет Людовика XVI – супруг Марии-Антуанетты, последний король Франции (до Великой французской революции)
Слайд 89И мужчины, и женщины должны были выглядеть как можно моложе. Мужчины
не носили бород и усов. Белили и румянили лица. Надевали на голову маленькие парики с волосами, собранными в небольшие хвосты или же узлы.
Портрет Франсуа Буше – французский художник XVIII века
Слайд 90Европейские аристократы мыться не любили (да и условий не было –
во дворцах отсутствовали бани) и поэтому предпочитали использовать духи в большом количестве. Так что блохоловки были и украшением, и вполне необходимой с практической точки зрения вещью.
Выглядели они в виде вилочки с подвижными зубцами-усиками. Носили блохоловки как украшение на шее.
Мужские прически превосходили
женские порой в несколько раз:
они были гораздо выше, крупнее
и более напудренные, не разбирали
такие прически по несколько месяцев.
Слайд 91Стиль КЛАССИЦИЗМ
Батони
«Портрет маркиза Джона Монтермера»
Слайд 92Батони
«Портрет сэра Грегори
Пейдж-Тернера»
Модели обычно расположены на фоне античных ваз, саркофагов,
статуй, колонн.
Чаще всего художники пишут знатных лиц, богатых особ.
Слайд 93Батони
«Портрет кардинала Жан-Франсуа де Рожешуара»
Слайд 94Батони
«Портрет Эдварда Августа, герцога Йоркского»
Слайд 95Батони
«Дон Жозе Мониньо
и Редондо»
Слайд 96Батони
«Томас Kerrich»
Несмотря на яркость психологической характеристики портретируемых, им всегда присуще и
нечто общее: аристократическое достоинство, эмоциональность, но вместе с тем и особое, "философское" состояние.
Слайд 97Стиль ампир – это стиль первой половины XIX века. Ампир или
же имперский стиль зарождается во Франции совместно со становлением французской Империи времен Наполеона Бонапарта.
Стиль ампир
Жак Луи Давид.
«Император Наполеон в своем кабинете в Тюильри». (1812)
И совместно с гибелью Империи и поражением Наполеона стиль ампир исчезает.
Слайд 98Жак Луи Давид.
Автопортрет (1794)
Слайд 99В XVIII веке в России, когда в моду вошла седина и
следствием этого стали напудренные парики с уложенными буклями и косичками, без такого ни один приличный дворянин не смел появиться в обществе.
Александр Рослин
«Портрет графа Александра Кирилловича Разумовского», 1776 год