Презентация, доклад на тему Мировая художественная культура Русская Нечисть Часть №1

Содержание

Дела минувших дней До нашего времени не дошло практически ни одного оригинального источника, описывающего вымышленных существ из славянской мифологии. Что-то покрылось мраком истории, что-то уничтожили во время крещения Руси.Шишлянникова Е.В. гимназия №8 г. Дубна Московская обл.

Слайд 1Русская мифология
Мировая художественная культура
Русская «Нечисть»
Часть №1

Шишлянникова Е.В. гимназия №8 г. Дубна

Московская обл.
Русская мифологияМировая художественная культураРусская «Нечисть»Часть №1Шишлянникова Е.В. гимназия №8 г. Дубна Московская обл.

Слайд 2Дела минувших дней
До нашего времени не дошло практически ни одного оригинального

источника, описывающего вымышленных существ из славянской мифологии.
Что-то покрылось мраком истории, что-то уничтожили во время крещения Руси.

Шишлянникова Е.В. гимназия №8 г. Дубна Московская обл.

Дела минувших дней До нашего времени не дошло практически ни одного оригинального источника, описывающего вымышленных существ из

Слайд 3Истории славянских сказочных существ может позавидовать иной европейский монстр. Возраст языческих

легенд впечатляет: по некоторым расчетам, он достигает 3000 лет, а корнями уходит в неолит или даже мезолит — то есть около 9000 лет до нашей эры.


Шишлянникова Е.В. гимназия №8 г. Дубна Московская обл.

Истории славянских сказочных существ может позавидовать иной европейский монстр. Возраст языческих легенд впечатляет: по некоторым расчетам, он

Слайд 4Баба-Яга
Славянская ведьма, популярный фольклорный персонаж.
Обычно изображается в виде противной старухи

с растрепанными волосами, крючковатым носом, “костяной ногой”, длинными когтями и несколькими зубами во рту.





Шишлянникова Е.В. гимназия №8 г. Дубна Московская обл.

Баба-Яга Славянская ведьма, популярный фольклорный персонаж. Обычно изображается в виде противной старухи с растрепанными волосами, крючковатым носом,

Слайд 5Баба-Яга — персонаж неоднозначный. Чаще всего она выполняет функции вредителя, с

ярко выраженными наклонностями к каннибализму, однако при случае эта ведьма может добровольно помочь храброму герою, расспросив его, попарив в бане и одарив волшебными дарами (или сообщив ценные сведения).

Шишлянникова Е.В. гимназия №8 г. Дубна Московская обл.

Баба-Яга — персонаж неоднозначный. Чаще всего она выполняет функции вредителя, с ярко выраженными наклонностями к каннибализму, однако

Слайд 6Баба-Яга, костяная нога

Известно, что Баба-Яга живет в глухом лесу. Там стоит

ее избушка на куриных ногах, окруженная частоколом из человеческих костей и черепов.
Иногда говорилось, что на калитке к дому Яги вместо запоров — руки, а замочной скважиной служит маленький зубастый рот.



Ведьма, людоедка и первая «женщина-летчик.»

Шишлянникова Е.В. гимназия №8 г. Дубна Московская обл.

Баба-Яга,  костяная ногаИзвестно, что Баба-Яга живет в глухом лесу. Там стоит ее избушка на куриных ногах,

Слайд 7 Дом Бабы-Яги заколдован — в него можно войти только сказав:

“Избушка-избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом”.
Как и западноевропейские ведьмы, Баба-Яга умеет летать. Для этого ей требуется большая деревянная ступа и волшебная метла.
С Бабой-Ягой часто можно встретить животных (фамильяров): черного кота или ворону, помогающих ей в ведьмовстве.

Шишлянникова Е.В. гимназия №8 г. Дубна Московская обл.

Дом Бабы-Яги заколдован — в него можно войти только сказав: “Избушка-избушка, повернись ко мне передом, а

Слайд 8Сказка ложь, да в ней намек

Лесная избушка на курьих ножках, где

нет ни окон, ни дверей — это не вымысел. Именно так строили временные жилища охотники Урала, Сибири и финно-угорских племен.
Домики с глухими стенами и входом через люк в полу, поднятые на 2—3 метра над землей, защищали и от охочих до припасов грызунов, и от крупных хищников.


Шишлянникова Е.В. гимназия №8 г. Дубна Московская обл.

Сказка ложь, да в ней намек Лесная избушка на курьих ножках, где нет ни окон, ни дверей

Слайд 9В похожих сооружениях хранили каменных идолов сибирские язычники.
Можно предположить, что

фигурка какого-нибудь женского божества, помещенная в маленький домик “на куриных ножках”, и породила миф о Бабе-Яге, которая с трудом помещается в своем доме: ноги в одном углу, голова — в другом, а носом упирается в потолок.

Шишлянникова Е.В. гимназия №8 г. Дубна Московская обл.

В похожих сооружениях хранили каменных идолов сибирские язычники. Можно предположить, что фигурка какого-нибудь женского божества, помещенная в

Слайд 10Происхождение имения “Баба-Яга” неясно. Возможно, оно пришло из тюркских языков, в

возможно, образовано от старосербского “ега” — болезнь.

Шишлянникова Е.В. гимназия №8 г. Дубна Московская обл.

Происхождение имения “Баба-Яга” неясно. Возможно, оно пришло из тюркских языков, в возможно, образовано от старосербского “ега” —

Слайд 11Банник
Дух, живущий в банях, обычно представлялся в виде маленького старичка с

длинной бородой. Как и все славянские духи, проказлив.
Если люди в бане поскальзываются, обжигаются, падают в обморок от жары, шпарятся кипятком, слышат треск камней в печи или стук в стену — все это проделки банника.



Шишлянникова Е.В. гимназия №8 г. Дубна Московская обл.

Банник Дух, живущий в банях, обычно представлялся в виде маленького старичка с длинной бородой. Как и все

Слайд 12По-крупному банник вредит редко, лишь когда люди ведут себя неправильно (моются

в праздники или поздно ночью).
Гораздо чаще он помогает им. У славян баня ассоциировалась с мистическими, жизнетворными силами — здесь часто принимали роды или гадали (считалось, что банник может предсказывать будущее).

Шишлянникова Е.В. гимназия №8 г. Дубна Московская обл.

По-крупному банник вредит редко, лишь когда люди ведут себя неправильно (моются в праздники или поздно ночью). Гораздо

Слайд 13Как и других духов, банника прикармливали — оставляли ему черный хлеб

с солью либо зарывали под порогом бани задушенную черную курицу. Существовала и женская разновидность банника — банница, или обдериха.

Шишлянникова Е.В. гимназия №8 г. Дубна Московская обл.

Как и других духов, банника прикармливали — оставляли ему черный хлеб с солью либо зарывали под порогом

Слайд 14В банях также жила шишига — злой дух, показывающийся только тем,

кто идет в баню, не помолившись. Шишига принимает образ знакомой или родственницы, зовет человека с собой париться и может запарить до смерти.
Бани были и в Риме и в Турции. Но банник - только у славян.


Шишлянникова Е.В. гимназия №8 г. Дубна Московская обл.

В банях также жила шишига — злой дух, показывающийся только тем, кто идет в баню, не помолившись.

Слайд 15Домовой
В самом обобщенном представлении — домашний дух, покровитель очага, маленький старичок

с бородой (либо весь покрытый волосами).
Считалось, что у каждого дома есть свой домовой. Если люди устанавливали с ним нормальные отношения, кормили (оставляли на полу блюдце с молоком, хлеб с солью) и считали его членом своей семьи, то домовой помогал им выполнять мелкую работу по дому, следил за скотом, караулил хозяйство, предупреждал об опасности.








Шишлянникова Е.В. гимназия №8 г. Дубна Московская обл.

Домовой В самом обобщенном представлении — домашний дух, покровитель очага, маленький старичок с бородой (либо весь покрытый

Слайд 16С другой стороны, разозленный домовой мог быть очень опасен — ночью

щипал людей до синяков, душил их, губил лошадей и коров, шумел, бил посуду и даже поджигал дом.
Считалось, что домовой жил за печкой или в конюшне.

Шишлянникова Е.В. гимназия №8 г. Дубна Московская обл.

С другой стороны, разозленный домовой мог быть очень опасен — ночью щипал людей до синяков, душил их,

Слайд 17Считалось, что домовой жил за печкой или в конюшне. Домовой. В

домах их редко называли "домовыми",
предпочитая ласковое "дедушка".

Шишлянникова Е.В. гимназия №8 г. Дубна Московская обл.

Считалось, что домовой жил за печкой или в конюшне. Домовой. В домах их редко называли

Слайд 18Аспид
Крылатая змея с двумя хоботами и птичьим клювом.
Живет высоко в

горах и периодически совершает опустошительные налеты на деревни.


Шишлянникова Е.В. гимназия №8 г. Дубна Московская обл.

Аспид Крылатая змея с двумя хоботами и птичьим клювом. Живет высоко в горах и периодически совершает опустошительные

Слайд 19Тяготеет к скалам настолько, что даже не может сесть на сырую

землю — только на камень. Аспид неуязвим для обычного оружия, его нельзя убить мечом или стрелой, а можно лишь только сжечь. Название от греческого aspis — ядовитая змея.

Шишлянникова Е.В. гимназия №8 г. Дубна Московская обл.

Тяготеет к скалам настолько, что даже не может сесть на сырую землю — только на камень. Аспид

Слайд 20Аука
Разновидность проказливого лесного духа, маленького, пузатого, с круглыми щеками.
Не спит

ни зимой, ни летом.

Шишлянникова Е.В. гимназия №8 г. Дубна Московская обл.

Аука Разновидность проказливого лесного духа, маленького, пузатого, с круглыми щеками. Не спит ни зимой, ни летом. Шишлянникова

Слайд 21Любит морочить голову людям в лесу, отзываясь на их крик “Ау!”

со всех сторон.
Заводит путников в глухую чащу и бросает их там.

Шишлянникова Е.В. гимназия №8 г. Дубна Московская обл.

Любит морочить голову людям в лесу, отзываясь на их крик “Ау!” со всех сторон. Заводит путников в

Слайд 22Кощей Бессмертный (Кащей)
Один из хорошо известных нам старославянских отрицательных персонажей, обычно

представляемый в виде худого, скелетообразного старика с отталкивающей внешностью. Агрессивен, мстителен, жаден и скуп.



Шишлянникова Е.В. гимназия №8 г. Дубна Московская обл.

Кощей Бессмертный (Кащей) Один из хорошо известных нам старославянских отрицательных персонажей, обычно представляемый в виде худого, скелетообразного

Слайд 23Трудно сказать, был ли он персонификацией внешних врагов славян, злым духом,

могущественным волшебником или уникальной разновидностью нежити.

Шишлянникова Е.В. гимназия №8 г. Дубна Московская обл.

Трудно сказать, был ли он персонификацией внешних врагов славян, злым духом, могущественным волшебником или уникальной разновидностью нежити.

Слайд 24Бесспорно, что Кощей владел очень сильной магией, сторонился людей и часто

занимался излюбленным для всех злодеев в мире делом — похищал девушек. В отечественной фантастике образ Кощея довольно популярен, причем его представляют по-разному: в комическом свете (“Остров Русь” Лукьяненко и Буркина), или, например, киборгом (“Судьба Кощея в киберозойскую эру” Александра Тюрина).

Шишлянникова Е.В. гимназия №8 г. Дубна Московская обл.

Бесспорно, что Кощей владел очень сильной магией, сторонился людей и часто занимался излюбленным для всех злодеев в

Слайд 25Особенностью Кощея было бессмертие, причем далеко не абсолютное. Как мы все

наверняка помним, на волшебном острове Буяне (способным внезапно исчезать и появляться перед путешественниками) стоит большой старый дуб, на котором висит сундук.
В сундуке сидит заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо, а в яйце — волшебная игла, где спрятана смерть Кощея.
Его можно убить, сломав эту иглу (по некоторым версиям — разбив яйцо об голову Кощея).

Шишлянникова Е.В. гимназия №8 г. Дубна Московская обл.

Особенностью Кощея было бессмертие, причем далеко не абсолютное. Как мы все наверняка помним, на волшебном острове Буяне

Слайд 26Леший
Лесной дух, защитник животных. Выглядит как высокий мужчина с длинной бородой

и волосами по всему телу. По сути не злой — ходит по лесу, оберегает его от людей, изредка показывается на глаза, для чего умеет принимать любой облик — растения, гриба (гигантского говорящего мухомора), животного или даже человека. Лешего можно отличить от других людей по двум признакам — его глаза горят волшебным огнем, а обувь надета задом наперед.





Шишлянникова Е.В. гимназия №8 г. Дубна Московская обл.

Леший Лесной дух, защитник животных. Выглядит как высокий мужчина с длинной бородой и волосами по всему телу.

Слайд 27Иногда встреча с лешим может закончиться плачевно — заведет человека в

лес и бросит на съедение зверям. Однако те, кто уважительно относятся к природе, могут даже подружиться с этим существом и получить от него помощь.

Шишлянникова Е.В. гимназия №8 г. Дубна Московская обл.

Иногда встреча с лешим может закончиться плачевно — заведет человека в лес и бросит на съедение зверям.

Слайд 28Дух зла, неудачи, символ горя. Относительно облика Лиха определенности нет —

это либо одноглазый великан, либо высокая худая женщина с одним глазом посреди лба. Лихо часто сравнивают с циклопами, хотя кроме одного глаза и высокого роста, у них ничего общего.

Лихо одноглазое

Шишлянникова Е.В. гимназия №8 г. Дубна Московская обл.

Дух зла, неудачи, символ горя. Относительно облика Лиха определенности нет — это либо одноглазый великан, либо высокая

Слайд 29До нашего времени дошла поговорка: “Не буди Лихо, пока оно тихо”.

В прямом и иносказательном смысле Лихо означало беду — оно привязывалось к человеку, садилось к нему на шею (в некоторых сказаниях несчастный пытался утопить Лихо, бросившись в воду, и тонул сам) и мешало ему жить.

Шишлянникова Е.В. гимназия №8 г. Дубна Московская обл.

До нашего времени дошла поговорка: “Не буди Лихо, пока оно тихо”. В прямом и иносказательном смысле Лихо

Слайд 30От Лиха, впрочем, можно было избавиться — обмануть, прогнать силой воли,

либо, как это изредка упоминается — передать другому человеку вместе с каким-либо подарком. Согласно совсем мрачным предрассудкам, Лихо могло прийти и сожрать вас.

Шишлянникова Е.В. гимназия №8 г. Дубна Московская обл.

От Лиха, впрочем, можно было избавиться — обмануть, прогнать силой воли, либо, как это изредка упоминается —

Слайд 31Русалка
В славянской мифологии русалки — разновидность проказливой нечисти. Ими становились утопленницы,

девушки, умершие недалеко от водоема, либо люди, купающиеся в неурочное время. Русалок иногда отождествляли с “мавками” — от старославянского “навь”, мертвец) — детьми, умершими без крещения либо задушенными матерями.

Шишлянникова Е.В. гимназия №8 г. Дубна Московская обл.

Русалка В славянской мифологии русалки — разновидность проказливой нечисти. Ими становились утопленницы, девушки, умершие недалеко от водоема,

Слайд 32Глаза таких русалок горят зеленым огнем. По своей натуре они существа

гадкие и злые, хватают купающихся людей за ноги, тянут под воду, либо заманивают с берега, обвивают руками и топят. Бытовало поверье, что смех русалки может вызывать смерть

Некоторые поверья называли русалок низшими духами природы (например, добрые “берегини”), не имеющими ничего общего с утопленниками и охотно спасающими тонущих людей.





Шишлянникова Е.В. гимназия №8 г. Дубна Московская обл.

Глаза таких русалок горят зеленым огнем. По своей натуре они существа гадкие и злые, хватают купающихся людей

Слайд 33Кикимора (шишимора, мара)
Злой дух (иногда — жена домового), предстающий в образе

маленькой уродливой старушки. Если кикимора живет в доме за печкой или на чердаке, то постоянно вредит людям: шумит, стучит в стены, мешает спать, рвет пряжу, бьет посуду, травит скот.






Шишлянникова Е.В. гимназия №8 г. Дубна Московская обл.

Кикимора  (шишимора, мара) Злой дух (иногда — жена домового), предстающий в образе маленькой уродливой старушки. Если

Слайд 34Старушка-кикимора. В обиходе -некрасивая, злая женщина.
Шишлянникова Е.В. гимназия №8 г. Дубна

Московская обл.
Старушка-кикимора. В обиходе -некрасивая, злая женщина.Шишлянникова Е.В. гимназия №8 г. Дубна Московская обл.

Слайд 35Иногда считалось, что кикиморами становились умершие без крещения младенцы, либо кикимору

могли напускать на строящийся дом злые плотники или печники.
Кикимора, обитающая на болоте или в лесу, приносит гораздо меньше вреда — в основном лишь пугает заплутавших путников.

Шишлянникова Е.В. гимназия №8 г. Дубна Московская обл.

Иногда считалось, что кикиморами становились умершие без крещения младенцы, либо кикимору могли напускать на строящийся дом злые

Слайд 36Задания
Подготовить выступление-презентацию
Темы:
Жизнь древних славян
(подсазкаhttp://www.inomir.ru/civilization/ancient_slavs/55882.html)
2. Славянские мифологические существа в иллюстрациях художниках, живописи.
3.

Славянские мифологические существа в искусстве кино.


Шишлянникова Е.В. гимназия №8 г. Дубна Московская обл.

ЗаданияПодготовить выступление-презентациюТемы:Жизнь древних славян(подсазкаhttp://www.inomir.ru/civilization/ancient_slavs/55882.html)2. Славянские мифологические существа в иллюстрациях художниках, живописи.3. Славянские мифологические существа в искусстве кино.Шишлянникова

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть