Слайд 1Заир Исаакович Азгур (1908-1995)
Слайд 2
Азгур Заир Исаакович – белорусский и советский скульптор, член Союза художников
СССР, Народный художник СССР, народный художник Белорусской ССР, действительный член Академии художеств СССР, академик Национальной академии наук Республики Беларусь, заслуженный деятель искусств Белорусской ССР.
Родился 2 (15) января 1908 года в деревне Молчаны ныне Сенненского района Витебской области.
В 1921-1922 годах учился в частной студии Ю.М. Пэна, затем до 1923 года – в Витебском художественно-практическом институте у С.Б. Юдовина. В 1923-1925 годах - в Витебском художественном техникуме у М.А. Керзина. В 1925-1928 годах - в Высшем художественно-техническом институте в Ленинграде у Р.Р. Баха, В.В. Лишева, М.Г. Манизера, В.Л. Симонова. В 1929 году - в Киевском государственном художественном институте и в Тбилисской Академии художеств у Я.И. Николадзе и Е.Е. Лансере.
В 1920-е годы Заиром Азгуром созданы скульптурные портреты белорусских просветителей Ф. Скорины (1924,1925 годы), В. Тяпинского (1928 год), белорусского писателя Змитрока Бядули (1927 год) и других. С 1925 года 17-летний скульптор участвовал в художественных выставках.
Слайд 4
Как правило, в творчестве Заира Азгура выделяют 3 этапа:
- довоенный
- творчество 1940 –х гг.
- творчество второй половины ХХ века.
Слайд 5
В годы Великой Отечественной войны на передний план выдвигается агитационное искусство
– графика: плакат, сатирический рисунок. Скульптура 1941-1942 гг. преимущественно станковая. Начиная с 1943 г. создаются проекты памятников во временных материалах (глина, гипс). Ведущим жанром остается портрет. Тематическая композиция рассматривается как подготовительный, эскизный материал.
Именно в лоне скульптуры в это время получает новое рождение, интерпретацию «героический портрет». Под «героическим» подразумевается круг портретированных лиц – участники сражений; реалистическое изображение с долей гиперболизации – намеренная деформация формы, целью которой является достижение максимальной силы воздействия воплощенных образов.
Реализм искусства военных лет Заир Азгур определяет как реализм наступательный, диктующий, исключающий всякую возможность работать иначе.
В первые месяцы войны скульптор принимает активное участие в выпуске антифашистских листовок.
С 9 августа 1941 г. работает в г.Гомеле при редакции в должности заведующего художественным отделом агитплаката.
Слайд 6
6 октября 1941 г. Азгур направляется в г.Новосибирск и г.Томск, где
инициирует учреждение и является художественным редактором иллюстрированной газеты «За Родину», участвует в организации и является членом Союза советских художников г.Томска в качестве заместителя председателя Союза.
В марте 1942 г. Азгур командируется в г.Москву по вызову Центрального Комитета КП/б/ Белоруссии и до 1944 г. находится в распоряжении Управления по делам искусств при СНК Белорусской ССР. Работает в отделе пропаганды и агитации в должности скульптора, становится членом Московского союза советских художников.
Именно в это время скульптор начинает новый цикл произведений. За три года он создаёт около сорока портретов героев войны: Н.Гастелло (1942 г.), В.Талалихина (1942 г.), А.Кривошеина (1942 г.), А.Молодчего (1943 г.), П.Потоцкой (1943 г.), М.Сельницкого (1943 г.), А.Родимцева (1943 г.), Ф.Смолячкова (1943 г.), Л.Доватора (1943 г.) и др. Большинство из них выполнены с натуры, за ограниченное количество сеансов. Этим фактором, в том числе, продиктовано образно-пластическое решение: живость, непосредственность, этюдность. Данная трактовка, основанная на передаче индивидуальности моделей (внешности и характера, эмоционального состояния), отсутствии патетики, характерна для портретов, датированных 1942 г.: Талалихина, Кривошеина и др.; отчасти для портретов, выполненных в 1943 г.: Смолячкова, Потоцкой и др. В этих работах нет ощущения стихии боя, драматизма, плакатности.
Слайд 7
Портрет Героя Советского Союза партизана М. Ф. Сельницкого. Гипс. 1943 г
Слайд 10
Рокоссовский Константин Константинович (1896-1968), советский военный деятель и полководец, маршал СССР
и Польши, дважды Герой Советского Союза.
1943
Гипс.
Слайд 11
Постепенно портреты героического цикла наполняются драматическим звучанием. Активизируется форма: усложняются пространственные
повороты, напряженнее становится силуэт. Скульптор идет по пути формального укрупнения (произведения превышают натуру в несколько раз), монументализации образов.
Основные качества произведений Азгура военного периода – сила и уверенность пластической лепки форм, лаконичность языка, смелые художественные обобщения.
В поисках образов, мотивов, созвучных военному времени, способных служить вдохновляющим примером, Азгур обращается к страницам героического прошлого Беларуси, проводит исторические параллели. В 1943 г. художник выполняет портрет одного из вождей белорусского крестьянского освободительного движения ХVII в. Филона Гаркуши, портреты князей Владимира Полоцкого и Василия Минского в образе ратников в полном боевом снаряжении (шлем, кольчуга, щит).
Первые творческие итоги героических лет были подведены на Всесоюзной художественной выставке «Великая Отечественная война», организованной Комитетом по делам Искусств при СНК СССР к 25-летию Великой Октябрьской Социалистической революции в 1942 г. в Москве. На выставке экспонировались живописные (В.Бакшеева, В.Бялыницкого-Бирули, П.Кончаловского, П.Корина и др.), графические (Г.Верейского, Д.Шмаринова, Н.Дормидонтова и др.), скульптурные (А.Грубе, С.Орлова, Н.Томского и др.) произведения. За портреты Героев Советского Союза В.Талалихина, А.Ерёменко и Н.Гастелло, представленные Азгуром, приказом Комитета по делам Искусств при СНК СССР от 19 февраля 1943 г. скульптор был награждён дипломом I степени.
За серию портретов, созданную в годы Великой Отечественной войны, в 1944 году Заиру Азгуру было присвоено высшее звание страны – народный художник БССР.
Слайд 12Батька Минай
(Шмырёв Минай Филиппович1891-1964)
Герой Советского Союза, командир партизанской бригады
Гипс 1943г.
Слайд 13
Обелиск Победы в Минске. Площадь Победы
Барельеф на обелиске Победы. Скульптор Азгур.