Слайд 1ТЕМА:
«МИР ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
МОЗАИКИ РАВЕННЫ»
Слайд 3Тысячелетняя история византийской империи была не только хранительницей античных традиций, но
и создала свою неповторимую художественную культуру, передав ее другим народам.
Слайд 4Тезаурус ( специальная терминология)
Мозаика — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки,
набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
Фреска — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей. При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной.
Слайд 5Иконопись — вид живописи, религиозной по темам, сюжетам, и назначению.
Консульские диптихи —
в Византии диптихи (таблички для записей) из слоновой кости, вручавшиеся консулам в ознаменование их вступления в должность.
Слайд 6Замок — фортификационные сооружения получили большое распространение в Византии, откуда они к IX веку
проникли в Западную Европу.
Парус— часть свода, элемент купольной конструкции, посредством которого осуществляется переход от прямоугольного основания к купольному перекрытию или его барабану.
Слайд 7Ку́пол— пространственная несущая конструкция покрытия, по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения кривой (эллипса,параболы и т.
п.).
Бази́лика— тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов.
Неф — вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.
Слайд 8Апси́да — примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный
или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом. Как правило этим термином обозначаются алтарные объёмы в церковной архитектуре
Слайд 9Притво́р — пристройка перед входом в храм (то же, что прона́ос у греков, передняя
проходная часть античного храма).
Слайд 10Трансе́пт — поперечный неф в базиликальных и крестообразных по плану храмах, пересекающий основной (продольный) неф под прямым углом
Слайд 11Глаголица — одна из первых славянских азбук. Появилась трудами знаменитых византийцев Кирилла и Мефодия.
Христианство —самая крупная мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христиане верят, что Иисус из Назарета есть Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества. Христиане не сомневаются в историчности Иисуса Христа.
Слайд 12Ересь — сознательное отклонение от догматов веры, предлагающее иной подход к религиозному учению;
выделение из состава церкви новой общины.
Греческий огонь — горючая смесь, применявшаяся в военных целях во времена Средневековья. Впервые была употреблена византийцами в морских битвах. Точный состав греческого огня неизвестен.
Слайд 13Равенна
(после 402 года — столица Западной Римской империи)
Слайд 14Стиль и его время
Византия
(6 – 13 вв. н.э.)
основная идея -Господство строгих
норм и канонов, красота материального мира рассматривается как отблеск неземной, божественной красоты
Тип построек –храмы:
В Константинополе: Софийский собор;
В Равенне: церковь Галлы Плацидии
церковь Сан Витале
Слайд 15Отличительные признаки
Крестово-купольная система
(помещение кирпичного купола над квадратным основанием)
Использование барабана для поднятия
купола на определенную высоту
Вынесение алтаря в апсиду (полукруглая пристройка с восточной стороны здания)
Использование мозаик с золотым фоном и фресок для украшения интерьера
Продуманное использование света при создании общего декоративного эффекта
Разнообразная мраморная облицовка
Синтез античных и восточных элементов
Слайд 17Византийские мозаики из смальты
Сма́льта (от нем. Smalte или Schmalte)— может означать ярко-синюю краску, полученную
из кремниевой кислоты и кобальта;
или цветное стекло, изготовленное по специальным технологиям выплавки добавлением оксидов металлов, равно как и кусочки различной формы, полученные из него методом колки или резки.
Кусочки смальты являются традиционным материалом для создания мозаичных панно.
Слайд 19Техника
Византийцы были уверены, что смальта как материал воспроизводит характер небесного
мира и Царствия Божия, а мозаика в качестве технического средства призвана воспевать это Царствие.
Зачастую византийские мозаики называли «мерцающей живописью». В этот период были созданы мозаичные картины из сложных многофигурных композиций, вставок, орнаментов.
Слайд 20Характерные особенности мозаики:
колористические эффекты; декоративность;
сопоставление контрастных цветов;
регламентация цветовой гаммы;
манера
кладки смальты ровными рядами, образующими узор;
композиция всегда строилась с круга – сферы, нимба как символа небесного совершенства.
Слайд 21Мозаика в Равенне
Мозаика составляла неотъемлемую и очень важную часть
в создании интерьера храма.
В качестве наиболее ярких примеров этого искусства можно назвать мозаики в Равенне
мавзолея Галлы Плацидии
церковь Сан Витале.
Слайд 22Мавзолей Галлы Плацидии
Равенна
Мавзолей датируется приблизительно второй четвертью V века и украшен самыми ранними
из сохранившихся равеннских мозаик.
Хотя постройка приписывается Галле Плацидии, дочери императора Феодосия Великого, мавзолей не стал местом её погребения.
В 1996 году мавзолей в числе других раннехристианских памятников Равенны был включён в число объектов Всемирного наследия
Слайд 23В плане мавзолей представляет собой греческий крест, в пересечении рукавов креста
поставлен куб, внутри которого размещается купол на парусах.
Слайд 24 Крупнейший исследователь византийской живописи В.Н. Лазарев писал
«Входя в этот
небольшой, скудно освещенный интерьер, сразу ощущаешь себя перенесенным в иной, неземной мир, где все дышит чудом и где на всем лежит печать необычного и драгоценного». Действительно, стены церкви кажутся выложенными драгоценными камнями — густо-синими сапфирами, кроваво-красными рубинами, изумрудами цвета весенней травы»
Слайд 25В центре полусферического купола помещён золотой латинский крест, (символ победы над смертью) ,соокружённый восьмьюстами золотыми звёздами
Крест и
звёзды помещены на индиго-синем фоне, реалистически изображающем ночное небо. Эта мозаика демонстрирует торжество Христа над смертью, Его абсолютную власть над тварным миром
Слайд 26Индиго -
кристаллы фиолетового цвета, краситель.
Слайд 27Потолок в «ветвях» мавзолея покрыт сложным мозаичным орнаментом, символизирующим райский сад. На
тёмно-синем фоне разбросаны окружности, звёзды и цветы.
Слайд 28В хоровод звёзд, окружающих крест, включаются находящиеся в углах свода евангелисты, представленные их золотыми символическими
изображениями: львом (Марк), тельцом (Лука), орлом (Иоанн Богослов) и ангелом (Матфей).
Слайд 29В верхних люнетах по сторонам от окон помещены парные изображения восьми из двенадцати апостолов.
Слайд 30Под окном в каждом люнете, то есть между фигурами апостолов, помещены
мозаичные изображения чаш илифонтанов, из которых пьёт пара голубей. Это — раннехристианское (часто встречающееся в катакомбах) символическое изображение душ, пьющих из источника воды живой в раю
Слайд 32«Святой Лаврентий, идущий на костёр»
Его развевающиеся одежды демонстрируют желание мученика принять смерть
за Христа, а решётка в этом случае легко истолковывается как орудие его казни. Крест и книга в руках Лаврентия символизируют, что он принял мученичество подражая Христу и усвоив Его учение.
Слайд 33Олень, пьющий из источника
Пара оленей жадно пьет из источника.
Сюжет мозаики навеян стихами 41
псалма:
«Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» .
Традиционно пара оленей истолковывается как символическое изображение христиан, обратившихся из иудеев и язычников
Слайд 34.Александр Блок, «Равенна
«Безмолвны гробовые залы,
Тенист и хладен их порог,
Чтоб чёрный взор
блаженной Галлы,
Проснувшись, камня не прожег.
Военной брани и обиды
Забыт и стерт кровавый след,
Чтобы воскресший глас Плакиды
Не пел страстей протекших лет»
Слайд 35Базилика Сан-Витале в РАВЕННЕ (526–547) Храм был освящён в честь
раннехристианского мученика святого Виталия Миланского
памятник византийского искусства в Западной Европе
Церковь относится к постройкам центрического типа и представляет собой восьмиугольный мартирий.
Мартириум — культовое сооружение (храм, часовня), построенное над местом гибели или захоронения
мученика
.
Слайд 36Мозаичное убранство базилики
Основное пространство базилики украшено мраморной инкрустацией, а вогнутые поверхности
апсиды (аркады, своды, конха) стены покрыты византийской мозаикой
« Все, что минутно, все, что бренно,
Похоронила ты в веках.
Ты, как младенец, спишь, Равенна,
У сонной вечности в руках
Рабы сквозь римские ворота
Уже не ввозят мозаик.
И догорает позолота
В стенах прохладных базилик.»
Александр Блок, «Равенна»
Слайд 37Мозаика конхи
Конха украшена мозаикой изображающей Иисуса Христа в образе юноши с крестчатым нимбом, сидящего
на лазоревой небесной сфере, в окружении двух ангелов.
Христос в одной руке держит свиток, опечатанный семью печатями, а другой протягивает мученический венец славы святому Виталию, которого подводит к нему ангел.
Второй ангел представляет Иисусу равеннского епископа Екклезия, подносящего в дар макет основанной им базилики Сан-Витале.
Слайд 38На боковых стенах апсиды расположены мозаичные портреты изображающие императора Юстиниана и его супругу Феодору в
окружении вельмож, придворных дам и священнослужителей. Создание этих композиций было символом триумфа императора, вернувшего Равенну под византийский патронат.
Слайд 39Юстиниан изображен на мозаике в центре торжественной процессии. На нем пурпурные
одежды и императорская диадема, вокруг головы нимб, как у святого. Персона императора рассматривалась в Византии как священная, он считался наместником Бога на земле, его власть носила, как верили, абсолютный характер. В руках Юстиниана – золотой сосуд для причастия, дискос, сосуд для евхаристического хлеба. Властитель изображен предстоящим перед Христом как даритель (ктитор) церкви, в правление которого храм был освящен. По левую сторону от Юстиниана – воины во главе, как полагают, с полководцем Велисарием в белых одеждах с пурпурной вставкой и окладистой бородой. Именно он завоевал Равенну в 540 году
Слайд 40. По другую сторону – служители церкви. Их возглавляет епископ Максимиан,
о чем свидетельствует латинская надпись над его головой. Лица участников торжественного выхода сохранили индивидуальные черты: любезная, но коварная улыбка играет на лице Юстиниана; тяжелое, насупленное выражение у строителя церкви Юлия Аргентария; аскетический облик Максимиана. Их фигуры, едва касающиеся ступнями земли, под длинными одеждами, расчерченными сухими складками, кажутся бесплотными
Авторы мозаики стремились утвердить власть императора над новыми землями и показать его величие.
Слайд 41Феодора стоит в нарфике (притвор), собираясь пройти через дверь на лестницу, ведущую
на женскую половину галереи. В руках она держит золотую чашу, на её голове, окруженной нимбом, роскошная диадема, на плечах тяжелое ожерелье. На подоле хламиды императрицы вышиты золотые фигуры трех несущих дары волхвов, намекающие на приношение Феодоры. Для большей торжественности фигура императрицы обрамлена нишей с конхой, которую стоит рассматривать как «нишу прославления». Перед Феодорой шествуют два телохранителя, один из которых отодвигает завесу перед дверью, а другой стоит совершенно неподвижно, скрыв руку под хламидой. За Феодорой следует группа придворных дам, возглавляемая дочерью и супругой полководца Велизария.
Слайд 42Мозаика свода
Свод украшен медальоном с изображением апокалипсического Агнца, поддерживаемого четырьмя ангелами в позе Оранта, символизирующими стороны света.
Белоснежный агнец, увенчанный нимбом, изображен на фоне звёздного неба, медальон с ним обрамлён венком. Композиция окружена райскими деревьями, растениями, птицами и животными.
Слайд 45Иеремия и Иоанн Богослов
Моисей пасет стада Иофора и
Неопалимая купина
Слайд 46Моисей получает откровение
на горе Синай на глазах старейшин
Израилевых
Исайя и
Апостол Марк
Слайд 47Значение мозаик
Византийские мозаики – это преимущественно монументальные полотна, украшающие купола, ниши
и стены, составляющие храмовые пространства с объемами в сотни и тысячи квадратных метров. Стены и своды некоторых храмов почти полностью были покрыты мозаикой.
Эпоха Византийской империи была временем высочайшего расцвета мозаичного искусства. Византийская мозаика со временем приобретает более утонченный характер, она составляется из более мелких модулей, что позволяет выполнить изящную кладку. Фон изображений по преимуществу приобретает золотой цвет, символизирующий божественный свет и необъяснимость тайны.
Слайд 48Фреска (итал. свежий, сырой— живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей. При
высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной
Слайд 49 Основные черты:
Масштабность настенных росписей.
Уменьшилось до двух количество слоёв штукатурки.
В
раствор вместо толчёного мрамора вводились для нижних слоёв солома, для верхних — лён или пакля, хорошо удерживавшие влагу.
Выдерживание гашёной извести для раствора некоторое количество времени на воздухе(для избежания трещин).
Верхний слой штукатурки наносился сразу на всю площадь, подлежащую росписи.
Фрески
Слайд 50Фреска
Вознесение Господне.
«Цепь веков не прервется голосами поэтов.
Смотрят фрески соборов и полотна
портретов.
На земле одряхлевшей будет горько и грустно.
Только пусто не будет, пока живо искусство.»
В.Боровицкая
Слайд 51Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры
United Nations
Educational, Scientific and Cultural Organization
L’Organisation des Nations Unies pour l’éducation, la science et la culture
La Organización de las Naciones Unidas para la Educación, la Ciencia y la Cultura
Основание
16ноября 1945 года
Слайд 52МХК 10 класс.
Разработала учитель искусства и МХК МБОУ СОШ №95
г.Воронеж
Павлова Л.Н.
2018