Слайд 1Петер Карл Густавович Фаберже
Ювелир и ученый
Слайд 2Имя Петера Карла Фаберже ассоциируется у нас с блестяще выполненными ювелирными
пасхальными яйцами.
Знаменитый ювелир родился в России в Санкт-Петербурге 30 мая 1846 г.
Слайд 3Отец - Густав Фаберже был родом из Эстонии и происходил из
немецкой семьи, мать - Шарлотта Юнгштедт, была дочерью датского художника.
Слайд 4В 1841 г. Фаберже-старший получил титул "Ювелирных дел мастера" и в 1842 г. основал ювелирную
фирму в Санкт-Петербурге на Большой Морской улице в доме №12.
Фирма процветала, но 1860 г. Густав Фаберже отошел от дел, передав управление фирмой своим сотрудникам Х. Пендину и В. Заянчовскому.
Слайд 6У мальчика рано проявились художественные способности и повышенный интерес к ювелирному
искусству.
Фаберже - старший приложил все силы, чтобы дать Карлу превосходное образование:
он обучался в старейшей и престижнейшей немецкой гимназии Санкт-Петербурга,
затем в коммерческом колледже в Париже,
несколько лет на практике изучал ювелирное дело в Европе.
Слайд 7Талант молодого человека был столь ярок и незауряден, что в 24
года в 1870 г. он смог взять фирму отца в свои руки.
Фаберже-младший перевел ее в большее помещение на той же Большой Морской улице в дом 16/17.
Слайд 8В 1882 г. на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве изделия фирмы привлекли внимание
императора Александра III и его жены Марии Федоровны. Петер Карл получил покровительство царской семьи и звание "ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа".
Слайд 10Он получил право изображать на своем фирменном знаке двуглавого орла и
покровительство царской семьи.
В этом же году фирма Фаберже впервые выставила свои изделия за границей на выставке прикладного искусства в Нюрнберге.
Слайд 11В 1885 г. Александр III заказал у ювелира первое пасхальное яйцо
(«Куриное»), как пасхальный сюрприз для его жены Марии Федоровны. Императрица была так очарована подарком, что Фаберже получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно; изделию следовало быть уникальным и содержать какой-либо сюрприз, это было единственным условием.
Слайд 12Снаружи ювелирное изделие было покрыто белой эмалью, в золотом «желтке» скрывалась
небольшая курочка, а внутри нее - рубиновая корона.
Подарок пришелся по вкусу, а Фаберже получил заказ на изготовление уникального яйца ежегодно.
Слайд 14Император Николай II сохранил эту традицию, но при нем ювелиры мастерской
Фаберже изготавливали два яйца в год - одно для матери императора, а второе для его жены.
Слайд 15Фирма Фаберже создала около 15 яиц и для частных заказчиков, однако
они не были уникальными и были не столь роскошными, как императорские. Всего историкам известно о 71 яйце Фаберже, 54 из которых созданы по заказу российских императоров. До наших дней дошло 62 пасхальных яйца Фаберже, 46 из них - императорские.
Слайд 16Яйца изготовлялись из золота, серебра, драгоценных камней и т. д. В
ход шли эмали
и тонкая ювелирная работа. Подчас мастера экспериментировали
с не очень традиционными материалами — горный хрусталь, драгоценные сорта древесины.
Изготовление каждого яйца занимало практически год. Как только эскиз был утвержден, за работу бралась целая команда ювелиров фирмы.
Слайд 17Золотое яйцо с часами — ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла
Фаберже для русской императорской семьи. Оно было создано в 1887 году по заказу императора Александра III, который подарил его своей супруге, императрице Марии Фёдоровне. До 2012 года числилось одним из восьми утерянных на данный момент яиц.
Слайд 18Яйцо было отправлено императору Александру III в 1887 году из мастерской
Фаберже и подарено императрице Марии Фёдоровне на Пасху того же года. Оно хранилось в Аничковом дворце вплоть до революции 1917 года. Последнее документальное свидетельство о местоположении яйца было написано в 1922 году, и в нём сообщалось, что оно находится в Оружейной палате Кремля.
Слайд 19В конце 2000-х некие Анна и Висент Палмади обнаружили, что в
Нью-Йорке 6 и 7 марта 1964 года в галерее Parke Bernet данное яйцо выставлялось как лот с номером 259. Это свидетельствовало о том, что яйцо существует и в наши дни и находится в одной из частных коллекций. Были подняты архивы и журналы этой галереи, но в записях о продаже лота значилось "покупатель остался анонимным".
Слайд 20Херувим и колесница — ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи.
Оно было создано и передано императору Александру III в 1888 году. Ювелирное яйцо «Херувим и колесница» является одним из утерянных императорских пасхальных яиц, поэтому доступных сведений о нём мало.
Слайд 21Датские дворцы — это ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Оно
было создано и передано императору Александру III в 1890 году, подарившего его своей супруге, императрице Марии Фёдоровне, на Пасху. Яйцо находится в собственности фонда Матильды Геддингс Грей и с 22 ноября 2011 года экспонируется в Нью-Йоркском музее Метрополитен.
Слайд 22Память Азова — это ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Оно
было создано в 1891 году для императора Александра III и подарено на Пасху его супруге, императрице Марии Фёдоровне. В настоящий момент яйцо находится в музее Оружейной палаты в Москве и остаётся одним из немногих яиц Фаберже, не покидавших пределы России.
Слайд 23Алмазная сетка — это ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Оно
было создано в 1892 году по заказу императора Александра III, который подарил его своей супруге, императрице Марии Фёдоровне. В настоящий момент яйцо находится в частной коллекции в Лондоне.
Слайд 24Кавказское - Оно было создано в 1893 году. Яйцо находится в
собственности фонда Матильды Геддингс Грей и с 22 ноября 2011 года экспонируется в Нью-Йоркском музее Метрополитен.
Слайд 26Ренессанс – 1894 г.
Ювелир — Михаил Перхин. Агат. Использован тип ларца Ле Роя
17 в., хранившийся в «Зеленых сводах» в Дрездене, на родине Фаберже. Сюрприз неизвестен, существует предположение, что им было хрустальное яйцо «Воскресение»
Слайд 27Первое яйцо, подаренное Александре Фёдоровне. Сюрприз — желтая роза (в память о Дармштадте,
родине императрицы, гордившемся своими цветами). Внутри цветка корона, внутри которой кулон (утеряны).Стиль неоклассицизм.
«Яйцо с бутоном розы»
Слайд 28Розово-лиловое яйцо с тремя миниатюрами
Утеряно. Предположительно, сюрприз внутри — сердце с тремя
портретными медальонами, которое сохранилось и теперь находится в коллекции Вексельберга.
Слайд 29Коронационное
Копия Императорской кареты Екатерины II для коронации Николая II. Ювелир — Михаил Перхин,
Георг Штейн.Самое знаменитое из яиц.
Слайд 32Фаберже никогда не делал точных копий. На всех его работах лежит
печать неповторимого индивидуального почерка, навечно оставшегося в истории мирового искусства.
Сегодня словосочетание «Яйца Фаберже» стало синонимом роскоши и эмблемой богатства императорского дома и дореволюционной России.