Слайд 1Месопотамский зиккурат – жилище богов
Слайд 2Периодизация культуры Месопотамии
Шумеро – аккадский (IV – II тыс. до н.
э.)
Ассиро – вавилонский (1894 – 732 гг. до н. э.)
Нововавилонский или халдейский период
(626 – 538 гг. до н. э.)
Центральный храм города посвящался Богу – покровителю.
Его размеры определял масштаб окружающего мира: колоссальные горы, долины, реки.
Катастрофические подъёмы солёных грунтовых вод на поверхность и песчаные бури заставляли строить сооружения на высоких платформах с лестницами или пологим въездом – пандусом.
Слайд 3Боги Месопотамии
Главным богом считался Энлиль – «владыка-ветер», царь богов и людей.
Энки
– владыка воды и мудрости, судья богов и людей.
Инанна – богиня плодородия, любви и раздора.
Упрощенный знак Инанны начертан и на вершине Шу-Нун (ныне Гос. заповедник "Каменная Могила") главного древнейшего протошумерского святилища
Сцена в храме Иштар 23 в.
до н. э. из Ашшура.
Слайд 4
Перед Вами один из древнейших в мире знаков - знак мифической
шумерской богини Инанны - Иштар (означающий "ЯСНОЕ НЕБО"). Он изображен и на саркофаге Ярослава Мудрого в Софии Киевской (XII в.). Полный знак Инанны состоит из круглого венка - круга, с вплетенной в него лентой, образующей два конца и шестилучевой звезды в центре. Упрощенный знак Инанны состоит из круга ( Небо) и шестилучевой звезды в центре ( Солнце), которые вместе означают - "Ясное небо".
В Древнем Шумере, в каждом городе был свой главный Бог. Так, в Уруке им считался Бог неба и жена его - царица небесная Инанна (Иштар), которые очень почитались. Днем Инанны было двадцать первое марта, который приходился на день весеннего равноденствия. Многие народы Востока в этот день отмечают Новый год (например, в Казахстане, а в Иране это - науруз ( "Новый день"). Двадцать первого марта праздновали Новый год и скифы. Издревле на Руси Новый год также праздновали весной.
Слайд 5Возведение крепостных стен.
Поселения стали превращаться в города. Они стояли на берегах
рек.
Основным материалом в строительстве была глина, из которой делали кирпичи.
Кирпич сушили на солнце, поэтому крепостные стены делали очень широкими.
Зачем ?
Слайд 6Эбих – иль – надзиратель храма. Около 2500 г. до н.
э.
Оттиски резных печатей из Ура. 3 тыс. до н. э.
Тип скульптуры адорант (поклоняться), который представлял фигуру молящегося. Глаза инкрустировали. Никогда не придавали портретного сходства. Главная её особенность – это условность изображения.
Особое место в шумерском изобразительном наследии принадлежит глиптике – резьбе по драгоценному или полудрагоценному камню.
Сохранилось множество шумерских резных печатей в форме цилиндра. Печать была не просто знаком собственности, а предметом, обладающим магической силой. Печати хранили как талисман, дарили храмам, помещали в захоронения.
Слайд 7Статуя Гудеа, правителя Лагаша. XXI в. до н. э.
Известен своим благочестием
и строительством многочисленных храмов, посвященных различным богам. Данная статуя, как явствует из надписи на одежде Гудеа, посвящена богу Нингирсу, который был «персональным» богом Гудеа. Сосредоточенное выражение лица правителя источает спокойствие и силу. Туловище покрыто простой мантией, которая оставляет обнаженным левое плечо, показывая крепкую мускулатуру; ноги, параллельные и рубленые (с утонченно отчеканенными пальцами), не отделены от массива камня. На лбу — стилизованные кудри, на голове — королевский тюрбан, украшенный тонкими спиралями. Руки сложены в благочестивом жесте. Поражают явные диспропорции фигуры: шея практически отсутствует, непомерно большая голова венчает туловище карлика. Однако качество работы не позволяет усомниться в профессионализме и искусности скульптора. Диспропорции объясняются либо художественной традицией того времени, либо техническими ограничениями (отсутствие в Лагаше природных материалов для ваяния).
Слайд 8Стела царя Нарамсина. Сузы. Около 2200 г.
до н. э.
Скульптурная голова
(«Саргон Древний»). Ниневия. 2300 – 200 гг. до н. э.
В к. 24 в. До н. э. территорию Южной Месопотамии завоёвывают аккадцы. Царь – Саргон Древний (позднее его назовут Великим). Бережно отнеслись к шумерской культуре. Появилась новая форма храма – зиккурат.
Слайд 9Эта ступенчатая пирамида, на вершине которой помещалось небольшое святилище. Нижние ярусы
зиккурата окрашивали в чёрный цвет, средние – в красный, верхние – в белый. Символика формы зиккурата – «лестница в небо». В Уре был сооружён 3-х ярусный зиккурат, высота которого составляла 21 метр.
Слайд 10Существовала традиция не менять места и строить жилища богов на одной
и той же платформе. Это обусловило появление зиккурата – многоступенчатого храма, состоящего из поставленных друг на друга кубических объёмов. Каждый последующий объём меньше предыдущего.
Главная особенность месопотамской архитектуры – преобладание массы над внутренним пространством. Её тяжёлую пластику смягчали ритмический рельеф на плоскости стены и красочный декор из сиявших, словно софиты, разноцветных глазурованных кирпичей.
Слайд 11
«Штандарт»
из царской гробницы в Уре. Около 2600 г.
до н. э.
Слайд 12Искусство старовавилонского царства
В 2003 г. до н. э. царство Шумера и
Аккада прекратило своё существование, после того, как в его пределы вторглось войско соседнего с ним Элама. Центр – Вавилон. Правитель Хаммурапи
(1792 – 1750 гг. до н. э.) создал сильное централизованное государство.
Стела царя Хаммурапи.
18 в. до н. э.
Хаммурапи перед богом Шамашем
Слайд 13Статуя молящегося Хаммурапи. Около 1750 г. до н. э.
В парадных композициях,
изображающих торжественное предстояние царя перед божеством, использовались традиционные приёмы: фигуры героев неподвижны и напряжены, а детали их внешнего облика не разработаны.
Слайд 14В древнем Вавилоне в период его возвышения, в т.ч. и над
шумерами, были построены специальные красивые голубые ворота (цвет неба), посвященные богине Иштар, заменившей шумерскую Инанну, которая ко всему была и богиней плодородия. Часто ее изображали стоящей на льве. Многие шумерские божества со временем трансформировались у других народов в разных богов древнего мира, при этом, в основном, сохранив свои значения, но получив иные имена.
Слайд 15Новизна ассирийцев заключалась в следующем: центром дворцово-храмовых комплексов стал не храм,
а дворец. Появился новый тип города – город – крепость с единой строгой планировкой. Больше половины общей площади города занимал дворец, возведённый на высокой платформе. Его окружали мощные стены высотой в 14 метров. В системе дворцовых перекрытий применялись своды и арки. Его парадный вход «охраняли» гигантские фигуры фантастических стражей шеду – крылатых быков с человеческим лицом.
Дур – Шаррукин. Реконструкция.
713 – 708 гг. до н. э.
Архитектура Ассирии
Слайд 16Искусство Ассирии
Царь Саргон II. Рельеф из дворца в Дур-Шаррукине. VIII до
н. э.
Рельефная роспись одного из ассирийских дворцов
Слайд 17Крылатый бык - Шеду из дворца ассирийских царей.
721 – 705 гг.
до н. э.
Рельефная роспись
Саргон с сановниками
Слайд 18
С XIII столетия до н.э. Ассирия превратилась в могущественную империю с
несколькими столицами: Ашшур, Хор-сабад или Ниневия. В них возводились дворцы с выгравированными на каменных плитах рельефами, ортостатами, которые заполняют нижнюю часть церемониальных помещений. Их истоки восходят к III тысячелетию до н.э.
Изобилие на северных землях Месопотамии таких материалов, как известковый камень и гипс, позволило ассирийцам высекать произведения больших размеров, которыми они украшали внутренние апартаменты дворцов. Среди персонажей, украшавших эти дворцы, выделяются гении-покровители и более мелкие божества, изображавшиеся как гибридные существа, которые почти всегда имели вид крылатого человеческого существа. Ортостат, который воспроизводит фигуру крылатого гения из дворца Ашшурбанапала в Ниневии.
Слайд 19Статуя царя Ашшурнасирапала II.
883 – 859 гг. до н. э.
Главные
особенности ассирийского рельефа сформировался к 9 веку до н. э., которым датируется ансамбль из дворца царя Ашшурнасирапала II (883 – 859 гг.) в Кальху. Дворец украшал цикл рельефов, прославлявших царя как полководца, мудрого правителя, физически очень сильного человека.
Для воплощения этой идеи скульпторы использовали три группы сюжетов, изображающие войну, охоту и торжественное шествие с принесением дани. Фигуры людей на рельефах выполнены в условном, обобщённом стиле, тогда как образ животных передан натуралистично. Рельефы раскрашивали.
Комплекс рельефов дворца Ашшурнасирапала II стал образцом для всех последующих произведений ассирийской скульптуры.
Слайд 21Ашшурбанипал. VII век.
(669 – 630 гг.)
Особенность выполненных рельефов: здесь всё находится
в стремительном движении. Рельефы в Ниневии натуралистичны, что относится к животным: их облик анатомически правилен, позы точны и выразительны.
Слайд 22
Раненая львица. Фрагмент рельефа. «Большая львиная охота». Ниневия.
669 – около
635 гг. до н. э.
Слайд 24Нововавилонское царство
После распада Ассирийской державы политическое господство в Передней Азии вновь
перешло к Вавилону. В его владения входили почти всё Двуречье, Сирия, Финикия и Палестина.
Ворота Иштар. Вавилон.
Ворота богини Иштар – единственное архитектурное сооружение, дошедшее до наших дней. Ворота были частями храмовых комплексов, и вся территория воспринималась как священное пространство. Ворота имели особое значение – от них мимо храма Мардука была проложена широкая Дорога процессий, по которой проходили торжественные шествия. Всё сооружение покрывал глазурованный кирпич с рельефными изображениями священных животных бога Мардука. Благодаря нежной и изысканной цветовой гамме (жёлтое изображение на голубом фоне) этот монумент выглядел лёгким и праздничным.
Слайд 25Грифон и бык.
VI в. до н. э.
Лев. Фрагмент рельефа тронного
зала царя Навуходоносора из Вавилона.
VI в. до н. э.
Слайд 26Реконструкция искусственных садов во дворце Семирамиды
Царица Семирамида
в «висячих» садах
Зиккурат Этеменанки.
Реконструкция. VI в. до н. э.
Посвящён верховному богу города Мардуку. Высота 90 метров. Принято считать его прототипом библейской Вавилонской башни.
Слайд 27В Двуречье до сих пор находят глиняные таблички, покрытые клинописью.
Их выдавливали
заостренными палочками.
Каждый знак обозначал слово, но были сочетания знаков, передающие звуки.
Клинопись состояла из сотен знаков и ее учили с огромным трудом.
Слайд 29Во главе школы стоял «отец». Ему помогали старшеклассник- «старший брат» и
«человек с палкой».
В Двуречье появились знаки для цифр –
в начале пастухи, считая скот, оставляли камни, а затем заменили их вмятинами в глине. Позднее они
превратились в клинописные знаки