Слайд 1Любимое увлечение Дейнеки. Художник и его самолёты.
Слайд 3 «В воздухе» — одно из первых произведений, на которых
художник изобразил самолет.
Сюжет картины «В воздухе» предельно ясен и лаконичен, живопись динамичная и совершенная. Суровая горная вершина и легкий беззащитный самолет изображены в драматическом сопротивлении: их образы – это метафора противостояния природы и человека, демонстрация отважной попытки людей подчинить себе воздушную стихию.
Слайд 4Позже им были созданы такой шедевр, как эскиз панно «Гражданская авиация» (1932),
которое было представлено на 19-ой Биеннале в Венеции
композиции господствует силуэт огромного аэроплана ,к которому лёгкой спортивной поступью приближается группа молодых пассажиров. Их монументально обобщённые фигуры даны с обычной точки зрения с земли и благодаря низкому горизонту приобретают величавую масштабность. Психологически убедителен жест ближний к зрителю фигуры девушки, взволнованной предстоящим воздушным полётом, не скрывающей восторга перед великолепием окружающего пространства цветущей возделанной земли.
Слайд 7 Александр Дейнека был одним из главных советских художников. Его
живописи, графике и моизаикам посвящены целые исследования, и не последнее место в творчестве этого художника занимают детские образы. Картина "Пионер" является одной из самых интересных в этом ряду: здесь появляются яркие колористические акценты, а у героя – сосредоточенно-задумчиво-мечтательное настроение, не слишком характерное для детской непосредственности.
Слайд 8«Парашютист над морем» (1934),
Сцену изображённую в этой картине художник увидел с другого летящего самолёта на фоне земли, проекции, реально изменяющей соотношения верха и низа на плоскости. Взятая крупным планом фигура парашютиста устремляет в гигантскую даль, туда, где проблескивает лазурная гладь моря и виднеются очертания небольшого островка суши вместившего целый Крым. Великолепно передано состояние летящего в низ головой спортсмена, тело которого словно пружинит о встречные потоки воздуха, с тем чтобы через мгновение зависнуть под куполом раскрывшегося парашюта.
Слайд 10«Самолеты над Нью-Йорком» (1935),
Слайд 11 Одним из наиболее характерных для творчества Дейнеки стало выполненное
по возвращению в СССР полотно «Самолеты над Нью-Йорком». Небольшие легкие самолеты стремительно прорезают воздух над гладью океана. Вдали видны непривычные советскому глазу очертания небоскребов, словно растворяющихся в утренней дымке. Вода и воздух сливаются на линии горизонта, придавая полотну особую легкость и свежесть.
Слайд 13 На основе действительных событий
Дайнеко создаёт в 1937 году картину «Краснокрылый гигант» посвящённые перелёту чкаловского экипажа через северный полюс в Америку на легендарном Ант- 25. Эта работа совмещает признаки жанра и пейзажа с перевесом в сторону последнего. В границах полотна художник развёртывает величественную панораму неоглядных земных пространств, холодных и непреступных , но словно признавших над собой власть более могущественной силы – человеческой воли и разума.
В облике пролетающего над головами и снежными пустынями самолёта нет ничего механического. Вся обтекаемая пластичная форма машины сходна очертаниям гигантской птицы , на могучих крыльях легко и свободно парящей в родной стихии. Это единственная деталь непосредственно связанная с героической эпопеей значительна и красноречива, возбуждает мысль и фантазию зрителей . В единстве с романтическим ландшафтом она вырастает до яркого поэтического символа эпохи.
полотно на тему покорения воздушного пространства – «Будущие летчики»(1938).Композиция выстроена действительно мастерски. Гидроплан, который постепенно снижается, объединяет горизонт, море и трех мальчиков. Один из подростков рассказывает, а остальные его внимательно слушают. Скорее всего, мальчик комментирует маневры, совершаемые гидропланом. Мы можем угадать необычайное внимание в каждой фигуре. Все их внимание всецело поглощено тем явлениям, которые они наблюдают. Полет захватил их полностью.
Море невероятно спокойное. Вода достаточно темная, кое-где с черным отливом. По глади волн бегут белые гребешки. Справа мы видим скалу. На самом горизонте – белый карабль. Его очертания лишь угадываются, настолько он далеко.
Художник использует массу оттенков для неба. Облака расположены так, чтобы максимально ярко подчеркнуть великолепие неба. Фигуры также не однообразные. В каждой из них есть нечто особенное. Мы понимаем, что их интересует и чего они хотят.
Для Дейнеки нет малозначимых деталей. Все в его картине одинаково важно. Одна, казалось бы, мелочь, дополняет другую и создается целостная картина. Мы даже можем почувствовать дуновение свежего ветра, который треплет волосы сидящих на берегу ребят.
Главное содержание этой картины – счастливое будущее, которое ждало всех людей того времени. Каждый человек в это свято верил.
Мы не видим лиц персонажей картины. Они изображены к нам спиной. Это сделано специально для того, чтобы создать собирательный образ молодежи современной Дейнеки поры. Гидроплан уносит мечты в далекое будущее, которое обязательно должно быть светлым.