Слайд 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Приветненская школа» города Алушты
2015-2016
«Культура народов Крыма»
Подготовила: Абросимова Оксана
Петровна
Слайд 2
Край, в котором мы живем, уникален своим местоположением, природой, ландшафтом, множеством
национальностей, переплетением культур. И каждый крымчанин любит свою землю, свою Родину, знает свою культуру, уважительно относится к традициям других народностей. Ведь главное, что необходимо беречь – это мир на нашей планете!
Слайд 3
Крым – особый регион, сочетающий в себе уникальное природное богатство, историю,
многонациональный колорит. Крым по праву можно назвать «Орденом на груди планеты Земля».
Права старая легенда: лучше Крыма нет земли! Все там есть: горы, море, степь. Взойдешь на гору – жалко станет человека, который тут не был. Так красиво. А за горой море с небом вместе живут, оба синие, одно другого синее. И так хорошо, что мы родильсь здесь, в этом благодатном краю.
Слайд 4
Крым! Одно только название этого уникального уголка природы звучит таинственно и
загадочно, а всё благодаря удивительной истории и природе нашего полуострова.
В Крыму насчитывается около 100 национальностей.
В 2001 году в Крыму проживали 2 024 056 человек (58,3 %русских, 24,3 % украинцев, 12,1 % крымских татар, 1,4 % белорусов, 0,5 % татар, 0,4 % армян, по 0,2 % евреев, поляков, молдаван, азербайджанцев, по 0,1 % узбеков, корейцев, греков, немцев, мордвы, чувашей, цыган, болгар, грузин и марийцев, а также караимы, крымчаки и другие).
Слайд 9
Крымские татары. (Крымские татары - так называют этот народ в других
странах, самоназвание «къырымлы» - крымцы, жители Крыма.) Процесс формирования этноса, который впоследствии получил название «крымские татары», был долгим, сложным и многоплановым. В его формировании приняли участие тюркоязычные (потомки тюрок, печенегов, половцев, ордынцев и др.) и нетюркоязычные народы (потомки готоалан, греков, армян и др.). Крымские татары стали основным населением Крымского ханства, просуществовавшего с XV по XVIII в.
Слайд 10
После присоединения Крыма к России начинается процесс эмиграции крымских татар в
Турцию и другие страны. В результате нескольких волн эмиграции численность крымскотатарского населения значительно сократилась и к концу XIX е. она составляла 27% населения Крыма.
В 1944 г крымскотатарский народ был депортирован из Крыма. В депортации произошло невольное смешение разных субэтнических групп, которые до этого почти не смешивались между собой.
В настоящее время большая часть крымских татар вернулась в Крым, происходит окончательное формирование крымскотатарского этноса.
После присоединения Крыма к России начинается процесс эмиграции крымских татар в Турцию и другие страны. В результате нескольких волн эмиграции численность крымскотатарского населения значительно сократилась и к концу XIX е. она составляла 27% населения Крыма.
В 1944 г крымскотатарский народ был депортирован из Крыма. В депортации произошло невольное смешение разных субэтнических групп, которые до этого почти не смешивались между собой.
В настоящее время большая часть крымских татар вернулась в Крым, происходит окончательное формирование крымскотатарского этноса.
Слайд 11Караимы (караи) - народность тюркского происхождения, возможно, потомки хазар. Впрочем, и по
сей день их происхождение - предмет острых научных споров. Это малочисленный тюркоязычный народ, сформировавшийся на основе обособленной в религиозном отношении секты, исповедовавшей иудаизм в особой форме - караимизма. В отличие от ортодоксальных иудаистов, они не признавали Талмуд и хранили верность Торе (Библии). Караимские общины начали появляться в Крыму после X в., а к XVIII в. их уже было большинство (75%) в иудейском населении Крыма.
Слайд 12
Венецианцы, генуэзцы. Венецианские купцы появились в Крыму в XII веке, а
генуэзские - в ХШ-м. Постепенно вытеснив венецианцев, генуэзцы закрепились здесь. Расширяя свои крымские колонии, они, по договору с золотоордынскими ханами, включают в них всю прибрежную территорию - от Кафы до Херсонеса. Собственно генуэзцев было немного - администрация, охрана, купцы. Их владения в Крыму просуществовали до захвата Крыма турками-османами в 1475 г. Немногочисленные оставшиеся после этого в Крыму генуэзцы (крымские женовежцы) постепенно растворились среди местного населения.
Слайд 13
Русские. Активный приток русского населения в Крым начался после присоединения полуострова
к России (1783 г.), это были отставные солдаты, помещичьи крепостные и государственные крестьяне. Особенно усилился этот процесс после реформы 1861 г., освободившей крестьян от крепостной зависимости. Заселялись в основном те земли, которые опустели после массовой эмиграции крымских татар в Турцию. К 1939 г. русские составляли около 50% населения полуострова, а в настоящее время около 60%.
На всех этапах переселения в Крым представители русского крестьянства отражали особенности жизненного уклада того региона, откуда они прибывали. Сохраняя язык, веру, этническое самосознание, особенности традиционной культуры, русские жители многое усваивали на новом месте, оказавшись в культурном взаимодействии с геноэтничным окружением.
Слайд 14В то же время, будучи издревле земледельцами-пахарями, они распространяли среди местного
населения традиционные для них сельскохозяйственные навыки и приемы, и, естественно, участвовали в формировании местной, крымской, бытовой культуры.
Немалую роль в жизни русского населения Крыма играли промыслы и ремесла. Во многих селах Симферопольского и Феодосийского уездов русские занимались рубкой дров, ломкой камня, извозом, выжиганием древесного угля.
Деревообрабатывающий промысел был развит как в качестве основного занятия, так и приработка. Из древесины делали возы, лавки, полки для мисок, ведра, бочки, сундуки, корыта, коромысла, ложки.
Слайд 15
Украинцы жили в Крыму еще с глубокой древности. В X-XIII веках
в восточной части Крыма существовало Тмутараканское княжество. Да и в эпоху Крымского ханства на полуострове постоянно находилась часть пленников из Великой и Малой Руси, монахи, купцы, дипломаты из России.
Таким образом, они на протяжении веков были частью постоянного коренного населения Крыма.
Большого развития декоративно-прикладное искусство. Наряду с традиционными видами декоративно-прикладного искусства (художественная роспись, вышивка, ковроделие, декоративное ткачество, резьба по дереву, металлу, кости, плетение из лозы, декоративная керамика и др.). в советское время возникли новые его виды: монументальная декоративная скульптура подлаковая роспись, роспись на фарфоре, декоративная живопись.
Слайд 16 Крым многонациональный, пестрый - как ковер, в котором сплелись разные народы: русские, украинцы, крымскиетатары, греки,
армяне, караимы..... Сплелись настолько тесно, что вряд ли кому удастся распутать этот вековой клубок.
Каждая народность внесла в культуру нашего края весомый клад: это легенды, сказания, мифы, песни, сказки, пословицы и поговорки. Но особое место в истории Крымаотведено крымско - татарскому народу. Его культура, традиции глубоко вросли в историю Крыма.