Слайд 3Три великих философских школы
конфуцианство,
даосизм,
буддизм,
моизм.
Слайд 4Конфуцианство
Социальные отношения регулировались конфуцианством с помощью культа предков. Предок рода обычно
был общим для целой деревни: старейшины занимали и культовые должности.
Простые китайцы имели в своем доме алтарь с табличками имен своих предков, представители высших рангов строили специальные храмы. Уважение к своим предкам подразумевало и уважение к существующему социальному порядку, к предкам вышестоящих чиновников и императора, который один имел право приносить жертвы небу.
Нормы семейных и нравственных отношений поднимаются до официального уровня. Одним из важнейших требований к государственным служащим был высокий уровень образования: для продвижения по службе чиновнику приходилось сдавать экзамены по произведениям Конфуция (до 20-х гг. нашего века).
Слайд 5Даосизм
Его основатель Лао Цзы в форме афористических парадоксов рисовал умиротворяющую картину
природы, в которой противоположности сами собой переходят друг в друга или совпадают. Весь мир идет предначертанным путем (дао), и мудрость состоит в том, чтобы не вмешиваться в ход бытия, а лишь угадывать свое место в нем.
На практике даосские жрецы превратились в гадателей, шаманов, определяющих, например, соотношение злых и добрых сил в данной местности. Иногда по совету даосов люди покидали города и деревни или, наоборот, усиленно заселяли какие-то земли. Возможно, под влиянием даосизма верховным божеством в конце эпохи Чжоу стало небо (Тянь). Даосизм не поощрял активных действий, направленных на изменение существующего общественного строя.
Слайд 6Ряд рецептов достижения духовного бессмертия (по дао):
1. Ограничение до минимума в
еде;
2. Физические и дыхательные упражнения, начиная от невинных движений и поз до инструкции по общению между полами;
3. Совершение более 1000 добродетельных поступков;
4. Принятие препаратов, позволяющих человеку уйти в себя (которое привело и к злу и к добру, т.к. стали делать пилюли из опиума, но способствовало развитию фармацевтики).
Слайд 7Буддизм
В 1-11 вв. из Центральной Азии и Индии в Китай проникает
буддизм.
С конца IV в. буддизм был признан государственной религией. Но временами светская власть ощущала разрушающее влияние буддизма или необходимость пополнить казну и делала это за счет монастырей: изымались земли, сокращалось число рабов при монахах, переплавлялись бронзовые статуи будд.
Мастера из Индии, Афганистана, Центральной Азии высекали храмы в скалах, строили башни и пагоды в честь буддийских святых. В пещерах и столбы высекались в форме пагод, фигуры будд имели индийские очертания. Стены и потолки покрывали рельефы и фрески с беспорядочно расположенными изображениями святых и небесных музыкантов.
Слайд 8Национальные праздники Китая
Китайский Новый Год
Праздник Фонарей
День Поминовения
Праздник Лодок-Драконов
Праздник Блуждающих Духов
Праздник
Луны или Урожая
День Рождения Конфуция
Праздник Чун Еуна
Слайд 9“Шицзин” — “Книга песен”
“Шицзин” — “Книга песен” является древнейшим памятником литературы
человечества. Он включает 305 поэтических произведений, сгруппированных по четырем разделам.
Первый раздел — “Нравы царств” — сюда входят лирические народные песни, поражающие своей искренностью и задушевностью. Вот одна из таких песен: “…Взойду на южную гору, сорву там папоротник. Не вижу любимого — сердце в горе печалится. Но лишь увижу его, но лишь встречу его — сердце сразу радуется…”
Второй раздел — “Малые оды” и третий раздел “Великие оды” содержат в большинстве своем авторские стихотворения, основной темой которых является служение правителю, военные походы, пиры и жертвоприношения.
Четвертый раздел — “Гимны” — здесь собраны образцы торжественных храмовых песнопений в честь предков и правителей прошлого.
Слайд 11Повседневное
платье
императора
с драконами
Слайд 14Китайская медная монета
в виде мотыги.
V-III в. до н.э.
Слайд 16 Нефритовая черепаха.
Культура Хуншань
Слайд 17Ювелирное украшение.
Культура Хуншань
Слайд 19Глиняный кувшин
с изображением
аиста, рыбы
и каменного топора
Слайд 20Глиняный кувшин с геометрическим узором
Слайд 21Глиняный сосуд
для вина
в форме свиньи
Слайд 22Пластина
с прорезным
орнаментом.
Культура Лянчжу
Слайд 23Ритуальный сосуд
(треножник гуй)
типа Луншань
Слайд 26Гадательная
кость
с иероглифической
надписью
Слайд 31Погребальный
стяг
с изображением
сцен Загробного мира
Слайд 40 Шелкография.
Божества
Фуси и Нюйва
Слайд 42Ма Линь.
Благоухание весны – ясное небо после дождя
Слайд 44Ни Цзань.
Деревья в долине
реки Юшань
Слайд 54Бифан -
одноногая птица,
вызывающая пожары
Слайд 55Духи,
населявшие
горы,
реки,
леса и болота
Слайд 57Уло - шэнь
горный дух –
богиня, насылающая иней
Слайд 58Дракон – эмблема Востока,
тигр – эмблема Запада
Слайд 59Красная птица – эмблема юга,
«черный воин»
(черепаха и змея) –
эмблема севера
Слайд 60Чжугуэ – мифическая красная птица
Слайд 61Си-ван-му –
владыка Востока и Запада
Слайд 62Божество созвездия
Большой медведицы,
покровитель литературы
Слайд 63Чимэй – дух с человеческим лицом
и звериным телом
Слайд 64Таоте - ненасытное чудовище
У этого животного страшная, отвратительная голова и
нет туловища,
справа и слева к голове прилеплено по крылу,
издали напоминающему ухо.
Именно из-за прожорливости у него в конце концов и осталась только одна обрубленная людоедская голова.
Слайд 65Чжи-нюй - Небесная Ткачиха
Она была небесной феей и жила на берегу
Млечного Пути, и ткала на станке красивые слоистые облака из удивительного волшебного шёлка. Кроме Чжи-нюй, над одеждой для неба трудятся ещё шесть молоденьких фей, сёстры ткачихи-небесные мастерицы. Чжи-нюй - самая усердная, самая трудолюбивая из них.
Слайд 66Четырёхглазый Цан-цзе –
изобретатель письмен
Слайд 67Тиран Цзе-ван –
император –герой,
с «гнилой душой»
Слайд 69Змея Вэйшэ,
приносившая счастье одним и горе другим,
которая водилась у
Горы девяти сомнений
Слайд 70Стрелок Хоу И,
поражающий из лука 9 солнц.
Слайд 71Хэ - бо – водяное божество,
бог реки Хуанхэ
Слайд 72Ми-фэй – жена водяного бога
и Фея реки Лошуй
Слайд 74Птица бииняо –
символ счастливого супружества
Слайд 75Житель Страны людей
с дырявой грудью
Слайд 79Бодхисатва
Гуань - инь
Божество
спасающее людей
от всевозможных
бедствий;
подательница детей,
покровительница
женской
половины дома.
Слайд 80ЛУН-ВАН ("царь драконов"),
хозяин водной стихии, глава драконов
Слайд 81«Дерево духов» –
«Мировое дерево»
Слайд 82«Би – диск»
«Бутыль» для вина
Бронзовое зеркало
Ваза с крышкой в стиле
«доу-цай»
- «борьба цветов»
Слайд 83Средневековая китайская разменная монетка
Слайд 84Курильница в виде священной
горы бессмертия Бошань
Слайд 85Бронзовый топор для отсечения головы
ритуальным жертвам
Слайд 86В эпоху царства Чжоу
в погребения клали
бронзовые колокола-колотушки
для отпугивания
злых духов
Слайд 88Письменность. Китайские иероглифы