Презентация, доклад на тему Контрольная работа по дисциплине Духовное краеведенье. Тема: Храмы и церкви Ярославля.

Содержание

История Ярославля.Достопримечательности. Храмы Ярославля; Утраченные храмы.Церковь Михаила Архангела (Ярославль)Список литературы.Содержание:

Слайд 1«Храмы Ярославля».
Подготовила:
Павлова Екатерина Андреевна

«Храмы Ярославля». Подготовила: Павлова Екатерина Андреевна

Слайд 2История Ярославля.
Достопримечательности.
Храмы Ярославля;
Утраченные храмы.
Церковь Михаила Архангела (Ярославль)
Список литературы.


Содержание:

История Ярославля.Достопримечательности. Храмы Ярославля; Утраченные храмы.Церковь Михаила Архангела (Ярославль)Список литературы.Содержание:

Слайд 3Церковь Андрея Критского ;


Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы;
Церковь Богоявления;
Церковь Вознесения Господня;
Церковь Ильи Пророка;
Ильинско-Тихоновская церковь;
Церковь Иоанна Предтечи;
Крестобогородская церковь (Церковь Ризоположения в Крестах);
Церковь Михаила Архангела;
Церковь «Нечаянная радость» иконы Божией Матери;
Церковь Никиты Мученика;
Церковь Николы в Меленках;
Церковь Николы Надеина;
Владимирская церковь;
Церковь Иоанна Златоуста ;


Храмы Ярославля:

Церковь Андрея Критского ;            Церковь Благовещения

Слайд 4Церковь Николы Пенского;


Церковь Николы Мокрого;
Церковь Николы Рубленого;
Церковь Параскевы Пятницы;
Церковь Петра и Павла;
Церковь Пресвятой Богородицы;
Свято-Тихоновский храм; Храм Спаса на Городу;
Спасо-Преображенский собор Спасо-Преображенского монастыря;
Церковь Софии Премудрости Божией;
Сретенский храм;
Сретенская церковь (Вознесенско-Сретенский приход);
Успенский собор;
Фёдоровская церковь;
Яковлевская церковь;
Леонтьевская церковь

Храмы Ярославля:

Церковь Николы Пенского;            Церковь Николы Мокрого;

Слайд 5Бывшая церковь Андрея Критского, с 1952 года Дом физкультуры N1, расположена

на берегу Которосли возле комбината Красный Перекоп.
Церковь построена в 1908 году к 50 - летию начала работы фабрики по проекту академика архитектуры Александра Васильевича Иванова.. Мемориальное значение церкви выражено в том, что этот трехпрестольный храм освящен в честь тех святых, имена которых носили учредители Товарищества ЯБМ. Архитектурный стиль, в котором построено здание церкви - "эклектика". Здесь сочетаются черты византийского архитектурного стиля и стиля модерн. Церквей такого стиля у нас в городе больше нет.
Сохранилась одна деталь художественного убранства, которая делает эту церковь памятником искусства. Это мозаика на внешней стене средней алтарной апсиды, со стороны Которосли, с изображением Николая Чудотворца.

Церковь Андрея Критского.

Бывшая церковь Андрея Критского, с 1952 года Дом физкультуры N1, расположена на берегу Которосли возле комбината Красный

Слайд 6Находится на Волжской набережной. Состоит из двух отдельных каменных храмов. Холодный

пятиглавый во имя Благовещения Божией Матери построен в 1688-1702 годах на месте деревянного, сгоревшего в 1670 году.
Композиция Благовещенской церкви проста. С запада пристроена трапезная, над которой возвышалась колокольня, с востока - апсиды редкой прямоугольной формы. Несмотря на скромные размеры храма, декоративный комплекс росписи отличается разнообразием тематики, богатством новых, ранее не известных композиционных приемов. Ансамбль состоит из более чем 300 сюжетных клейм. Иконографическая система росписи во многом отходит от сформировавшихся в Ярославле традиций.
Теплый храм построен в 1745 году во имя Вознесения Господня. В 1855 году перестроен на средства ярославского купца Михаила Ивановича Вахромеева. Позднее в теплой церкви был устроен придел во имя Митрофания Воронежского. В 1866 году по проекту архитектора А.М. Достоевского к теплой церкви была пристроена колокольня. Закрыта благовещенская церковь в 1930 году. Колокольня летнего храма снесена в 1929 году. В 1992 году Вознесенская церковь Благовещенского прихода была предана Русской Православной Церкви, после чего расписана заново.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Находится на Волжской набережной. Состоит из двух отдельных каменных храмов. Холодный пятиглавый во имя Благовещения Божией Матери

Слайд 7Церковь Богоявле́ния — православный храм в Ярославле. Построен в 1684-1693 году

на средства купца гостиной сотни Алексея Зубчанинова. Известна фресковой росписью и изразцовым убранством фасадов. Расположена на названной по ней площади.
Бесстолпный пятиглавый храм, без подклета, перекрыт сводом. Барабаны с главами стоят на крупных декоративных кокошниках. С юга к храму примыкает придел вологодского святого Дмитрия Прилуцкого, с севера — придел в воспоминание Страшного суда Христова. Внутреннее пространство основного куба освещено девятью высокими окнами.

Церковь Богоявления.

Церковь Богоявле́ния — православный храм в Ярославле. Построен в 1684-1693 году на средства купца гостиной сотни Алексея

Слайд 8Теплый храм построен в 1745 году во имя Вознесения Господня. В

1855 году перестроен на средства ярославского купца Михаила Ивановича Вахромеева. Позднее в теплой церкви был устроен придел во имя Митрофания Воронежского.
В 1866 году по проекту архитектора А.М. Достоевского (брата Ф.М. Достоевского) к теплой церкви была пристроена колокольня. Колокольня летнего храма снесена в 1929 году. Закрыта Благовещенская церковь в 1930 году. В 1992 году Вознесенская церковь Благовещенского прихода была предана Русской Православной Церкви, после чего расписана заново.

Церковь Вознесения Господня.

Теплый храм построен в 1745 году во имя Вознесения Господня. В 1855 году перестроен на средства ярославского

Слайд 9Це́рковь Ильи́ Проро́ка — храм в центре Ярославля на Советской площади,

выдающийся памятник архитектуры ярославской школы зодчества XVII века. Находится в ведении Ярославской и Ростовской епархии и Ярославского музея-заповедника.
Церковь в честь пророка Ильи была первой церковью города, согласно «Сказанию о построении града Ярославля» она была заложена князем Ярославом Мудрым одновременно с самим городом — в честь того, что легендарная победа князя над медведем произошла в день этого святого. Располагалась она, как предполагается, на месте современной Ильинско-Тихоновской церкви.
Современный каменный храм построен в 1647—1650 годах на месте двух деревянных храмов — старой холодной церкви Ильи Пророка и тёплой церкви Покрова Богоматери на средства богатейших купцов гостиной сотни братьев Иоанникия и Вонифатия Скрипиных. Вела строительство артель местных мастеров, имена которых неизвестны. К завершению строительства Скрипины были одарены патриархом Иосифом частицей ризы Христа, которая хранилась в Успенском соборе Московского кремля. Изредка от неё отделяли частицы и посылали в дар в знак особого расположения, пока это не было запрещено. В честь получения святыни был сооружён шатровый Ризоположенский придел.

Церковь Ильи Пророка.

Це́рковь Ильи́ Проро́ка — храм в центре Ярославля на Советской площади, выдающийся памятник архитектуры ярославской школы зодчества

Слайд 10Также известна как Тихоновская церковь, церковь Ильи Пророка и Тихона.
Официальное название:

Церковь Ильи Пророка и Тихона, епископа Амафнутского.
Существует легенда, что именно на месте Тихоновского храма происходил поединок Ярослава Мудрого с медведем и что в память о княжеской победе здесь был заложен храм, который стал первым православным храмом Ярославля. Версия научных подтверждений не имеет и считается красивой городской легендой.
Каменный двухэтажный храм в стиле классицизма построен в 1825-1832 гг. на месте каменной церкви конца XVII в. на средства купцов М. А. Ленивцева и А. И. Отрыганьева. Прямоугольное в плане однокупольное здание с боковыми портиками и парными колокольнями над углами западного фасада. Вверху был летний Ильинский храм, внизу зимняя церковь иконы Божией Матери Ярославской с приделами Тихона Амафунтского и Михаила Архангела.
Храм был закрыт в начале 1920-х, колокольни сломаны. В настоящее время находится в ведении Ярославского музея. В здании располагаются реставрационные мастерские. В барабане купола частично сохранились фрески.

Ильинско-Тихоновская церковь.

Также известна как Тихоновская церковь, церковь Ильи Пророка и Тихона.Официальное название: Церковь Ильи Пророка и Тихона, епископа

Слайд 11Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове — один из знаменитейших памятников ярославской

архитектуры. Объект культурного наследия (памятник истории и культуры) федерального значения.
Строилась с 1671 по 1687 год в Толчковской слободе, на правом берегу Которосли. 45-метровая колокольня была построена позже, в 1690 году. Роспись велась в 1694—1695 годах артелью ярославских живописцев во главе с Дмитрием Плехановым и Фёдором Игнатьевым.
В оформлении стен использованы изразцы. Пятнадцать глав церкви разбиты на три группы.
Изображена на оборотной стороне банкноты номиналом 1000 рублей Банка России образца 1997 года.
В 1895 году её посетил художник Михаил Васильевич Нестеров.

Церковь Иоанна Предтечи.

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове — один из знаменитейших памятников ярославской архитектуры. Объект культурного наследия (памятник истории

Слайд 12Крестобогородская церковь (Церковь Ризоположения в Крестах) — православная церковь в Ярославле,

находящаяся на Московском проспекте, в микрорайоне Кресты. В 1760 году на средства богатейших ярославских фабрикантов Затрапезновых была построена ныне существующая каменная Крестобогородская церковь.
Главной святыней храма стал Животворящей Крест, который напоминал жителям города об избавлении от эпидемии чумы в середине XVIIв. Тогда духовенство молилось о прекращении болезни и когда эпидемия чумы остановилась, на месте моления был сооружен крест.
Над западным входом располагается шатровая колокольня в духе ярославских колоколен XVIIвека.
Церковь на данный момент действующая. В обиходе ярославцы называют этот район Кресты.

Крестобогородская церковь (Церковь Ризоположения в Крестах).

Крестобогородская церковь (Церковь Ризоположения в Крестах) — православная церковь в Ярославле, находящаяся на Московском проспекте, в микрорайоне

Слайд 13Церковь Михаила Архангела — одна из двух пятиглавых церквей XVII века,

фланкирующих Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле вдоль по набережной Которосли. Расположена на восток от монастыря, в сторону церкви Спаса на Городу и Рубленого города. Симметрично к западу от монастыря высится сходный по композиции храм Богоявления.
По преданиям первую церковь во имя Михаила Архангела (покровителя воинов) строил еще ростовский князь Константин Всеволодович в 1216 г. Затем на этом месте построили новый деревянный храм, который в последствие был заменен каменным. Строился он на средства прихожан в середине XVII в. Четырехстолпный пятиглавый храм на подклете был первоначально окружен с трех сторон галереями или папертями. Сохранилась лишь западная, с домообразным крыльцом на ползучих арках, в северной устроен придел в виде башни, с тяжелой квадратной колокольней, а в южной - теплая церковь Благовещенья Пресвятой Богородицы. Фресками храм был расписан только в 1731 году. На протяжении столетий он неоднократно подвергался пожарным бедствиям, после которых вновь восстанавливался. В советское время использовался как склад. Лишь в 1992 году был полностью отреставрирован и передан Русской православной церкви.

Церковь Михаила Архангела.

Церковь Михаила Архангела — одна из двух пятиглавых церквей XVII века, фланкирующих Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле вдоль

Слайд 14Церковь построена в 2000 году. Храм освящен во имя иконы Божией

Матери «Нечаянная Радость». Возведен он трудами бывшего настоятеля церкви Троицы Живоначальной, что в Норском посаде, а ныне покойного протоиерея Михаила Перегудова, а так же силами его ученика отца Вячеслава (строителя по образованию), который и поныне служит в церкви во имя коны Божией Матери «Нечаянная радость». Возводилась эта церковь как временная, на период строительства нового большого храма во имя святителя Тихона, патриарха Всероссийского.

Церковь «Нечаянная радость» иконы Божией Матери.

Церковь построена в 2000 году. Храм освящен во имя иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». Возведен он трудами

Слайд 15Никитский приход в одноимённой слободе на западной окраине средневекового Ярославля возник

не позднее XV века. Слобода с таким названием впервые упоминается в грамоте Василия III от 1511 года. В приходе было два не особо вместительных храма с приделами, посвящёнными Никите Мученику (единственный случай такого двойного посвящения в городе).
На территории храма со II половины XVII века существовал храмовый комплекс из двух храмов. Летний был освящен в честь праздника Сретения Господня и имел боковой придел в честь святого великомученика Никиты. Зимний храм был освящен в честь Архистратига Божьего Михаила с боковым приделом в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы. С конца XVII века имеется отдельно стоящая колокольня.
В 1900 - 1903 г.г. летний храм был перестроен, значительно расширен и освящен в честь св. великомученика Никиты. После закрытия храмов в 30-х г.г. храм в честь архангела Михаила был разрушен. Храм св. великомученика Никиты был перестроен, сделано несколько пристроек к северной, восточной и южной стенам храма. До возвращения храма Ярославской епархии в нем находился ремонтный завод организации "Хлебопродукт". В 1998 г. храм был передан верующим, т.к. здание храма было значительно перестроено и частично разрушено, то до настоящего времени в храме идут восстановительные работы. Службы проходят в 1/3 храма, отгороженной от остальной части временной кирпичной перегородкой.

Церковь Никиты Мученика.

Никитский приход в одноимённой слободе на западной окраине средневекового Ярославля возник не позднее XV века. Слобода с

Слайд 16Расположена в юго-западной части города на правом берегу Которосли близ устья

Зеленцовского ручья.
В конце. XV века выходцами Спасского монастыря здесь, на "глинищах" урочища Меленки (стояли ветряные мельницы), далеко за городом, был основан Николо-Сковородский мужской монастырь ("сковорода" - било, заменявшее первоначально колокол). Во время осады Ярославля поляками в 1609 г. монастырь и окрестности были сожжены. В 1660-е г.г. монастырь был упразднен и на его месте поставили посадский деревянный храм Николая чудотворца. Каменные храмы построены во 2 пол. XVIIв. Холодный - Николы на Меленках с приделом св. Прокопия Устюжского построен купцом Дурандиным (в монашестве Макарий) в 1672 г.
Интерьеры храма расписаны в нач.1700-х г.г. ярославскими мастерами во главе с Федором Федоровым. Стенопись представляет собой образец сложившегося ярославского декоративно- повествовательного стиля. В советское время храм подвергся перестройке, колокольня снесена. В настоящее время в холодной церкви ведется богослужение.

Церковь Николы в Меленках.

Расположена в юго-западной части города на правом берегу Которосли близ устья Зеленцовского ручья.В конце. XV века выходцами

Слайд 17Це́рковь Нико́лы Наде́ина — первый каменный храм на городском посаде в

Ярославле. Расположена во внутридворовой территории по адресу Народный переулок 2а, на берегу реки Волги. Старейший из сохранившихся каменных памятников архитектуры ярославской школы зодчества XVII века. Находится в ведении Ярославской и Ростовской епархии и Ярославского музея-заповедника.
Церковь Николы Надеина занимает совершенно особое место в истории Ярославского искусства. Это первый каменный храм на городском посаде. По преданию, церковь была заложена на крутом берегу Волги, в том месте, где к берегу волной прибило икону Николая Чудотворца. Предшествующие каменные постройки Ярославля были немногочисленны и строились на средства князей или властей Спасского монастыря. Заказчик Надеинского храма — купец Надея Светешников — не только заложил церковь, но и дал начало новой традиции. Жители города, сначала богатые купеческие династии, а затем и ремесленные слободы, строили великолепные каменные храмы, соревнуясь, чья приходская церковь будет больше, богаче, красивее. В названии церкви Николы Надеина вошло второе, мирское имя государева гостя Епифания Светешникова — Надея (Надежда). Он был одним из самых богатых людей Русского царства.

Церковь Николы Надеина.

Це́рковь Нико́лы Наде́ина — первый каменный храм на городском посаде в Ярославле. Расположена во внутридворовой территории по

Слайд 18Так же известна как "Церковь Владимирской иконы Божией Матери на Божедомке"
Бесстолпная

церковь трапезного типа с трехшатровой колокольней построена в 1670- 1678 годах на восточной окраине Ярославля. Церковь служила местом захоронения бродяг и утопленников. Отсюда - подчеркнутая скромность архитектурно-декоративного решения.
Постройка нетипична для ярославского зодчества тех лет и в другом отношении. Вопреки запрету патриарха Никона на строительство подобных сооружений, храм получил трехшатровое завершение. Это последний трехшатровый храм в истории русского зодчества. Именно здесь зажигались первые церковные свечи
Фресковая роспись интерьеров датируется 1691 годом. Недадекоот храма в начале 19 в. была возведена теплая Покровская церковь, крытая куполом. Над трапезной храма возвышалась ярусная колокольня со шпилем. Этот памятник более не существует, так как был разобран в советское время.

Владимирская церковь.

Так же известна как

Слайд 19Ансамбль церквей в Коровниках в Ярославле - один из лучших древнерусских

памятников, созданных ярославской школой зодчества. Он состоит из церкви Иоанна Златоуста, церкви Владимирской Божьей Матери, колокольни и Святых ворот в ограде. Комплекс высится на берегу Волги и хорошо обозрим с дальних мест. Ансамбль строился в период с XVII по XVIII вв. Церковь Иоанна Златоуста выстроена в этом ансамбле первой, по заказу богатых посадских людей Ивана и Фёдора Неждановских. Это типичный для Ярославля пятиглавый храм, опоясанный галереями, с шатровыми приделами на углах и домообразными высокими крыльцами. Мастерски исполненная фигурная кладка выдаёт руку опытных мастеров. Красочную палитру храма так же обогащают цветные витражи, выдержанные в красно-сине-зелёных тонах.

Церковь Иоанна Златоуста.

Ансамбль церквей в Коровниках в Ярославле - один из лучших древнерусских памятников, созданных ярославской школой зодчества. Он

Слайд 20Церковь Николы Пенского - это небольшой бесстолпный одноглавый храм в бывшей

Толчковской слободе Ярославля. Расположен он на правом берегу реки Которосли. Возводился прихожанами в 17 веке как тёплый храм Федоровского прихода. В советский период функционировал как кафедральный собор древней Ростовско-Ярославской епархии. Один из семи сохранившихся в городе допетровских храмов имени Николая Чудотворца и единственный в старой части города, не закрывавшийся в годы Советской власти.
Каменный новый храм строился долго, так как должен был превзойти все прочие церкви Ярославля как изяществом отделки, так и размерами. Купец С. А. Черногородов соорудил в 1890 году придел Сергия Радонежского с северо-восточной стороны. Позже над ним надстроили Никольскую часовню с отдельным входом со двора. Он решён в псевдорусском стиле, плохо гармонирующим с архитектурой четверика. Крыльцо повторяет очертания типичных для старого Ярославля шатровых притворов на ползучих арках. Иконостас был переносён в 1958 г. из разорённого Варницкого монастыря, который стоит на месте рождения св. Сергия.

Церковь Николы Пенского.

Церковь Николы Пенского - это небольшой бесстолпный одноглавый храм в бывшей Толчковской слободе Ярославля. Расположен он на

Слайд 21Находится на улице Чайковского (бывшая Любимская), 1. В ансамбль церквей Николы

Мокрого входят два каменных храма. Холодный пятиглавый храм с колокольней построен на месте старого деревянного в 1665 – 1672 годах. На правой стороне паперти, в пристройке с шатровым верхом, был устроен придел во имя Алексия, митрополита Московского, на левой, в такой же пристройке - во имя Великомученицы Варвары. Заказчиками храма были купцы Афанасий Лузин и Андрей Лемин, а также ярославцы посадские люди Федор Выморов и Степан Тарабаев. Теплая одноглавая церковь во имя Тихвинской иконы Богоматери находится к югу от Никольского храма. Время ее постройки – 1686 год, придел Василия Великого освящен в 1694 году. Церковь построена на средства купцов Клима и Семена Лузиных.
Храм освещался тремя большими медными паникадилами с орлами работы голландских мастеров. У столпов стояли роскошные резные моленные места середины XVII века, предназначенные для царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. Ныне они находятся в церкви Илии Пророка. Паперть церкви украшает красивая кованая решетка XVII века, состоящая из S-образных звеньев, заканчивающихся цветочными бутонами. Решетка выполнена с большим декоративным вкусом и является уникальным памятником прикладного искусства.

Церковь Николы Мокрого.

Находится на улице Чайковского (бывшая Любимская), 1. В ансамбль церквей Николы Мокрого входят два каменных храма. Холодный

Слайд 22Официальное название - Церковь Николая Чудотворца в Рубленом городе. Церковь была

построена в 1649 году. Это единственная сохранившаяся церковь Ярославского кремля 17 века. Она строилась на средства судостроителей, чьи верфи располагались неподалеку. Предание говорит, что на месте ее строительства ранее находилась деревянная церковь во имя святителя Николая, построенная еще самим основателем Ярославля князем Ярославом Мудрым. Фасады новой каменной церкви Николы Рубленого почти не имеют украшений, но здание в целом выглядит очень гармонично и выразительно. Во время восстания в 1918 году церковь получила значительные повреждения и в 1922 году после незначительной реконструкции была закрыта. В настоящее время она находится в ведении Ярославского художественного музея.

Церковь Николы Рубленого.

Официальное название - Церковь Николая Чудотворца в Рубленом городе. Церковь была построена в 1649 году. Это единственная

Слайд 23Первый деревянный храм Параскевы Пятницы был поставлен на Туговой горе еще

в XIII в. Ему предшествовала часовня,
построенная, по преданию, на месте гибели князя Константина. Каменная церковь Параскевы Пятницы была возведена,
как и большинство ярославских храмов, в XVII в. (1691г.). Это небольшой одноглавый храм с трапезной и колокольней,
вытянутый с запада на восток. С древнейших времен вокруг него находилось кладбище, которое не закрыли даже
во времена Екатерины II, когда с территории города убрали все некрополи. Здесь упокоились многие известные
люди Ярославля, в том числе действительный статский советник, гласный городской думы, краевед и
церковный историк Апполинарий Крылов. Церковь была закрыта в 1937 году,
в 1991 году Пятницкий храм передали Русской православной церкви.

Церковь Параскевы Пятницы.

Первый деревянный храм Параскевы Пятницы был поставлен на Туговой горе еще в XIII в. Ему предшествовала часовня,построенная,

Слайд 24Храм Петра и Павла расположен в Петропавловском парке за Которослью. Он

был построен в первой половине XVIII века на средства владельца Ярославской Большой Мануфактуры Ивана Затрапезнова. Храм представляет собой уникальный для местной архитектуры памятник в стиле «петровского барокко». Прообразом его послужил Петропавловский собор в Петербурге. Огромный по размерам, двухэтажный, с тремя ярусами окон и пышным декором, с высокой многоярусной колокольней, завершающейся шпилем, храм Петра и Павла является композиционным центром окружающей его местности: системы прудов с мельницами и живописного парка.

Церковь Петра и Павла.

Храм Петра и Павла расположен в Петропавловском парке за Которослью. Он был построен в первой половине XVIII

Слайд 25Церковь Похвалы Пресвятой Богородицы Дмитириевского прихода также называют Богородицкой церковью, Похвалы

на Мукомольном. Зимняя церковь Дмитриевского прихода, стоит к северу от летней. Одноглавый четверик с трапезной, сильно перестроена в 1809 в стиле классицизма. Закрыта в 1920-х (по другим данным в 1935), занята производством. Открыта в 1992, отремонтирована.
На заднем плане панорамы: Церковь Димитрия Солунского Дмитриевского прихода. Также известна как Димитриевская церковь, Шуйская церковь (Церковь Иконы Божией Матери Шуйская). Каменный храм с крупным одноглавым четвериком нехарактерной для Ярославля продолговатой формы. К четверику с севера и запада примыкают паперти, с северо-западного угла шатровая колокольня. Главный престол Богоматери Шуйской, приделы в алтаре Димитрия Солунского (справа), Георгиевский (слева), с севера теплый придел Девяти Мучеников Кизических. Закрыта в 1929, во 2-й пол. ХХ в. использовалась для нужд реставрационных мастерских. С 1988г. в нем начались реставрационные работы. Уникальная живопись Храма была в плачевном состоянии,сохранность живописи западной стены храма аварийная, вследствие значительного отслоения штукатурного грунта от кирпичной кладки,вызванного длительными протечками кровли (восстановлена в 1980г.). Силами реставраторов проведены все работы по сохранению и восстановлению живописи Храма. С 2004 богослужения проводятся в приделе Девяти Мучеников.

Церковь Пресвятой Богородицы.

Церковь Похвалы Пресвятой Богородицы Дмитириевского прихода также называют Богородицкой церковью, Похвалы на Мукомольном. Зимняя церковь Дмитриевского прихода,

Слайд 26Строящийся храм назван в честь святителя Тихона, патриарха Московского и Всея

Руси, канонизированного Собором Русской православной церкви в 1989 году. Владыка Тихон семь лет возглавлял Ярославскую епархию и был избран почетным гражданином Ярославля.
Участок застройки храма ограничен с северо-запада улицей Панина, с северо-востока Ленинградским проспектом, санитарно-защитной зоной железной дороги, с юго-запада и с юго-востока – автомобильным проездом.
На участке предполагается строительство храма вместимостью 1 500 человек и необходимые вспомогательные помещения, определенные проектом: храм иконы Божьей матери «Нечаянная радость» (существующий), воскресная школа, здание православной общественной библиотеки с колокольней, магазин православной книги, мастерские с гаражом, газовая котельная, сторожка комплекса. Проектом предусмотрена возможность посещения зданий людьми с ограниченными физическими возможностями.
Храм в честь Святителя Тихона предназначен для круглогодичного совершения богослужений и треб. Архитектурные формы и пропорции сооружения выбраны в соответствии с традицией, сложившейся в русском строительстве храмов XII-XIV веков.

Свято-Тихоновский храм.

Строящийся храм назван в честь святителя Тихона, патриарха Московского и Всея Руси, канонизированного Собором Русской православной церкви

Слайд 27Церковь Спаса на Городу построена в 1673 году. Известно, что до

этого времени на ее месте стояла деревянная церковь, сгоревшая во время большого городского пожара. Спасская церковь является одной из древнейших в городе. Ныне существующий каменный храм выполнен в духе ярославского зодчества XVII в. На северо-западном углу храма над папертью восьмигранная шатровая колокольня. На ней 7 колоколов, самый крупный из которых был весом 100 пудов. С южной стороны паперти был устроен тёплый придел во имя Николая Чудотворца. В 1831 году он был перестроен и покрыт куполом, увенчанным главкой. С северной стороны под шатровой башней находился придел во имя святого первомученника и архидиакона Стефана. Во время подавления Ярославского восстания летом 1918 года церковь сильно пострадала и была закрыта. Долгое время там находился склад. Вновь церковь открылась только в 2003 году в день престольного праздника, называемого в народе первым, медовым Спасом.

Храм Спаса на Городу.

Церковь Спаса на Городу построена в 1673 году. Известно, что до этого времени на ее месте стояла

Слайд 28Спасо-Преображенский собор - главный храм бывшего мужского Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле.

Это выдающийся памятник архитектуры и живописи XVI века, который явился образцом и точкой отсчета для развития ярославской архитектуры и монументальной живописи в XVII веке. Сегодня это самый древний в Ярославле каменный храм и самое древнее здание города. Строился в 1506-1516 году по указу великого московского князя Василия III. Строительные мастера были присланы из Москвы, возможно руководство итальянского зодчего, из числа тех, кто возводил соборы Московского Кремля. Спасо-Преображенский собор стоит на фундаментах и почти полностью повторяет размеры предшествующего ему собора XIII века, рухнувшего во время пожара 1501 года.
Спасо-Преображенский собор по своей конструкции четырехстолпный крестово-купольный трехглавый храм, с позакомарным покрытием, на высоком подклете. С трех сторон окружен галереями - открытыми двухъярусными с запада и юга (последняя перестроена), с севера - закрытая двухъярусная, пристроена в XYII веке. Главы собора шлемовидные, в настоящее время позолочены, первоначально были покрыты «белым луженым немецким железом». В архитектуре Спасо-Преображенского собора встречаются элементы ордерной системы и фрагменты декора, указывающие на влияние итальянской ренессансной архитектуры, но в целом для декоративного решения памятника характерна простота и строгость, свойственные русской архитектуре XVI века.

Спасо-Преображенский собор Спасо-Преображенского монастыря.

Спасо-Преображенский собор - главный храм бывшего мужского Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле. Это выдающийся памятник архитектуры и живописи

Слайд 29Софийская церковь села Савина каменная, построена в 1766 г. на средства

прихожан. Престолов в ней два: в главной во имя Софии – Премудрости Божией – храмовый праздник совершается на третий день после Троицына дня; в приделах – во имя знамения Божией Матери Псковской. Храмовое торжество проводится 24-го сентября.

Церковь Софии Премудрости Божией.

Софийская церковь села Савина каменная, построена в 1766 г. на средства прихожан. Престолов в ней два: в

Слайд 30Сретенский храм — православный храм в Ярославле, находящийся в Депутатском переулке

(бывшем Сретенском переулке). Храм назван в честь христианского праздника — Сретение Господне.
Впервые деревянный храм Сретения Господня упоминается в 1636 году в переписных книгах. В 1685 году на пожертвования ярославского купца Павла Якимова Денисовского была возведена каменная двухэтажная церковь с приделом Стефана Сурожского[1].
Также ранее у западной стороны Сретенской церкви был теплый храм иконы Божией Матери «Знамение». Об этой церкви в настоящее время известно только то, что в 1819 году она была полностью разобрана, и на этом месте был построен новый храм[2].
Холодный каменный Сренский храм дважды за свою историю был полностью перестроен. В первый раз в 1833 году Сретенский храм стал одноэтажным, а предел Стефана Сурожского был перенесен в тёплую церковь. Во второй раз в 1891-1895 годах храм был перестроен в псевдорусском стиле. Архитектором выступил Н. И. Поздеев, а работы финансировались ярославским промышленником И. Н. Дунаевым. В алтаре церкви появился престол Пантелеймона[2].
В 1918 году священник и церковный композитор Василий Николаевич Зиновьев организовал здесь свою певческую капеллу, которая просуществовала до 1925 года. В Сретенском храме также проходило отпевание отца Василия[2].
В советское время в 1929 году храм был закрыт, а в 1930 году он был переоборудован под клуб Медсантруда. В 1931 было принято решение взорвать храм, но оно не было осуществлено. Позднее в здании бывшего храма располагались склад, пекарня, а с 1970-х годов размещались цеха производственного швейного объединения «Ярославль»[1].
В 1994 году Сретенская церковь была передана Русской Православной Церкви[3].

Сретенский храм.

Сретенский храм — православный храм в Ярославле, находящийся в Депутатском переулке (бывшем Сретенском переулке). Храм назван в

Слайд 31Церковь Вознесения Господня — характерный для ярославской школы приходской четырехстолпный пятиглавый

храм с закрытыми галереями, возведённый по инициативе и на средства прихожан в 1677-82 гг. Стоит чуть восточнее Вознесенских казарм, на главной улице Ярославля — бывшей Власьевской, ныне Свободы, в нескольких шагах от площади Труда. В ансамбль прихода входит также тёплая Сретенская церковь (1689-91, перестроена в конце XVIII века) — уникальный для Ярославля памятник культового зодчества в стиле елизаветинского барокко.

Сретенская церковь (Вознесенско-Сретенский приход.

Церковь Вознесения Господня — характерный для ярославской школы приходской четырехстолпный пятиглавый храм с закрытыми галереями, возведённый по

Слайд 32Успенский собор в Ярославле - в XVIII-XX вв. кафедральный православный храм

древней Ростово-Ярославской епархии. Стоял в Ярославле на Стрелке Волги и Которосли с 1215 до разрушения в 1937 году. Дважды перестраивался - в начале XVI и, видимо, в середине XVII века. С 2004 года на прежнем месте ведётся восстановление храма в новых, более масштабных формах.
Первый каменный храм Ярославля начали строить в 1215 году по воле ростовского князя Константина Всеволодовича, который впоследствии был в нём похоронен, на территории княжего двора (кремля). Храм был торжественно освящён в 1219 году ростовским епископом Кириллом и, как главный храм города, назван, по существовавшей традиции в честь праздника Успения Богоматери - Успенским собором. В отличие от других соборов Северо-Восточной Руси, построен он был из кирпича, но в убранстве фасадов зодчие широко использовали резьбу по белому камню, пол был выстлан разноцветными майоликовыми плитками, а двери украшены золоченой медью.

Успенский собор.

Успенский собор в Ярославле - в XVIII-XX вв. кафедральный православный храм древней Ростово-Ярославской епархии. Стоял в Ярославле

Слайд 33Федоровский собор был построен в 1687 году в слободе Толчково. В

XVII веке это была одна из самых богатых ярославских слобод, раскинувшаяся на берегу реки Которосли. Изделия ее кожевников славились не только в России, но и за рубежом.
Основной объем собора составляет массивный четверик, высотой 14 метров, кажущийся приземистым из-за очень высоких глав. Центральная глава, даже без креста, ощутимо выше самого четверика, на котором стоит - ее высота составляет 22 метра! Боковые главы также довольно велики. В 1705 году в соборе был установлен золоченый резной иконостас. Роспись собора была выполнена через четверть века после постройки - в 1715 году и представляет собой подлинный шедевр в семь рядов фресок, на которых со множеством реалистичных подробностей изображено прославление Богородицы и история Федоровской иконы Божией Матери.
В советское время Федоровскому собору повезло - он единственный во всем городе не был закрыт. Это спасло не только само здание, но и великолепные интерьеры, и уникальный иконостас.
Позади храма находится Храм Николы на Пенье.

Фёдоровская церковь.

Федоровский собор был построен в 1687 году в слободе Толчково. В XVII веке это была одна из

Слайд 34Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Яковлевском была построена в период с

1769-1778. Бесстолпный четверик с декоративным пятиглавием, с трапезной. Многоярусная колокольня в стиле позднего классицизма выстроена в первой половине XIX в. В советское время церковь не закрывалась. С начала 2000-х в ней хранятся мощи священника Николая Любомудрова, причисленного Русской православной церковью к лику священномучеников.

Яковлевская церковь.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Яковлевском была построена в период с 1769-1778. Бесстолпный четверик с декоративным пятиглавием,

Слайд 35Находится на Леонтьевском кладбище. Первоначально Леонтьевский приход в Ярославле располагался в

Земляном городе, недалеко от Афанасьевского монастыря.
В 1635 году на месте старого деревянного храма сооружается новый каменный во имя святителя Леонтия, епископа и чудотворца Ростовского, с приделом Девяти Мучеников Кизических и колокольней над входом. Крупным вкладчиком нового храма был ростовский купец Василий Федотов Мальгин.
В 1931 г. Леонтьевская церковь была передана в пользование религиозной общине обновленческой ориентации. Однако ввиду ее немногочисленности (около 30 человек) община обновленцев была не в состоянии нести все необходимые расходы по содержанию церковного здания, и 7 декабря 1940 г. исполком Ярославского Горсовета упразднил Леонтьевскую религиозную общину. В 1991 г. Леонтьевский кладбищенский храм возвращен Русской Православной Церкви, в нем произведен ремонт.

Леонтьевская церковь.

Находится на Леонтьевском кладбище. Первоначально Леонтьевский приход в Ярославле располагался в Земляном городе, недалеко от Афанасьевского монастыря.В

Слайд 36Церковь Рождества Христова строилась на месте древнего деревянного храма на средства

купеческой династии Назаревых-Гурьевых. Это второй каменный храм на посаде. Освящен в 1644г. В 50-е гг. XVII века над воротами церковной ограды возвели шатровую колокольню-церковь, уникальный памятник русской архитектуры этого типа. Колокольня соединялась арочным переходом с церковью Рождества и составляла с ней один из самых живописных ансамблей в городе. В церкви уцелели уникальные росписи XVII века. Сегодня здание находится в ведении музея.
Так же на панораме видно Церковь Гурия, Самона и Авива Рождественского прихода

Церковь Рождества Христова.

Церковь Рождества Христова строилась на месте древнего деревянного храма на средства купеческой династии Назаревых-Гурьевых. Это второй каменный

Слайд 37Церковь Варвары Великомученицы;
Церковь Воскресения Христова;
Церковь Всех Святых;
Донская церковь;
Николо-Тропинская церковь;
Церковь Покровы Богородицы;
Церковь

Рождества Богородицы;
Церкви Святого Власия;
Церковь Симеона Столнника.

Утраченные церкви:

Церковь Варвары Великомученицы;Церковь Воскресения Христова;Церковь Всех Святых;Донская церковь;Николо-Тропинская церковь;Церковь Покровы Богородицы;Церковь Рождества Богородицы;Церкви Святого Власия;Церковь Симеона Столнника.Утраченные

Слайд 38Церковь Варвары Великомученицы была построена в 1668 г., а расписывали ее

много позднее - в 1742-1743 гг. Храм был снесен в 1931 г. и перед сносом фресками для продажи за границу зиантересовался Госторг. Это была в то время единственная организация, озабоченная сохранением росписей церкви, хотя бы и в таких целях. Сотрудники Ярославской реставрационной мастерской под руководствм замечательного ученого-краеведа Иллариона Александровича Тихомирова провели уникальные работы: с помощью специально разработанной технологии сняли со стен и перевели на гипсовую основу фрагменты монументальной живописи. Было снято несколько клейм из средних поясов, изображающих различные моменты битвы новгородцев с суздальцами, изгнание торгующих из храма, притчи о сеятеле и богатом Лазаре, о блудном сыне и др. Из нижнего яруса сняли пять картин из цикла «Песнь Песней». Большая часть фрагментов монументальной живописи была продана, из оставшихся несколько хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Русском музее города Санкт-Петербурга и основная часть - более 50 - в Ярославском историко-архитектурном музее-заповеднике.

Церковь Варвары Великомученицы.

Церковь Варвары Великомученицы была построена в 1668 г., а расписывали ее много позднее - в 1742-1743 гг.

Слайд 39На живописных берегах речки Корбухи расположено село Воскресенское (бывший Мологский уезд).

В XYIII в. село принадлежало старинному дворянскому роду Коновнициных. Один из них П.П. Коновницин - генерал, герой Бородинского сражения, его дивизия находилась на знаменитых Багратионовых флешах. Подъезжая к селу, сразу привлекает внимание храм Воскресения Христова, построенный в 1796 году. Когда-то храму принадлежало земли церковной 36 десятин, в приходе было 29 селений. Церковь Воскресения Христова интересна тем, что она двухэтажная - на первом этаже теплый зимний храм, на втором – летний. В церкви четыре престола:
1) во имя Воскресения Христова;
2) во имя Знамения Пресвятой Богородицы;
3) во имя Святителя и Чудотворца Николая;
4) во имя Девяти Мучеников, иже в Кизице.
У алтаря Воскресенского храма, с южной стороны, стоит памятник из чёрного мрамора. Под ним покоится прах священника А. Орлова, который прослужил в местной церкви 50 лет и пользовался любовью и уважением у прихожан. По его инициативе была открыта церковно-приходская школа в 1877 году.
Церковь ныне действующая. Здесь по воскресным и праздничным дням проводит службу о. Александр (Внучков).

Церковь Воскресения Христова.

На живописных берегах речки Корбухи расположено село Воскресенское (бывший Мологский уезд). В XYIII в. село принадлежало старинному

Слайд 40Пятиглавая кирпичная церковь с трапезными палатами. Высоко поднимающийся над стенами монастыря

бесстолпный четверик церкви увенчан пятью главками на тонких узорчатых барабанах. Сооружена церковь во 2-й пол. XVII в. вместо каменного здания XVI в., позже перестраивалась. С 1780-х до 1880-х пустовала, в 1883 отремонтирована и с этого времени до 1918 была домовым храмом при духовном училище.

Церковь Всех Святых.

Пятиглавая кирпичная церковь с трапезными палатами. Высоко поднимающийся над стенами монастыря бесстолпный четверик церкви увенчан пятью главками

Слайд 41Церковь построена в 1747 году на средства прихожан.Храм был каменный, одноглавый,

с шатровой колокольней.
Престолов три: во имя Донской иконы Божией Матери; во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца; во имя праведного Артемия Веркольского.
При церкви было одноименное Донское кладбище, которое само по себе является памятником истории. На этом кладбище хоронили целые поколения работников мануфактуры. На Донском кладбище находится памятник шести жертвам знаменитой стачки 1895 года.
Снесен после 1935 года.

Донская церковь.

Церковь построена в 1747 году на средства прихожан.Храм был каменный, одноглавый, с шатровой колокольней. Престолов три: во

Слайд 42Николо-Тропинская церковь — полуразрушенный храм 1660 года постройки в Тропинской слободе

на правом берегу Которосли в Ярославле, на расстоянии короткой пешей прогулки от Туговой горы и Коровников.
С Николо-Тропинской церковью связано такое значимое в русской истории событие, как смерть патриарха Никона. Он возвращался из изгнания в первопрестольную, когда после переправы через Которосль 17 августа 1681 года занемог и умер. Гроб с телом патриарха был поставлен в Николо-Тропинской церкви, а место его смерти было отмечено деревянным крестом.
После закрытия храма в 1931 году его испросила для своих нужд администрация деревообрабатывающей фабрики. Купол был демонтирован, колокольня — снесена. В таком виде здание долгое время использовалось под клуб и под общежитие. В постсоветское время никаких реставрационных работ не велось, в канун 1000-летия города здание занято складом рыбопродукции объединения «Ярославрыба», территория огорожена и для посещения закрыта.

Николо-Тропинская церковь.

Николо-Тропинская церковь — полуразрушенный храм 1660 года постройки в Тропинской слободе на правом берегу Которосли в Ярославле,

Слайд 43Старинное село Покрово-Раменье расположено среди лесов в самом отдалённом уголке Некоузского

района. Здесь со значительными утратами сохранился храм Покрова Пресвятой Богородицы: повреждена крыша, пол выбран, пострадали росписи. Церковь в селе Покрово-Раменье основана 1829 году «тщанием» мологского купца Фомы Космина Бушкова. Одноглавый храм находится в низине, но удачно вписывается в мягкий, спокойный ландшафт. Внешний вид церкви Покрова Пресвятой Богородицы достаточно интересен: ротонда на четверике, что редкость для церквей Некоузского края. Колокольня, в своё время, была с обита железом. Часть обивки сохранилась до наших дней.
Церковь была построена двумя престолами:
1) во имя Покрова Пресвятой Богородицы – в летней церкви;
2) во имя Святого Архистратига Михаила – в трапезной зимней.
Фото Чернухиной Е.В 2004 г.
В алтарной части зимнего храма хорошо просматривается фреска «Тайная вечеря», выполненная неизвестным мастером. Роспись очень удачна в композиционном плане. В летнем храме сохранились роспись «Распятие» и «Преподобный Максим – Исповедник». К сожалению, кровля церкви значительно повреждена и фрески быстро разрушаются.
По кратким сведениям Ярославской епархии 1908 года габариты церкви составляли 12х38х11,5м. Храму принадлежало земли церковной 39 десятин 209 сажен, сверх этого при церкви 14 десятин 472 сажен пустошной земли, пожертвованной за вечное поминовение, селений в приходе 27. Штатный состав притча: священник, дьякон, псаломщик. В церковный комплекс входил дом для псаломщика и дьякона. В храме находились особо чтимые иконы: Святого Феодосия и Преподобного Серафима Саровского.
С востока от храма размещается пруд, обсаженный большими деревьями: липа, береза, тополь. На территории кладбища имеется старинное захоронение 1884 года.

Церковь Покровы Богородицы.

Старинное село Покрово-Раменье расположено среди лесов в самом отдалённом уголке Некоузского района. Здесь со значительными утратами сохранился

Слайд 44Церковь Рождества Богородицы (1820) находится в селе Правдино. (Фото 1987 г.)

Впервые село упоминается в письменных источниках в конце ХVII в. Есть сведения, что когда-то в селе было две церкви: Рождества Богородицы и Бориса и Глеба. Церковь была заложена в 1799 году и построена в 1820 году. Престолов два:
1) во имя Рождества Пресвятой Богородицы;
2) во имя Казанской иконы Матери.
Впоследствии храм многократно перестраивался. Самая поздняя часть – пятиглавие, построена в неорусском стиле.
Удивляют пропорции храма: зубчатый орнаментный пояс на фасадах, наличники с килевидными очельями, красота сводов и роспись внутри храма. Церковь с тяжеловатой колокольней, с небольшим центральным барабаном пятиглавия. Кокошники на главном барабане и детали орнамента крупные. Храм напоминает могучего древнерусского богатыря, стоящего в дозоре на высоком берегу Сити. Украшает постройку ограда с нарядными входными воротами. Хорошо сохранились дом церковного притча (низ кирпичный, верх деревянный)
Летом 1992 года по инициативе местных жителей и ленинградского профессора архитектуры А.Г. Егояна церковь Рождества частично была отреставрирована. Была перекрыта крыша трапезной, для крепления стен и сводов заложили кирпичом несколько окон. К сожалению средств на дальнейшую реставрацию не хватало. А.Г. Егоян умер и был похоронен в Правдине, около любовно восстанавливаемого им храма.
В церкви Рождества сохранились росписи начала ХХ века. В просторной летней церкви – пятиглавие – на сомкнутом своде изображены сцены Нового Завета. Особенно интересно изображение Бога Отца и младенца Иисуса в алтарной части храма. По церковным канонам изображение Бога Отца не разрешалось (он непостижим, вездесущ и невидим). Здесь же Бог написан суровым, но милосердным, вселяющим надежду. А. Г. Егоян считал, что эта роспись почти полностью повторяет роспись центрального купола храма Христа Спасителя в Москве, сделанную академиком живописи А.Т. Марковым в первом, разрушенном храме.
В нынешнем Правдине стоит небольшая деревянная четырехугольная часовня с крыльцом-навесом, увенчанным аккуратным главкой. Часовня построена мастером-резчиком по дереву В.М. Желудевым.


Церковь Рождества Богородицы.

Церковь Рождества Богородицы (1820) находится в селе Правдино. (Фото 1987 г.) Впервые село упоминается в письменных источниках

Слайд 45Дар Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе (США) в 1976 г. Последняя перед передачей этюда

в дар СССР переписала в свою тетрадь (ныне хранится в архиве МНР) русскую надпись с наклейки выставки в Сент-Луисе 1904 г.: Церковь Св. Власия XVII века (город Ярославль). В каталоге выставки в Государственном музее искусства народов Востока (1984) под № 38.
В 1903 г. Н. К. и Е. И. Рерихи работали в Ярославле и окрестностях в начале июня. С. В. Скородумов в своей статье (2005) пишет: «Вероятно, Николай Константинович проводит в Ярославле всего несколько дней, но за это время он успевает изобразить на своих полотнах прекрасные очертания ярославских храмов. Церковь Святого Власия в Ярославле уже не существует и осталась только на полотне художника. На этом месте сейчас находится гостиница “Ярославль”».

Церкви Святого Власия.

Дар Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе (США) в 1976 г. Последняя перед передачей этюда в дар СССР переписала в свою

Слайд 46Кирпичная двухэтажная пятиглавая церковь, один из лучших образцов переславского барокко, построена

в 1771. К четверику с боковыми выступами примыкают небольшая трапезная и шатровая колокольня. В нижнем этаже тёплый придел Алексия, человека Божия. Закрыта в нач. 1930-х, до 1980-х занята Народным театром, поддерживалась в порядке. Возвращена верующим в 1992.
Церковь Симеона Столпника, как отмечал А. П. Крылов, отличалась богатством церковной утвари, а из её жертвователей был "особенно известен обилием усердия своего к храму купец Сорокин". Храм имел значительную библиотеку - "до 200 нумеров". С 1761 года в храмовый праздник 1 сентября из Семёновской церкви совершался ежегодно крестный ход с чудотворной иконой Казанской Богоматери ярославского Казанского монастыря, которую встречали в этот день из Романова. Приход церкви был значительным в 1781 году - 563 человека, в начале ХХ века уменьшился до 275.
Церковь Симеона Столпника дала название площади, которая была создана перед ней по регулярному плану застройки Ярославля 1778 года. В 1918 году Семёновская площадь была переименована в Красную.

Церковь Симеона Столпника.

Кирпичная двухэтажная пятиглавая церковь, один из лучших образцов переславского барокко, построена в 1771. К четверику с боковыми

Слайд 47Церковь Михаила Архангела — одна из двух пятиглавых церквей XVII века, фланкирующих [1] Спасо-Преображенский

монастырь в Ярославле вдоль по набережной Которосли. Расположена на восток от монастыря, в сторону церкви Спаса на Городу и Рубленого города. Симметрично к западу от монастыря высится сходный по композиции храм Богоявления.

Церковь Михаила Архангела.

Вид Михайловской церкви с запада — от Святых ворот Спасского монастыря

Церковь Михаила Архангела — одна из двух пятиглавых церквей XVII века, фланкирующих [1] Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле вдоль по набережной

Слайд 48Словарь архитектурных терминов - www.rakson.ru/allow/glossary/opis.php?id=115
Т. А. Рутман. «Храмы и святыни Ярославля». Ярославль,

2005. Стр. 251—253.
↑ В. Ф. Маров. «Ярославль: Архитектура и градостроительство». Ярославль: Верхняя Волга, 2000. Стр. 56-57.
Вахрамеев И. А. Церковь во имя святого и славного пророка Божия Илии в г. Ярославле. — Ярославль: 1906.
Первухин Н. Церковь Илии Пророка в Ярославле. — М.: 1915.
Бусева-Давыдова И. Л., Рутман Т. А. Церковь Ильи Пророка в Ярославле. — М., 2002.

Список литературы.

Словарь архитектурных терминов - www.rakson.ru/allow/glossary/opis.php?id=115Т. А. Рутман. «Храмы и святыни Ярославля». Ярославль, 2005. Стр. 251—253.↑ В. Ф. Маров. «Ярославль: Архитектура и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть