Слайд 1Композиторы Венской классической школы
Учитель МХК ГБОУ школа №462 Губарева Наталья Романовна
Слайд 2Венские классики жили в период, когда барокко отошло на второй план,
и ведущую роль стало играть новое направление. Оно стремилось к гармонии форм, единству композиции и поэтому отказалось от пышных форм предыдущей эпохи. Классицизм стал определять культурный облик многих европейских государств. Но вместе с тем уже тогда наметилась тенденция к преодолению жестких форм этого течения и созданию сильных произведений с элементами драмы и даже трагедии. То были первые признаки появления романтизма, который определил культурное развитие всего 19 века.
Слайд 3Глюк Кристоф Виллибальд (1714—1787)
Немецкий композитор, преимущественно оперный, один из крупнейших представителей
музыкального классицизма.
Слайд 4Глюк - композитор, который сделал оперу настоящим спектаклем. В его произведениях,
а также в сочинениях его последователей вокал стал во многом зависеть от слова. Сюжет и композиция, а самое главное - драма, стали определять развитие музыкальной линии. Таким образом, опера перестала быть исключительно развлекательным жанром, но превратилась в серьезный вид музыкального творения со сложной драматургией, интересными, с психологической точки зрения, персонажами, увлекательной композицией.
Слайд 5Опера «Орфей и Эвридика» стала прорывом в данном жанре. В ней
автор сконцентрировал внимание не на виртуозности исполнения, а на драме героев, благодаря чему произведение получило такое звучание и исполняется до сих пор.
Слайд 6«Альцеста» - также была новым словом в мировой музыке. Австрийский композитор
снова сделал упор на развитие сюжетной линии, благодаря чему произведение получило мощную психологическую окраску. Сочинение до сих пор исполняется на лучших сценах мира, что говорит о том, что реформа оперного жанра, проведенная Глюком, имела принципиальное значение для эволюции музыкального театра в целом и определила дальнейшее развитие оперы в указанном направлении
Слайд 7Йозеф Гайдн
31 марта 1732— 31 мая 1809
Австрийский композитор, представитель венской классической
школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет, также внес вклад в такой жанр, как сонаты для клавира. Создатель мелодии, впоследствии лёгшей в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии.
Слайд 8Особенности творчества
Характерной чертой произведений Йозефа Гайдна была их связь с фольклором.
В работах композитора очень часто можно услышать песенно-танцевальные мотивы, которые и сделали его работы такими узнаваемыми. В этом отразилось мироощущение автора, который во многом подражал Моцарту, считая его лучшим композитором в мире. У него он и заимствовал радостные светлые мелодии, которые сделали его работы необыкновенно выразительными и яркими по звучанию
Слайд 9Один из известных циклов назван «Русским», поскольку посвящен цесаревичу Павлу Петровичу,
будущему российскому императору Павлу I. Другая группа квартетов предназначена для прусского короля. Именно с данным видом музыкального жанра имя композитора получило мировое значение. Здесь же следует отметить, что автор часто прибегал к так называемым «сюрпризам» в своих сочинениях, делая неожиданные музыкальные пассажи в тех местах, где публика меньше всего это ожидала. К числу таких необычных сочинений принадлежит «Детская симфония» Гайдна.
Слайд 10Это один из самых известных авторов музыки, который до сих пор
пользуется необыкновенной популярностью поклонников классики и любим во всем мире. Успех его сочинений объясняется тем, что они отличаются логической стройностью и завершенностью. В связи с этим многие исследователи относят его творчество к эпохе классицизма
Во́льфганг Амадéй Мо́царт
27 января 1756, Зальцбург — 5 декабря 1791, Вена
Слайд 11Оперы композитора
Самой знаменитой оперой, пожалуй, является «Свадьба Фигаро». Это, наверное,
самое жизнерадостное и одновременно необыкновенное смешное сочинение автора. Юмор звучит почти в каждой партии, что обеспечило ему такую популярность. Знаменитая ария главного героя уже на следующий день стала настоящим хитом. Музыка Моцарта - яркая, игривая, шаловливая, но вместе с тем необыкновенно мудрая по своей простоте - сразу завоевала всеобщую любовь и признание.
Слайд 12Знаменитые произведения
Притворная простушка
Маленькая ночная серенада
Обманутый жених
Турецкий марш
Свадьба Фигаро
Дон
Жуан
Реквием
Волшебная флейта
Концерт для фортепиано с оркестром №21
Симфония №40
Слайд 13Последнее произведение Моцарта — «Реквием» — осталось незаконченным. Впоследствии это произведение
закончил ученик Моцарта - Зюссмайер.
Слайд 14Смерть Моцарта совершенно не подходит под определение «внезапная», перед смертью Моцарт
сильно страдал от болезни желудка и часто говорил своей жене, что ему кажется, будто кто-то, желая его смерти, постоянно даёт ему яд. После смерти великого Амадея Моцарта по Вене словно кровь по венам побежали слухи о том, что Амадей наверняка умер не совсем своей смертью. Его убили! Говорили одни. Отравили! Уж точно отравили! – сокрушенно кричали другие.
Когда Моцарт умер, у семьи не было денег даже на самые скромные похороны. Один из его поклонников оплатил лишь отпевание в церкви. Моцарт был похоронен в общей могиле.
Слайд 15Людвиг ван Бетховен
16 декабря 1770— 26 марта 1827
Яркой особенностью творчества композитора
было то, что главной темой его произведений являлось изображение мощной, титанической воли личности, которая огромным усилием воли преодолевает трудности и все преграды. Также много места Л. В. Бетховен в своих сочинениях отводил теме борьбы и противостояния, а также мотиву всеобщего единения.
Слайд 16Отец композитора хотел сделать из сына второго Моцарта и стал обучать
игре на клавесине и скрипке. В 1778 году в Кёльне состоялось первое выступление. Однако чудо-ребёнком Бетховен не стал, отец же перепоручил мальчика своим коллегам и приятелям. Один обучал Людвига игре на органе, другой — на скрипке.
Слайд 17Первые десять лет в Вене (1792—1802) Приехав в Вену, Бетховен начал
занятия с Гайдном, впоследствии утверждал, что Гайдн ничему его не научил; занятия быстро разочаровали и ученика, и учителя. Бетховен считал, что Гайдн был недостаточно внимателен к его стараниям; Гайдна пугали не только смелые по тем временам взгляды Людвига, но и довольно мрачные мелодии, что в те годы было малораспространённым. Уже в первые годы жизни в Вене Бетховен завоевал славу пианиста-виртуоза. Его игра поразила слушателей.
Слайд 18Однажды Гайдн написал Бетховену: Ваши вещи прекрасные, это даже чудесные вещи,
но то тут, то там в них встречается нечто странное, мрачное, так как Вы сами немного угрюмы и странны; а стиль музыканта — это всегда он сам. Вскоре Гайдн уехал в Англию и передал своего ученика известному педагогу и теоретику Альбрехтсбергеру. В конце концов Бетховен сам выбрал себе наставника — Антонио Сальери.
Слайд 19В 1796 году Людвиг стал терять слух. Однако это не прервало
его творческую деятельность. Уже будучи совершенно глухим, он написал свою знаменитую 9 симфонию, которая стала настоящим шедевром в мировом музыкальном репертуаре.
Слайд 20Бетховен умер 26 марта 1827 года. Свыше двадцати тысяч человек шли
за его гробом. 29 августа 2007 года венский патолог и эксперт судебной медицины Кристиан Рейтер (доцент кафедры судебной медицины Венского медицинского университета) предположил, что неумышленно ускорил кончину Бетховена его врач Андреас Ваврух, который раз за разом протыкал больному брюшину (чтобы вывести жидкость), после чего накладывал на раны примочки, содержавшие свинец.
Слайд 21Глюк, Гайдн, Моцарт, Бетховен стали основоположниками классической музыки, оказав огромное влияние
на всю последующую музыкальную историю не только Европы, но и мира. Значение этих композиторов и их вклад в реформирование музыкального театра трудно переоценить. Венский этап развития классики многие исследователи совершенно справедливо называют определяющим в истории музыки, поскольку именно в этот период были заложены основные приниципы создания и написания опер, симфоний, сонат и квартетов.