Слайд 1Картины и биография
Диего Веласкеса
Слайд 2Веласкес Диего (1599–1660), великий испанский живописец. Собственно, Диего Родригес де Сильва
Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Веласкес родился 6 июня 1599 года в городе Севилья в Испании, в семье португальских евреев, принявших христианство. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера.
Слайд 3До 1623 Веласкес работал в Севилье. Рано обратившись к кругу новых
для испанской живописи тем и образов, в сценах из народной жизни “бодегонес” (от испанского bodegon – харчевня) создал галерею ярко характерных, полнокровных народных типов (“Завтрак”, около 1618, Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Водонос”, около 1622, Музей Уэллингтона, Лондон).
Слайд 5Веласкес. «Водонос из Севильи», Музей Веллингтона, Лондон
Слайд 6В 1623 году Диего Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. Знакомство
с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629, и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства.
Слайд 7Художник проницательнее вглядывался в мир, порывал с присущими искусству его времени
условностями, искал пути к созданию полотен широкого обобщающего смысла. В картинах “Вакх” (“Пьяницы”, до 1630) и “Кузница Вулкана” (1630; обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами.
Слайд 8Веласкес Диего "Кузница Вулкана"
Слайд 9Диего Веласкес. Пьяницы (Вакх)
Слайд 10На формирование Диего Веласкеса как портретиста огромное воздействие оказала жизнь при
королевском дворе, научившая художника постигать глубины человеческого характера, скрытые под маской придворного этикета. Бесстрастно-холодные парадные конные портреты королевских особ (инфанта Балтасара Карлоса, 1634–1635, Прадо, Мадрид) отличаются сдержанным великолепием поз, одежд, коней, величием пейзажных фонов.
Слайд 11ДИЕГО ВЕЛАСКЕС. ПОРТРЕТ ИНФАНТЫ МАРГАРИТЫ.
Ок. 1660.
Музей Прадо, Мадрид
Слайд 12В портретах придворных, друзей, учеников Веласкес накапливал и синтезировал свои наблюдения,
отбирал необходимые изобразительные средства. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Нейтральный фон благодаря тонкому соотношению валёров обладает глубиной и воздушностью; темные тона одеяний направляют внимание зрителя на ровно освещенные лица. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден; графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Дама с веером”, около 1648, собрание Уоллес, Лондон; серия портретов инфант, Лувр, Прадо).
Слайд 14Диего Веласкес.
Портрет Франсиско Пачеко
Слайд 15Мудрая непредвзятость и человечность Диего Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и
карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов.
Слайд 16DON SEBASTIAN DE MORRA . ДИЕГО ВЕЛАСКЕС
Слайд 18К этому же периоду относятся “Венера перед зеркалом” (около 1650, Национальная
галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа “Вилла Медичи” (1650–1651, Прадо, Мадрид; по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы.
Слайд 19Вилла Медичи в Риме (Павильон Ариадны). 1630. Холст, масло.
Слайд 20Вилла Медичи в Риме (Фасад Гротто-Лоджии). 1630.
Холст, масло
Слайд 21В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои
картины. В картине “Менины” (“Фрейлины”, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала), изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Пленительная красота и живописное многообразие реальности воплотились в серо-жемчужном колорите картины с нанесенными свободными ударами кисти голубыми, розовыми, темно-серыми, коричневатыми прозрачными мазками.
Слайд 23В поздних произведениях Веласкеса с наибольшей полнотой сказались особенности его творческого
метода: глубокое постижение жизни во всем богатстве и противоречивости ее проявлений, целостность ее образно-пластического воплощения, единство всех элементов художественной формы. Живописец Диего Веласкес писал без предварительных набросков, прямо на холсте, органично соединяя непосредственные впечатления от натуры со строгой продуманностью композиции, достигая впечатления, казалось бы, вольной импровизации и вместе с тем широкого обобщения. Творчество художника Веласкеса является вершиной испанской живописи XVII века и одним из ярчайших явлений мирового искусства.
Слайд 24Веласкес Диего
Портрет
Папы Иннокентия X. 1650.
Слайд 26Веласкес Диего
Карлик Франциско Лезано
Слайд 281631
Веласкес Диего
"Принц Бальтазар Карлос с карликом."