Слайд 1История возникновения методов преподавания изобразительного искусства на разных этапах развития образования
Слайд 2Существует различная литература, посвященная данной теме. Данному вопросу посвящена работа Н.Н.
Ростовцева «Методика преподавания изобразительного искусства в школе»
Слайд 3В основе правильной организации занятий лежит методика преподавания, то есть особенность
работы педагога с учениками. Большое значение имеют способы обучения, принципы обучения, а также цели и задачи учебно-воспитательного процесса в целом
Слайд 4Цель моего выступления: выделить краткие сведения, касающиеся истории возникновения методов преподавания
изо в школе
Слайд 51.Северный олень из Тайнгена. Рисунок на кости. Палеолит.
2. Рисунок мамонта. Наскальное
изображение. Палеолит.
.
Развивать свои навыки в рисовании человек начал с глубокой древности. Уже первобытные люди достигали в этом больших успехов, о чем убедительно свидетельствуют рисунки, найденные археологами. Среди этих изображений мы находим убедительно переданный образ северного оленя (рис. 1), степной лошади, мамонта (рис. 2), и другие сцены из реальной жизни
Слайд 6Очень большое значение рисованию придавали в Древнем Египте. И именно там
умение рисовать становиться предметом школьного обучения. Таким образом, в Древнем Египте появляются единые методы и система обучения
Ученики рисовали не на заучивания определенных схем и канонов. Таким образом, рисование в Древнем Египте строилось не на основе познания окружающего мира
Пропорции стоящей фигуры
Египетская школа
Слайд 7Уже в 4 веке до нашей эры в Греции существовали несколько
известных школ рисунка: Сикионская, Эфесская и Фиванская.
Главой Сикионской школы был ученик и последователь Эвпомпа – Памфил
Слайд 8Возрождение открывает новую эру и в истории развития изобразительного искусства, и
в области методов обучения рисованию. Хотя рисование как учебный предмет не было включено в школьный курс, все же эпоха Возрождения внесла большой вклад в теорию методики преподавания рисования и для профессионального обучения, и для общеобразовательного. Художники этого времени заново разрабатывают теорию изобразительных искусств, а вместе с тем и методы обучения рисунку
Слайд 9Более обстоятельно о рисовании как общеобразовательном предмете высказывался французский - ученый
энциклопедист Жан Жак Руссо
Слайд 10Позднее уже к концу 19 века специалисты школьного образования разделились на
группы, одни из которых были сторонниками геометрических методов, а другие являлись натуралистами.
Выполнение рисунка по геометрическому методу
Слайд 11Рассматривая исторические данные, связанные с методами обучения нельзя не отметить тот
факт, что интерес к рисованию как к учебной дисциплине на Руси возник очень давно. Например, уже в 11 веке высокой степени развития достигает миниатюра и книжная графика. Именно тогда почти во всех рукописных книгах мы находим рисунки и рисованные заглавные буквы
Слайд 12В России рисование впервые появляется как общеобразовательный предмет в начале 17
века. Ссылаясь на исторические сведения, именно в этот период на рисование начинают смотреть как на одно из средств, которое способствует развитию образного представления и умений, в связи с этим его можно применить в любой профессии. В связи с этим, в 1715 году рисование было включено в число учебных предметов в Морской академии
Слайд 13Русская Академия художеств - второй половины XVIII — первой половины XIX
века была одной из лучших школ рисунка. Она стала и центром методической работы в России. В Академии художеств зарождались и утверждались новые методы преподавания рисования для целой сети учебных заведений
Слайд 14Ценность метода Сапожникова заключается в том, что он основан на рисовании
с натуры, причем это не просто копирование натуры, а анализ формы. Сапожников поставил своей целью приучить рисующих с натуры мыслить, анализировать, рассуждать
Слайд 15Изучая историю методики рисования, необходимо ознакомиться и с работой
Г. А. Гиппиуса.
Он считал, что рисование как общеобразовательный предмет нельзя преподавать так же, как в специальной художественной школе
Слайд 16В 1804 году школьным уставом рисование вводится во все уездные училища
и гимназии
В 1864 году уставом средних учебных заведений рисование было исключено из числа обязательных предметов
В 1872 году рисование вновь включается в круг учебных предметов реальных и городских училищ
Слайд 17Большое влияние на развитие методики преподавания рисования оказал выдающийся художник-педагог
П. П. Чистяков. Его взгляды на цели и задачи искусства и художественной школы начали формироваться в 60-е годы XIX века
Слайд 18В 20-е гг. в советской школе рисование стало частью комплексных программ
обучения. В нашей стране были созданы все условия для развития изобразительного искусства и художественного образования. Перед работниками народного просвещения были поставлены задачи перестройки содержания, форм и методов преподавания
Слайд 19Разработка методики преподавания рисования в школах шла в 20-е годы по
самым различным направлениям, но из них широкое распространение получили две методики развития «свободного творчества» и «комплексный» метод обучения
Слайд 20Среди широко известных художников-педагогов, оказавших влияние на развитие советской методики обучения
рисованию в общеобразовательных школах, особого внимания заслуживают Д. Н. Кардовский и К. Ф. Юон
Слайд 21В основу своего метода Кардовский положил «обруб», т. е. принцип упрощения
сложной формы предметов до наипростейших форм учил не только понимать, видеть и строить объемную форму в рисунке, но и глубоко ее анализировать
. Метод Д. Н. Кардовского
Слайд 22К 40-м годам советская школа рисунка прочно становится на путь реалистического
искусства. Утверждаются принципы и методы обучения рисованию. Назревает необходимость более глубокого научного решения проблем учебного рисования
Слайд 23В 50-е и 60-е годы появляется и целый ряд научно-исследовательских работ,
которые во многом обогатили теорию методики преподавания. Эти работы помогли методистам рисования правильнее подходить к решению своих проблем
Слайд 24В 1957 году вышли в свет первые пробные учебники для первого
и второго классов (автор Н. Н. Ростовцев), а затем методическая записка к ним
В 1961 году вышли еще два учебника — для третьего и четвертого классов (автор Н.Н. Ростовцев)
С 1959 года создается сеть художественно-графических факультетов при педагогических институтах. В этих институтах, в Академии художеств, в Академии педагогических наук СССР, в институтах усовершенствования учителей была разработана методика преподавания рисования
Слайд 25В 1970 году переработаны и утверждены новые учебные программы, где сформулированы
цели и задачи преподавания изобразительного искусства, определено содержание учебного материала. Расширение задач эстетического воспитания, знакомство с творчеством великих художников прошлого и выдающихся современных художников привело к тому, что вместо предмета «рисование» возник новый учебный предмет — «изобразительное искусство» и предмет «черчение»
Слайд 26Методика преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях в настоящее время развивается
очень интенсивно
Слайд 28Владимир Сергеевич Кузин – член-корреспондент РАО доктор пед. наук, профессор
Слайд 29Борис Михайлович Неменский – художник, педагог, лауреат, государственной премии, член-корреспондент Академии
педагогических наук
Слайд 30Татьяна Яковлевна Шпикалова в своих трудах основное внимание заостряет на изучении
народного декоративно-прикладного искусства
Слайд 31Современная педагогика требует таких методов обучения, которые объективно знакомят учащихся с
природой, с реальной действительностью
Слайд 32С точки зрения Ростовцева Н.Н. можно быть прекрасным художником, но плохим
педагогом. Многие большие художники, выступая в качестве педагогов, оказывались неудачниками только потому, что недооценивали роль методики преподавания