Слайд 1История западноевропейского искусства
Искусство Византии
Слайд 2Искусство Византии
Архитектура
Живопись
Мозаика
Иконопись
Книжная миниатюра
Слайд 3Искусство Византии
Искусство Византии формировалось на основе античной архитектуры и скульптуры, но
под влиянием художественной культуры Ближнего Востока.
Главную роль в искусстве Византии сыграло христианство.
Основные черты: торжественная праздничность и высокая духовность.
Слайд 4В архитектуре доминировал купольный тип храма.
Образ Иисуса Христа занял главное место
в византийской культуре. Художники подчеркивали его нравственное совершенство, победу духа над телом.
В византийском искусстве шел сложный процесс создания христианской иконографии.
Слайд 5Архитектура
Храм Св. Софии в Константинополе
Слайд 9Живопись
Главными формами византийской живописи были:
монументальная храмовая живопись
иконопись
книжная миниатюра
Слайд 10Мозаика
В Византии мозаики размещали в подкупольном пространстве, на стенах, арках, в
алтарной части храма.
Для усиления яркости своих композиций использовали не натуральные камни, а смальту (сплав стекла с минеральными красителями).
Слайд 16Иконопись
Техника
На доску или холст наносили слой шлифованного грунта из гипса или
мела, часто покрываемого золотом.
Затем наносили контуры рисунка и красочный слой (энкаустика, темпера).
Поверх красочного слоя наносили защитный слой (закрепитель) – олифу или лак.
Обрамление иконы (оклад) – выполняли из дерева, золота, серебра, украшали драгоценными камнями.
Слайд 172. Пропорции фигур
Известные с античных времен пропорции человека сознательно нарушаются.
Фигуры устремляются вверх, становятся выше, тоньше, плечи сужаются, пальцы рук и ногти удлиняются.
Все тело кроме лица и рук скрывается под складками одежды.
Слайд 183. Тип лица и выражение
Овал лица удлиняется, лоб пишется высоким,
нос и рот – мелким.
Нос с горбинкой, глаза – большие миндалевидные.
Взгляд строгий и отрешенный, святые как бы смотрят мимо зрителя или сквозь него.
Слайд 194. Внешность и поза
Внешность всех святых, одежда, в которых их следует
писать, позы которые они могут принимать, строго определены.
Слайд 205. «Уплощение», игнорирование линейной перспективы
Любая передача объема нежелательна, так как привлекает
внимание к телесной сущности изображаемого в ущерб сущности духовной. Фигуры становятся двухмерными.
Линейная перспектива античности («прямая» перспектива) была утрачена. Ее место заняла т.н. «обратная» перспектива (когда линии сходятся не за картиной, в мнимой ее глубине, а перед ней, как бы в глазах зрителя).
Слайд 216. Палитра цветов, игнорирование светотени
Фон иконы («свет») символизирует ту или иную
божественную сущность, регламентированную трактатом VI века «О небесной иерархии» (например, золотой - Божественный свет, белый - чистоту Христа и сияние его Божественной славы, зеленый - юность и бодрость, красный - знак императорского сана, а также цвет багряницы, крови Христа и мучеников).
Слайд 25Книжная миниатюра
Крохотные по размерам книжные миниатюры отличаются каллиграфической точностью рисунка.
Фигурные
изображения располагаются в тексте и на полях.
Текст украшен инициалами и орнаментальными заставками.