Слайд 1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1(с углубленным изучением
отдельных предметов)».
Исследовательский проект:
« Таинственные краски »
Выполнила: учащаяся 7а класса
Попова Полина
Руководитель: учитель ИЗО
Коробова Раиса Николаевна
Г.Моршанск 2017
Слайд 2Объект моего исследования – краски для рисования
Цель исследования: узнать вещества, входящие
в состав красок, определить преимущества и недостатки красок собственного приготовления.
Задачи исследования:
1.По литературным источникам изучить историю возникновения красок;
2.Изучить состав красок, рецептуру их приготовления;
3.Провести сравнительный анализ красок, приготовленных в домашних условиях и купленных в магазине;
4.Полученными красками нарисовать пробные рисунки;
Слайд 3Краски в нашей жизни играют огромную роль.
Без красок наш мир был
бы серым, поэтому человек всегда стремился найти способ разукрасить действительность.
Слайд 4Введение
Рисовать люди начали с глубокой древности. Наверное, сначала
– палкой на песке или угольком на стене пещеры. Позже придумали смешивать цветную глину с яичным желтком или медом. Наверняка этот опыт пришелся людям по душе, и краски начали свое многовековое шествие по миру.
Я умею рисовать акварелью, гуашью и другими материалами, которые можно приобрести в любом магазине канцелярских товаров. Современные художники так и поступают. Но откуда брали люди краски много лет назад, когда еще не было магазинов и краски еще не изготавливали на предприятиях? Меня очень заинтересовал этот вопрос. У меня возникла идея изготовить краски в домашних условиях.
Слайд 5При выполнении работы я использовала
методы исследования:
Метод эксперимента
Метод зрительного восприятия
информации (работа с литературой)
Метод передачи информации с помощью практической деятельности
Гипотеза исследования: я предполагаю, что краски можно изготовить самостоятельно, но они будут отличаться от фабричных.
Слайд 6История возникновения красок
Изучив литературу, я выяснила, что древние художники
много десятков лет назад, рисовали на стенах пещер, на скалах, на собственной коже. Кстати, обычай раскрашивать лицо, тело существует у многих племен и сейчас.
Слайд 7 Древние художники с помощью рисунков еще и колдовали. Охотники-художники
считали, что надо обязательно нарисовать косматых бизонов, огромных мамонтов, пугливых оленей, быстрых лошадей – и тогда уж эти звери непременно станут добычей охотников.
Пещера Ласко
Наскальный рисунок
Слайд 8Проходили тысячелетия, понадобились другие краски, более стойкие, яркие, которыми можно было
разрисовать щиты, выделанную кожу зверей, раскрашивать головные уборы и оружие, а затем и первые ткани.
Слайд 9Эти краски дали растения
Желтую краску – кора барбариса и ольхи, молочай,
шелковица.
Слайд 10 Коричневую краску – отвары луковой шелухи, оболочка грецких орехов,
коры дуба, листьев хны.
Слайд 11 Для приготовления красной краски - пригодились ягоды.
Слайд 12 В России историю красок изучают по иконам.
До нашего времени сохранилась псковская икона Дмитрия Солунского. Этой иконе более 600 лет, она и сейчас в хорошем состоянии. Псковский мастер сам изготавливал краски.
Слайд 13Процесс изготовления красок
Краски состоят из пигмента и связующего вещества.
Пигмент – это цветной краситель, мелкий порошок, который получают из глины, цветных камней, яркого песка и т.д.
Связующее вещество – это вязкое вещество, которое сделает цветной порошок более жидким, удобным для нанесения на холст, бумагу или другую поверхность.
Художники брали то, что было под рукой: масло, мед, яйцо. Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями.
Слайд 14Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями.
Слайд 15 Изучив состав красок, узнав о процессе их изготовления, пришла
к выводу, что я смогу сама изготовить некоторые краски в домашних условиях и сравнить с теми красками, которыми рисую до сих пор.
Слайд 16Акварельные краски
Акварель изготавливают из мелкого цветного порошка (пигмента) и специального клея,
на водной основе. Кстати, в прежние времена для изготовления акварели использовали не клей, а мед или соки вишневых и сливовых деревьев.
Слайд 17Эксперимент №1 (черный цвет)
Взяла активированный уголь
Измельчила его в
ступке пестиком
Просеяла порошок
Смешала порошок с клеем ПВА
Уголь плохо смешивается с водой, а с клеем ПВА хорошо.
Получается ровный черный цвет, который замечательно ложится на бумагу, практически не отличается от черного цвета настоящей акварели.
Слайд 19Эксперимент №2 (розовый цвет)
Взяла ягоды вишни, смородины
Приготовила сок в разных
стаканчиках
Смешала сок с медом
Нарисовала цветы
Краска из ягод хорошо ложилась на бумагу, но рисунок получился не яркий, слегка тусклый.
Слайд 20Темперные краски
Темперная живопись берет свое начало в глубокой древности. Именно эту
технику использовали для создания икон. Секрет удивительной прочности и долговечности темперы заключается в том, что в качестве связующего вещества здесь использовали обычное куриное яйцо.
Слайд 21 Эксперимент №3 (белый цвет)
Измельчила мел в порошок
Смешала порошок
с яйцом
Мел с яйцом хорошо смешивался до однородной массы. Рисунок не растрескался и не обсыпался и оказался прочным.
Слайд 22Масляные краски
Эти краски представляют собой густую пасту, в состав которой входит
пигмент и настоящее масло – льняное, подсолнечное, маковое или ореховое. Если посмотреть на портреты того времени, нам кажется, что человек, изображенный более четырех столетий назад, сейчас начнет двигаться и говорить.
Слайд 23 Эксперимент №4 (масляная краска)
Взяла пакетик розовой глины
Добавила подсолнечное масло
Глина с маслом смешалась однородно, получился коричневый цвет, полученная краска хорошо ложилась на бумагу, но после высыхания вокруг рисунка образовалось жирное пятно. Создать масляную краску ближе к натуральной мне не удалось, потому что эта краска требует более сложного изготовления.
Слайд 25Результаты экспериментов
Теперь я знаю, из чего состоят краски.
Изготовить некоторые краски можно в домашних условиях. Полученные краски отличались по качеству и по консистенции, они имеют свои преимущества и недостатки.
Вывод: По результатам экспериментов можно сделать вывод о том, что органические краски пригодны для рисования, они достаточно стойкие, а также безопасные. Однако их цветовая гамма ограничена, они не такие яркие, как искусственные красители.
Преимущества – экологически чистые, недорогие, имеют естественные цвета.
Недостатки – трудоемкие, нет ярких цветов и неудобны для длительного хранения.
Слайд 26Заключение
Рисование – процесс удивительный и увлекательный, тем
более, если рисовать красками, сотворёнными своими руками.
Таким образом, в ходе проведённого мною исследования, я изучила историю возникновения красок; опытным путём определила наиболее подходящие вещества для получения красок в домашних условиях;
Я выяснила, что краски состоят из красящего пигмента и связующего вещества. В ходе опытов мне удалось получить природные краски разных цветов.
В своей работе я хотела показать возможность получения и использования природных красителей в домашних условиях. Приобретение природных красителей доступно и не требует больших денежных затрат, а работа, выполненная своими руками особенно ценна и интересна своей индивидуальностью и неповторимостью. С помощью своих красок я нарисовала пробные рисунки.
Моя гипотеза в том, что краски можно приготовить самостоятельно в домашних условиях подтвердилась. Своими исследованиями я поделилась со своими одноклассниками.
Я вижу дальнейшие перспективы своей работы в изучении других красителей и способов получения новых красок.
Слайд 27Источники информации
1.Алексеева В.В., Что такое искусство? – М. : Советский художник,1973
2.Гитова
И.М. Вещества и материалы в руках художника. М., 2001
3. Зайцев А. С. Наука о цвете и живопись. - М.: Искусство, 1986.
4.Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. : Дрофа, 2003
5.Петров В. Мир искусства: Художественное объединение, М., Аврора,2009
6.Энциклопедия для детей: Искусство. Часть 2,- М., Аванта 2005
Интернет – источники
1. http://www.artprojekt.ru/Menu.html Энциклопедия искусства
2. http://www.artprojekt.ru/School/index.html Школа изобразительного искусства