Слайд 1Исследовательская проектная деятельность на уроках ИЗО и внеурочной деятельности.
Учитель ИЗО
Тарасова Нина Алексеевна
МБОУ “Лицей им. С.Н.Булгакова” г.Ливны
Слайд 2Модернизация образования и метод учебных проектов.
Концепция модернизации российского
образования предполагает ориентацию образования не только на получение учеником определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, принятие его личностных интересов, запросов, т.е. создание максимально благоприятных условий для раскрытия его способностей, для его самоопределения.
Это возможно реализовать только в том случае, если работа учителя будет направлена на формирование творческой личности учащегося.
Слайд 3 Для ученика метод учебных проектов – это возможность максимально
раскрыть свой творческий потенциал, проявить себя, приложить свои знания.
Результат работы интересен и значим для ученика.
Для учителя проектная работа дает возможность формировать и развивать все общеучебные умения и навыки учащихся.
Слайд 4 Педагог должен создать среду, которая бы мотивировала учащихся самостоятельно
добывать, обрабатывать информацию, обмениваться ею, а также быстро и свободно ориентироваться в окружающем информационном пространстве.
Для учащихся должны быть созданы условия, которые способствуют их развитию по разным предметам, но в тоже время необходимо снизить нагрузку учащихся. Для осуществления этих задач необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни.
Одним из вариантов комплексного решения задач современного школьного образования являются учебные проекты, позволяющие формировать у учащихся способность к осуществлению практической деятельности – способность определять цель деятельности и планировать пути ее достижения, анализировать и оценивать результаты.
Слайд 5Проект – форма организации совместной деятельности людей.
Проект - это специально организованный
учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Метод проектов – это система учебно–познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательных презентаций результатов их работы.
Этот метод предполагает использование учителем при проектировании и осуществлении образовательного процесса личностно-ориентированного подхода, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление.
Слайд 6Через метод коллективных работ осуществляются основные принципы структуры программы по ИЗО
(по Б.М.Неменскому)
Принцип творческой самореализации учащихся
Принцип реализации связи искусства с жизнью
Слайд 7Подготовительная работа к проекту:
На проектных уроках создается эмоционально
– образная система познания, учитель организовывает живое общение между детьми и художественными произведениями, так, чтобы искусство служило развитию духовного мира ребенка.
Одна из задач эстетического воспитания – развитие у детей способности к восприятию прекрасного в самом себе, в другом человеке и в окружающем мире. В процессе совместной художественной деятельности на уроках изобразительного искусства ученики приобретают и совершенствуют опыт эстетического общения. Чем совершеннее общение на уроке, тем активнее протекает процесс взаимообмена чувственными представлениями, знаниями и умениями, тем богаче становится эмоционально-интеллектуальный опыт каждого участника общения.
Слайд 8Разработка проекта.
I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)
II этап: Сбор
и обработка информации
III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:
- актуальность и важность данной проблемы;
- анализ разнообразной информации;
- программа действий: способность к воображению, фантазии, новизне, оригинальности;
- разработка варианта реализации своей программы: умение осуществлять выбор из нескольких альтернативных вариантов (рисунок, презентация, сообщение, роспись каких-либо предметов быта…)
- умение выдвигать новые идеи выполнения проектного задания в соответствии с возрастом;
- создавать проекты отличающиеся оригинальностью, убедительностью, неповторимостью;
IV этап: Реализация плана действий (проекта):
- умение уместно использовать средства и способы творческой деятельности.
V этап: Подготовка к защите проекта
VI этап: Презентация проекта (применимы все виды представления проекта: доклад-защита, выставка работ, презентация и т.д.)
VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).
Слайд 9Панно « Подсолнухи», холодный батик, коллективная работа.
Поэтапность выполнения творческого проекта по
теме: «Современное выставочное искусство» из части 4, раздела «Декоративное искусство в современном мире» – 5 класс, по программе Б. М. Неменского.
Слайд 10Место проектного урока в классно - урочной системе по предмету ИЗО
Программа предусматривает практическую работу учащихся на уроке не только индивидуальную, но и коллективную творческую деятельность, конечный продукт которых – создание коллективного выставочного панно в технике коллажа детских работ.
Слайд 11Индивидуальные проекты в рабочих тетрадях по
программе Б. М. Неменского
Слайд 12Индивидуальные проекты в рабочих тетрадях (среднее звено: 6
класс) по программе Б. М. Неменского
Слайд 13Индивидуальные проекты в рабочих тетрадях 7 класс
- « Искусство композиции »
по программе Б. М. Неменского
Слайд 14Индивидуальные проекты в рабочих тетрадях 7 класс
- тема « Город и человек », выполнено в технике коллаж
по программе Б. М. Неменского
Слайд 15Примеры выставочных панно в технике коллажа.
Коллективные проектные работы на тему:
«Народные праздничные обряды»,
5 класс, программа Б.М. Неменского.
Слайд 16Коллективные проектные работы на тему:
«На балу у Золушки»,
5 класс,
программа Б.М. Неменского.
Слайд 17На уроках третьей четверти 5-го класса мы делаем несколько индивидуальных проектов
и один коллективный «На балу у Золушки».
«Одежда говорит о человеке» – так называются несколько уроков, где разговор идет о принадлежности человека внешне и внутренне к определенной эпохе, государству, социальному слою и т.д.
Дети выбирают костюм, который должен относиться к определённой эпохе. Затем каждый вырезает своего исторического персонажа, а главные художники (их выбрали сами дети в начале работы), наклеивают эти работы на нарисованный ими интерьер бального зала или дворца и парка.
Эти работы вывешиваются в кабинете.
Слайд 18Коллективная проектная работа на тему: «Интерьер и вещь в доме»,
7
класс, программа Б.М. Неменского.
Слайд 19Проект на уроке изобразительного искусства это всегда
решение художественно - творческой задачи.
Итак, важно организовать работу над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников.
Основными этапами работы над проектом являются подготовка проекта, защита проекта, самооценка.
Сложным моментом при введении в учебный процесс проектов является организация этой деятельности, а особенно, подготовительный этап.
Для работы необходимо сформулировать тему, работа над которой потребует усвоения учащимися необходимых знаний и формирования нужного опыта:
- умение находить нужную информацию;
- способность к воображению, фантазии, новизны, оригинальности;
- умение осуществлять выбор из нескольких альтернативных вариантов:
- умение выдвигать новые идеи выполнения проектного задания в соответствии с возрастом;
- создавать проекты отличающиеся оригинальностью, убедительностью, неповторимостью;
- умение уместно использовать средства и способы творческой деятельности.
Слайд 20Проектная работа во внеурочной деятельности.
- метод проектов открывает
значительные возможности для повышения качества обучения;
ребёнок делает с удовольствием только то, что сам выбрал, то что ему интересно;
иногда знания полученные учащимися остаются подчас теорией, а цель метода проекта – научить детей применять изучаемую теорию на практике для решения конкретных задач реальной жизни;
- индивидуальный темп работы над проектом обеспечит каждому ребёнку свой уровень развития.
Слайд 21Индивидуальные творческие проекты по мотивам Городецкой
и Хохломской росписи. Занятия клуба «В мире искусства»
Слайд 22Использование метода проекта на уроках изобразительного искусства одна
из актуальных проблем школьного художественного образования.
Проектная деятельность является одним из способов поддержания и развития учебной мотивации даже в такой специфической области, требующей наличия природных задатков и индивидуальных способностей, области изобразительного творчества.
В процессе работы над проектом ученики выходят за рамки предметного школьного содержания, получают представление о месте этого знания в ряду культурных общечеловеческих ценностей, приобретают свои собственные смысловые акценты. Работа над проектом позволит расширить взгляд узкопредметный на изученные явления до межпредметного и надпредметного.
В процессе практической работы обучащиеся получают творческий опыт в создании тематической композиции, сбор художественно – познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиска способа ее выражения. Обучающиеся проходят путь создания тематической картины подобный тому, который проходит профессиональный художник.
Слайд 23Заключение
Использование метода проекта позволят сделать урок современным, более увлекательным
и интересным для учащихся. Это даёт возможности перейти на новый, более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие её интеллектуальных и художественно-творческих способностей.
Метод проектов повышает интерес к уроку, влияет на качество обучения, развивает познавательные навыки учащихся, помогает учащимся ориентироваться в информационном пространстве, дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка, расширяет возможности учащихся в их исследовательской деятельности, повышает интерес к искусству, развивает творческое мышление, фантазию, практические умения и навыки.
Слайд 24МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ''ЛИЦЕЙ ИМЕНИ С.Н. БУЛГАКОВА'' Г.
ЛИВНЫ, ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ.
Выполнила: учитель ИЗО высшей квалификационной категории
Тарасова Нина Алексеевна
Используемая литература:
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса/Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2015.
Неменская Л.А., Питерских А.С. Учебник по изобразительному искусству для 6 класса «Искусство в жизни человека» М.: «Просвещение» 2011 г.
Питерских А.С., Гуров Г.Е. Дизайн и архитектура в жизни человека. Учебник по изобразительному искусству для 7 класса/Под редакцией Б.М.Неменского. – М.: «Просвещение», 2015.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2008.
Программа общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл. под рук. Неменского Б.М. – М.: “Просвещение”, 2011.
Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. – М.: Просвещение, 2011.
Интернет ресурсы.