Презентация, доклад на тему ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ ИЗО

Ценности адыгейской художественной культуры, как народной, так и профессиональной, при включении их в образовательный процесс выполняют не только функцию просвещения, но и, что особо важно, активно влияют на формирование мировоззренческих, нравственных, эстетических ориентаций личности. НРК предусматривает

Слайд 1ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ ИЗО
Автор: Джасте С. Ю., преподаватель
МБОУ

ДОД «ДШИ а. Тахтамукай»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ ИЗОАвтор: Джасте С. Ю., преподаватель МБОУ ДОД «ДШИ а. Тахтамукай»

Слайд 2Ценности адыгейской художественной культуры, как народной, так и профессиональной, при включении

их в образовательный процесс выполняют не только функцию просвещения, но и, что особо важно, активно влияют на формирование мировоззренческих, нравственных, эстетических ориентаций личности. НРК предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. На уроках он несёт очень большой объём знаний по различной тематике: по истории и литературе, фольклору по географии, животному миру и растительному миру. Межпредметная связь с использованием материала НРК активизирует мыслительную деятельность, вызывает большой интерес к истории края, города, села, его топонимики, происхождению фамилий и имён. Например, изучая в 4 классе тему «Родословные тамги адыгов», дети совместно с родителями собирали сведения о своей фамилии и приносили на урок родословные тамги своих отцов и матерей. На уроке они делали орнаментальное древо рода, куда включались две тамги – отца и матери. Использование такого материала делает урок увлекательным, что повышает его эффективность.
Ценности адыгейской художественной культуры, как народной, так и профессиональной, при включении их в образовательный процесс выполняют не

Слайд 3Использование на уроках исторического, литературного, географического и другого материала воспитывает в

детях патриотизм, чувство любви, восхищения и гордости за родной край, не оставляет никого равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную жизненную позицию. Я неоднократно рассказывала ученикам о подвигах наших земляков в годы ВОВ и дети с большим воодушевлением создавали композиции, посвященные этим трагическим страницам нашей истории. Так, например, в этом году мы отмечаем 70-летие освобождения Тахтамукайского района от немецко-фашистских захватчиков и дети с большим энтузиазмом откликнулись на это событие, создав целый ряд композиций, посвященных этому времени.
Использование на уроках исторического, литературного, географического и другого материала воспитывает в детях патриотизм, чувство любви, восхищения и

Слайд 4На уроках композиции дети часто рисуют на темы «Моя Адыгея», «Праздник

в Адыгее», «Мой аул», «Ночной аул» и др, мы также обращаемся к адыгейским народным сказкам, рисуем по мотивам нартского эпоса. Освоение этих же сказочных персонажей на уроках скульптуры дает возможность детям представить их себе более реально.
На уроках композиции дети часто рисуют на темы «Моя Адыгея», «Праздник в Адыгее», «Мой аул», «Ночной аул»

Слайд 5Предмет прикладная композиция дает нам возможность более тесно соприкоснуться с народным

творчеством – мы плетем все разновидности адыгейской тесьмы, вырезаем из цветной бумаги адыгейские орнаменты, украшаем ими закладки, шкатулочки, футляры для ножниц из картона и др. Наряду с этим желающих я знакомлю с плетением русских сувенирных лаптей.
Предмет прикладная композиция дает нам возможность более тесно соприкоснуться с народным творчеством – мы плетем все разновидности

Слайд 6 и проч, в качестве фона чаще всего беру циновку. Некоторые

вещи я приношу из дома, а кое-какие беру у жителей аула. Подобные постановки вызывают у детей кучу вопросов – их интересует все – от истории появления предмета до сегодняшнего применения его в быту. Пишутся такие натюрморты на одном дыхании и с большой любовью. В конце 4 класса в качестве дипломной композиции по живописи всегда ставлю адыгейский натюрморт.

На уроках живописи и рисунка, помимо традиционных постановок с драпировками, глиняными горшками и различной чайной посудой я обращаюсь к национальной тематике, используя при составлении натюрмортов традиционную утварь адыгов: треногий столик – анэ, адыгейскую гармошку, трещотки, апэпщын, доол, свадебный ореховый флаг, адыгейские сероглинянные и красноглиняные горшки, кумган, плетеную корзиночку для изготовления адыгейского сыра, вышитые сумочки,

и проч, в качестве фона чаще всего беру циновку. Некоторые вещи я приношу из дома, а

Слайд 7Кроссворд: Спрятанная строчка по теме
«История изобразительного искусства Адыгеи».
 1. Маринист из

пос. Лазаревский; 2. Скульптор, автор «Аллеи славы» в а. Тахтамукай; 3. Скульптор, автор памятника Шоре Ногмову в г. Майкопе; 4. Монумент, установленный в г. Майкопе в 1968 году (автор М.Г. Манизер); 5. Пейзажист, автор картины «Свидетель прошлого»; 6. Живописец, автор «армянских пейзажей»; 7. Советский скульптор, автор монумента «Дружба» и памятника В.И. Ленину в г. Майкопе; 8. Натюрморт Н.Г. Ловпаче; 9. Цикл гратографий Ф.М. Петуваша; 10. Народный художник, мастер плетения адыгейской циновки; 11. Ковер-картина ручной работы; 12. Серия гравюр Ф. Петуваша; 13. Народный промысел возрожденный З.Л. Гучевым; 14. График, занимавшийся цветным офортом; 15. Художник-монументалист автор герба Адыгеи; 16. Шуточная серия рисунков А.М. Берсирова; 17. График, автор «Адыгейского календаря»; 18. Живописец, автор портретов К. Жане и Т. Керашева; 19. График, занимавшийся цветной линогравюрой и офортом; 20. Старейший скульптор Адыгеи; 21. Живописец, написавший триптихи «Красные квадраты» и «Академик Вавилов»; 22. График, первый председатель ОСХ Адыгеи; 23. Искусствовед, археолог, график, живописец в одном лице; 24. Художественная обработка металла; 25. График, создавший иллюстрации к произведениям ашуга Ц. Теучежа; 26. Пейзажист, автор картины «Форельное озеро»; 27. Мастер адыгской торевтики; 28. Прикладник, мастер гобелена; 29. Адыгский просветитель, которому установлен памятник в а. Шенджий (автор А.А. Шекоян); 30. График-путешественник, создавший серии офортов и акварелей, посвященных Средней Азии и Дагестану.

Ответы к кроссворду:
1. Хапишт. 2. Ачмиз. 3. Шекоян. 4. «Дружба». 5. Умаров. 6. Манакьян. 7. Манизер. 8. «Меотский барчет». 9. «Нарты». 10. Гучев. 11. Гобелен. 12. «Жизнь». 13. Циновки. 14. Куанов. 15. Меретуков. 16. «Три старика». 17. Берсиров. 18. Баркин. 19. Тугуз. 20. Сидашенко. 21. Россошанский. 22. Петуваш. 23. Ловпаче. 24. Торевтика. 25. Кат. 26. Мехед. 27. Еутых. 28. Гогуноков. 29. Цей. 30. Кириченко.
 Спрятанная строчка: изобразительное искусство Адыгеи.

Кроссворд: Спрятанная строчка по теме «История изобразительного искусства Адыгеи». 1. Маринист из пос. Лазаревский; 2. Скульптор, автор «Аллеи

Слайд 8Как известно, Россия принадлежит к тому типу культур, которые в философской

и культурологической литературе называются “стыковыми” или “пограничными культурами”. Это культуры, возникшие на стыке культурных миров, или “метакультуры” – продукт взаимодействия различных цивилизаций во временном и пространственном измерениях. Расположение Адыгеи внутри Краснодарского края обусловило то, что в ней, как в фокусе, воплотились наиболее яркие черты пограничной культуры: полиэтничность, поликонфессиональность, веротерпимость, способность к продуктивному диалогу, открытость и т.д. Поэтому региональное своеобразие выступает в данном случае как выражение общенациональной специфики.

У меня как-то был класс, в котором учились четверо русских, четверо корейцев, и один армянин. Всех их я также знакомила с историей и культурой родного края, что было им интересно, но наибольшее удовольствие у них вызывало плетение адыгейской тесьмы. Помимо этого, учитывая многонациональность моего класса и полагая, что дети, где бы они ни жили, не должны терять связь со своей родной культурой, я предлагала им иллюстрировать наряду с адыгейскими, русские, корейские и армянские сказки.

Как известно, Россия принадлежит к тому типу культур, которые в философской и культурологической литературе называются “стыковыми” или

Слайд 9Также мы создавали адыгейские, русские, в частности кубанские, корейские, армянские и

греческие орнаментальные композиции. При освоении какого-то нового орнаментального мотива я рассказывала значения тех или иных элементов и это вызывало бурный интерес у учеников – они старались подметить в чем-то сходство или различие между различными мотивами. Так же мы иллюстрировали пословицы и поговорки разных народов.
Также мы создавали адыгейские, русские, в частности кубанские, корейские, армянские и греческие орнаментальные композиции. При освоении какого-то

Слайд 10Многолетняя работа по использованию НРК позволяет мне не только развиваться самой,

но и делиться опытом с коллегами на заседаниях школьного методического объединения и педагогических советах. Совместное творчество по данной теме мы с учащимися показываем на итоговых просмотрах и выставках. Кроме этого, так как я работаю преподавателем ИЗО в начальных классах, я систематически провожу выставки с национальной тематикой, например, посвященные Дню Адыгеи, Дню Победы или тематические как то «Культура и быт адыгов», «Моя Родина – Адыгея», «Ярмарка народных промыслов» с разделами: «Русские народные промыслы» и «Промыслы народов Кавказа», «Родословное древо» (с двумя родословными тамгами отца и матери), «Память поколений» и др., на которые с интересом приходят посмотреть родители и учащиеся среднего и старшего звена.
Многолетняя работа по использованию НРК позволяет мне не только развиваться самой, но и делиться опытом с коллегами

Слайд 11Таким образом, работая над темой «Использование национально-регионального компонента на уроках ИЗО»,

я добилась того, что мои ученики более близко знакомятся с культурой и историей родного края, с народными промыслами адыгов и некоторые из них используют в своих работах, учатся составлять родословную семьи, и при этом узнают, что у их рода есть родословные тамги, знакомятся с творчеством художников Адыгеи и впоследствии с интересом следят за их деятельностью.

Копии с работы В. Баркина «Пиво и раки» выполнили ученики 4 класса Симкин Борис и Симдянов Роман

Таким образом, работая над темой «Использование национально-регионального компонента на уроках ИЗО», я добилась того, что мои ученики

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть