Презентация, доклад на тему Искусство Новгорода и Пскова XI – XV вв. Лаконизм, суровая простота сооружений Новгорода в XII веке, Новгородский кремль. Псковский кремль. Новгородская София. Развитие типа небольшого четырехстолпного храма (презентация)

Содержание

Одиннадцатый век - век Трех Софийпосле Киева каменные Софийские соборы были возведены в Новгороде и Полоцке.Софийский собор в Новгороде (XI в.)Софийский собор в Полоцке (XI в.)Софийский собор в Киеве (XI в.)Появление трех однотипных в своей основе

Слайд 1Искусство Новгорода и Пскова XI – XV вв. Лаконизм, суровая простота

сооружений Новгорода в XII веке, Новгородский кремль. Псковский кремль. Новгородская София. Развитие типа небольшого четырехстолпного храма.

Урок подготовила преподаватель ИЗО
МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай
Джасте Саида Юрьевна

Искусство Новгорода и Пскова XI – XV вв. Лаконизм, суровая простота сооружений Новгорода в XII веке, Новгородский

Слайд 2Одиннадцатый век - век Трех Софий
после Киева каменные Софийские соборы были

возведены в Новгороде и Полоцке.

Софийский собор в Новгороде (XI в.)

Софийский собор в Полоцке (XI в.)

Софийский собор в Киеве (XI в.)

Появление трех однотипных в своей основе Софийских соборов подчеркивало политическое и культурное единство Руси, духовную связь с Византией.

Одиннадцатый век - век Трех Софийпосле Киева каменные Софийские соборы были возведены в Новгороде и Полоцке.Софийский собор

Слайд 3Софийский собор в Новгороде
(1045–1050) во многом подобен киевскому. Это тоже

5-нефный храм с широкими галереями и лестничной башней. Однако он несколько проще: вместо 13 глав здесь 5, вместо двух лестничных башен одна и один пояс галерей. В покрытиях полукруглые закомары чередуются с треугольными завершениями («щипцами») и сводами в четверть окружности.
Внутреннее пространство расписано фресками.
Своеобразна и кладка собора: зодчие использовали дешевый и удобный местный материал – известняковую плиту, а кирпич– плинфа использовался только для арок и сводов.

Софийский собор в Новгороде (1045–1050) во многом подобен киевскому. Это тоже 5-нефный храм с широкими галереями и

Слайд 4Распад Киевской Руси
В XII-XIII вв. Русь распадается на 14 княжеств, которые

постоянно враждуют между собой. Эта вражда между княжествами повлияла на развитие архитектуры того времени - развиваются местные школы каменного зодчества.

Распад Киевской РусиВ XII-XIII вв. Русь распадается на 14 княжеств, которые постоянно враждуют между собой. Эта вражда

Слайд 5Школы каменного зодчества XII-XIII вв.
Владимиро-суздальская школа
Новгородская школа

Школы каменного зодчества XII-XIII вв.Владимиро-суздальская школаНовгородская школа

Слайд 6Храмы Новгородской школы более приземистые, как бы вросшие в землю. Владимирские

храмы, наоборот, стремятся в небо. У новгородских храмов ниже купол, барабан и апсида. Новгородские храмы не декорированы, а Владимирские украшены аркатурно-колончатым поясом, у них резные закомары, портал. 

Храмы Новгородской школы более приземистые, как бы вросшие в землю. Владимирские храмы, наоборот, стремятся в небо. У

Слайд 7Новгородский кремль
Новгородский кремль - Детинец был заложен князем Ярославом и является

древнейшим из сохранившихся в России кремлем. Он расположен в самом центре города, на левом берегу Волхова.
Сохранившиеся кирпичные стены и башни кремля возведены в самом конце XV века, в 1484 – 1490гг

Новгородский кремльНовгородский кремль - Детинец был заложен князем Ярославом и является древнейшим из сохранившихся в России кремлем.

Слайд 8церковь Спаса-Нередицы под Новгородом
С середины XII в. каменным строительством в новгородской

земле в основном руководят боярство, купечество, горожане. Возводятся небольшие четырестолпные храмы, являющиеся приходской церковью или домовым храмом богатого боярина.
Типичной для этого времени является церковь Спаса-Нередицы под Новгородом (1198) разрушенная фашистами и ныне восстановленная. Это небольшой храм поражал мощью и монументальностью. Его внутреннее пространство, погруженное в полумрак, казалось сдавленным толстыми стенами, тяжелыми массивными столбами, нависающим над головой бревенчатым накатом хоров. Интерьер расписан фресками, которые сделаны в 1199 г. Они покрывали все стены.
церковь Спаса-Нередицы под НовгородомС середины XII в. каменным строительством в новгородской земле в основном руководят боярство, купечество,

Слайд 9Псковская архитектура
Зодчество Пскова до XIV в. целиком относится к кругу новгородской

архитектуры. Лишь с отделением Пскова от Новгорода и становлением его политической самостоятельности начала формироваться собственно псковская архитектура.
Псковская архитектураЗодчество Пскова до XIV в. целиком относится к кругу новгородской архитектуры. Лишь с отделением Пскова от

Слайд 10Псковская школа
Это одна из местных школ русского средневекового искусства; сложилась в

Пскове и его владениях в период феодальной раздробленности. Ранние постройки из плинфы и камня сохраняют связь с архитектурными традициями новгородской школы (собор Ивановского монастыря, до 1243), в то же время отличаясь по конструктивному решению типа крестово-купольного храма (собор Мирожского монастыря).

собор Ивановского монастыря

собор Мирожского монастыря

Псковская школаЭто одна из местных школ русского средневекового искусства; сложилась в Пскове и его владениях в период

Слайд 11Основной тип приходского храма сложился к концу 14 в. (известен по

памятникам 15 в.) – кубический, 4-столпный, 3-апсидный, с пониженными угловыми частями храм имел одну главу и многоскатное покрытие.

Церковь_Михаила_Архангела_(Кобылье_Городище)

Основной тип приходского храма сложился к концу 14 в. (известен по памятникам 15 в.) – кубический, 4-столпный,

Слайд 12Троицкий собор
Крупнейшим памятником псковского зодчества второй половины XIV в. был

не дошедший до нас Троицкий собор, созданный в 1365–1367 гг. на старой основе здания XII в.
особенности композиции храма конца XII в.: ярусность объема, пониженная западная часть (нартекс), притворы с трехлопастными фасадами и подчеркивавшие динамику здания пучковые пилястры.
Угловые своды в четверть окружности были опущены, так что центральные закомары фасадов резко поднимались кверху. Постамент под барабаном, видимо, отвечающий повышенным подпружным аркам, высоко поднимал главу, имевшую сравнительно небольшой размер.
Сделанная значительно позже деревянная кровля органически вошла в сложный силуэт собора, основной четверик которого приобрел 16-скатное покрытие. Позже к восточным углам собора примкнули симметричные приделы в виде маленьких храмиков с восьмискатной кровлей.
Троицкий  соборКрупнейшим памятником псковского зодчества второй половины XIV в. был не дошедший до нас  Троицкий

Слайд 13В XV в. был разработан также тип небольшого бесстолпного храма с

барабаном, опирающимся на пересекающиеся цилиндрические арки.

Трифона церковь в Напрудном в Москве. Около 1492

В XV в. был разработан также тип небольшого бесстолпного храма с барабаном, опирающимся на пересекающиеся цилиндрические арки.

Слайд 14Придел
К храмам пристраивались приделы — либо специально выделенная часть основного

здания  храма, либо пристройка (обычно с южной или северной стороны) для размещения дополнительного алтаря с престолом для богослужений.

Придел К храмам пристраивались приделы  — либо специально выделенная  часть основного здания  храма, либо пристройка

Слайд 15Притвор
Притво́р — пристройка перед входом в храм (то же, что прона́ос у греков, передняя проходная часть

античного храма). Может устраиваться с западной, южной и северной сторон храма. Обычно отделяется от храма стеной с дверным проемом.
Притвор Притво́р — пристройка перед входом в храм (то же, что прона́ос у греков, передняя проходная часть античного храма). Может устраиваться с западной, южной

Слайд 16Паперть
Па́перть - крыльцо, или внешний притвор — непокрытая кровлей площадка

перед внутренним притвором храма, на которой в первые века христианства стояли плачущие и кающиеся.
Паперть Па́перть - крыльцо, или внешний притвор — непокрытая кровлей площадка перед внутренним притвором храма, на которой

Слайд 17Звонница
Звонница, в отличие от колокольни, которая представляет собой сооружение башенного типа,

может иметь в плане вытянутый прямоугольник, являться стенообразным сооружением или вовсе быть надстройкой на стене храма.
Вместе с многопролётными звонницами храмы составляли живописный асимметричный ансамбль.
ЗвонницаЗвонница, в отличие от колокольни, которая представляет собой сооружение башенного типа, может иметь в плане вытянутый прямоугольник,

Слайд 18От второй половины XV в. хорошо сохранилась небольшая четырехстолпная церковь Успения

в Мелетове (1461–1462). Ее средняя апсида–полукруглая, а боковые – прямоугольные. При повышенных подпружных арках средние членения фасадов сильно приподняты, и плоские пощипцовые покрытия образуют такую же сложную систему, как у Троицкого собора.

От второй половины XV в. хорошо сохранилась небольшая четырехстолпная церковь Успения в Мелетове (1461–1462). Ее средняя апсида–полукруглая,

Слайд 19Оборонительные сооружения
В XIV–XV вв. псковичи значительно чаще строили оборонительные, чем культовые

сооружения. Вытянутая узкой полосой вдоль границ с Литвой и рыцарским Ливонским орденом псковская земля нуждалась в постоянном укреплении своих рубежей.

Оборонительные сооруженияВ XIV–XV вв. псковичи значительно чаще строили оборонительные, чем культовые сооружения. Вытянутая узкой полосой вдоль границ

Слайд 20Изборская крепость
Одной из сильнейших каменных крепостей был Изборск (1330, перестройки XV

в.), и сейчас поражающий суровым величием стен и башен. Крепость сложена из известняка, имеет 6 башен, занимает площадь около 15 тыс. м2, является выдающимся памятником древнерусского зодчества. Мощные укрепления Изборска защищали Псков от нападения немецких рыцарей.
Изборская крепостьОдной из сильнейших каменных крепостей был Изборск (1330, перестройки XV в.), и сейчас поражающий суровым величием

Слайд 21Во второй половине XV в. в псковской земле появились пригороды-крепости: на

севере -- Гдов, на западе -- Изборск, на юге -- Остров, Врев, Воронич, Велье, Красный Городец, самым южным был город Коложе. Все они были более или менее прямоугольные в плане с башнями на углах, что позволяло обеспечить фланкирующий обстрел вдоль всего периметра стен. Это первые на Руси регулярные крепости.

Гдовская крепость

Развалины крепости города Остров, дореволюционная фотография

Городище Воронич 

Макет-реконструкция крепости в Велье

Красногородский вал (городище)

Во второй половине XV в. в псковской земле появились пригороды-крепости: на севере -- Гдов, на западе -- Изборск, на

Слайд 22Псковский кремль
Крупнейшей работой стало расширение укреплений самого Пскова. С 1393 по

1452 г. все деревянные укрепления центральной части города – древнего детинца, который псковичи называли Кромом, – были заменены каменными стенами. Быстрое расширение территории города сопровождалось постройкой новых оборонительных линий. К XVI в. общее протяжение крепостных стен Пскова достигло 9 км.

Псковский кремльКрупнейшей работой стало расширение укреплений самого Пскова. С 1393 по 1452 г. все деревянные укрепления центральной

Слайд 23Вопросы для повторения
Какие отличия между киевской Софией и новгородской?

Чем отделано внутреннее

пространство?

Кто руководит строительством в Новгороде с середины XII в.?

Какие храмы были в результате возведены?

Какой материал использовали в строительстве храмов?

вместо 13 глав здесь 5, вместо двух лестничных башен одна и один пояс галерей.

фресками

боярство, купечество, горожане

четырестолпные храмы, являющиеся приходской церковью или домовым храмом богатого боярина

известняк

Вопросы для повторенияКакие отличия между киевской Софией и новгородской?Чем отделано внутреннее пространство?Кто руководит строительством в Новгороде с

Слайд 24Почему новгородцы отказались от декоративных рельефов?

Какой основной тип приходского храма сложился

к концу 14 в. в Пскове?

Какой тип небольшого храма был разработан в XV в.?

Какие сооружения псковичи значительно чаще строили чем культовые а XIV–XV вв.?

Как называли древний детинец псковичи?

Вопросы для повторения

кубический, 4-столпный, 3-апсидный, с пониженными угловыми частями храм имел одну главу и многоскатное покрытие

из известняковой плиты выполнить их было трудно

тип небольшого бесстолпного храма с барабаном, опирающимся на пересекающиеся цилиндрические арки

оборонительные

Кром

Почему новгородцы отказались от декоративных рельефов?Какой основной тип приходского храма сложился к концу 14 в. в Пскове?Какой

Слайд 25Источники
http://pskovmir.edapskov.ru/index.php?flag=0&page=1&q=Псковская+школа+зодчества
https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/093/996.htm
http://mesherskiy.ru/?item=aad241de-bce3-4bc8-81db-fa62ed4ddc69&termin=10e54d0a-27b8-4ea3-8b9a-bb5ec008b7ef
http://studbooks.net/582724/istoriya/goroda_kreposti_pskovskoy_zemli_xiii_vekov
История русского искусства: 1 т.–М.: Изобраз. Искусство, 1991, С. 44–49.

Источники http://pskovmir.edapskov.ru/index.php?flag=0&page=1&q=Псковская+школа+зодчестваhttps://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/093/996.htmhttp://mesherskiy.ru/?item=aad241de-bce3-4bc8-81db-fa62ed4ddc69&termin=10e54d0a-27b8-4ea3-8b9a-bb5ec008b7efhttp://studbooks.net/582724/istoriya/goroda_kreposti_pskovskoy_zemli_xiii_vekovИстория русского искусства: 1 т.–М.: Изобраз. Искусство, 1991, С. 44–49.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть