Презентация, доклад на тему Искусство Киевской Руси XI – XII вв. Архитектура Киевской Софии. Мозаики и фрески главного собора Киевской Руси (презентация)

Содержание

Древнерусское искусствоДревнерусским называется искусство периода феодализма X–XII вв. Истоки его восходят к культуре восточнославянских племен. Их искусство было разнообразно по жанрам и высокого развития достигло прикладное искусство и архитектура оборонительных сооружений. Процесс разложения первобытнообщинного строя и

Слайд 1Искусство Киевской Руси XI – XII вв. Архитектура Киевской Софии. Мозаики

и фрески главного собора Киевской Руси.

Урок подготовила преподаватель ИЗО
МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай
Джасте Саида Юрьевна

Искусство Киевской Руси XI – XII вв. Архитектура Киевской Софии. Мозаики и фрески главного собора Киевской Руси.Урок

Слайд 2Древнерусское искусство
Древнерусским называется искусство периода феодализма X–XII вв. Истоки его восходят

к культуре восточнославянских племен. Их искусство было разнообразно по жанрам и высокого развития достигло прикладное искусство и архитектура оборонительных сооружений.
Процесс разложения первобытнообщинного строя и формирование классового общества у восточных славян и борьба их с враждебными соседями приводят к образованию крупных территориальных объединений.
Вначале вокруг двух центров – Киева и Новгорода, но уже во второй половине IX в. преобладание переходит к Киеву – столице древнерусского государства.
Древнерусское искусствоДревнерусским называется искусство периода феодализма X–XII вв. Истоки его восходят к культуре восточнославянских племен. Их искусство

Слайд 3Важное событие – введение христианства на Руси – единой государственной религии.

Древнерусская живопись складывалась на основе византийских традиций.

Мастера, оформляя соборы, использовали два вида техники монументальной живописи: мозаику и фреску.

Все пространство храма мысленно делится на две зоны: «небесную» (купол и апсида) и «земную» (стены и западные столбы).

Персонажи Священной истории в росписи собора размещаются в строгом порядке, обусловленном ходом литургии (богослужения).

Древнерусское искусство

Важное событие – введение христианства на Руси – единой государственной религии. Древнерусская живопись складывалась на основе византийских

Слайд 4Софийский собор в Киеве
Софийский собор в Киеве (1037 – нач. 1040

гг.) создан при Ярославе Мудром. Храм сделан по крестово-купольной схеме.
Софийский собор, выстроенный из плоского кирпича – плинфы, пятинефный храм с пятью апсидами, к которым примыкает два пояса галерей. Внутренние – двухэтажные, более узкие, а наружные – одноэтажные и широкие.
Лестничные башни располагаются несимметрично.
Доминирует главный купол; окруженный четырьмя меньшими за которыми расположены боковые более низкие купола. 13 куполов образуют пирамидальную композицию.

Софийский собор в Киеве (1037 – нач. 1040 гг.)

Софийский собор в Киеве. План

Софийский собор в Киеве. Продольный разрез

Апсида. Фрагмент

Софийский собор в Киеве (1037 – нач. 1040 гг.)

Софийский собор в КиевеСофийский собор в Киеве (1037 – нач. 1040 гг.) создан при Ярославе Мудром. Храм

Слайд 5Залитое светом центральное пространство украшено мозаиками, а боковые части были расписаны

фресками. Мозаики и фрески центрального нефа были созданы в 1043 – 1046 гг., в 60-х гг., были расписаны боковые нефы.
Византийская живопись оказала влияние на Киевскую монументальную живопись.
Суровые фигуры византийских святых со строгими аскетическими лицами противоречили полнокровным и жизнерадостным представлениям древних славян об окружающем мире, поэтому в русской живописи очень рано начинается ее переработка.

Софийский собор в Киеве

Интерьер

Залитое светом центральное пространство украшено мозаиками, а боковые части были расписаны фресками. Мозаики и фрески центрального нефа

Слайд 6С XI в. формируются местные образы, нехарактерные для византийского искусства. Русские

мастера изображали приземистые массивные фигуры, крупные лики, а также использовали тяжелые линии, плоскостное развертывание композиции, контрастную светотеневую лепку форм. Это обусловило внушительность и силу образов, их мгновенное эмоциональное воздействие.

Софийский собор в Киеве

"Благовещение": слева — архангел Гавриил, справа — дева Мария

С XI в. формируются местные образы, нехарактерные для византийского искусства. Русские мастера изображали приземистые массивные фигуры, крупные

Слайд 7"Христос-Вседержитель"
Систему куполов, столбов, арок, в Софийского собора, на которых в строгом

иерархическом порядке расположены фигуры святых, торжественно венчает пронизанный светом центральный купол с полуфигурой Христа Вседержителя (Пантократора).

Софийский собор в Киеве

В барабане центрального купола собора изображены апостолы.

По сторонам от него четыре архангела – небесное воинство.

На парусах – сидящие евангелисты – авторы Нового Завета: Матфей, Марк, Лука и Иоанн.


Слайд 8Всю конху (навершие) алтарной апсиды занимает фигура Богоматери Оранты (молящейся) высотой

4,5 м. В фигуре Оранты есть та мощь и полнокровность, которой не найти в византийской живописи.
Олицетворяя Софию (Премудрость), она господствует в храме, как символ Дома Премудрости, которым киевские князья считали не только свою церковь, но и земной город Киев.
Для людей – это Богоматерь-заступница. Она предстательствует перед Пантократором за «грехи человеческие».
Вишневый цвет мафория (покрывала), окутывающего ее голову и плечи, символизирует страдание.

Софийский собор в Киеве

Богоматерь Оранта

Всю конху (навершие) алтарной апсиды занимает фигура Богоматери Оранты (молящейся) высотой 4,5 м. В фигуре Оранты есть

Слайд 9Облик святых в мозаиках Софии Киевской близок к византийскому канону: удлиненный

овал лице, прямой длинный нос, маленький рот с тонкой верхней и пухлой нижней губой, огромные глаза, строгое, часто суровое выражение. Тем не менее некоторые святые, и особенно святители в апсиде производят впечатление портретных изображений.

Фреска "Святая Надежда"

Фреска "Святая Варвара"

Софийский собор в Киеве

Облик святых в мозаиках Софии Киевской близок к византийскому канону: удлиненный овал лице, прямой длинный нос, маленький

Слайд 10Хорошо сохранилась мозаика, расположенная в верхней части стены апсиды, «Евхаристия». Изображение

«Евхаристии» связано с обрядом причастия, когда, согласно учению, хлеб и вино чудесным образом претворяются в плоть и кровь Христа.
Справа и слева апостолы подходят к Христу, дважды изображенному в этой композиции, низко склоняются, протягивая к нему руки в жесте прошения, огромные глаза обращены к Спасителю, ждут евхаристии - соединения с Богом, обновления духовной жизни.
Повторяющийся ритм фигур, симметричное построение всей композиции, создают впечатление строгого порядка и торжественности.

Софийский собор в Киеве

Хорошо сохранилась мозаика, расположенная в верхней части стены апсиды, «Евхаристия». Изображение «Евхаристии» связано с обрядом причастия, когда,

Слайд 11В Софийском соборе есть и изображения конкретных исторических лиц; это в

центральном нефе собора на южной стороне представлены 4 дочери князя Ярослава, напротив этой фрески изображены сыновья князя. Изображения Ярослава и его жены не сохранились.

Софийский собор в Киеве

дочери князя Ярослава

сыновья князя Ярослава

Семья Ярослава Мудрого Ктиторская фреска Софийского собора в Киеве. Общий сид фрески. Реконструкция С.А. Высотского.

Ктиторскаая фреска с изображением членов семьи Ярослава Мудрого была написана на трех стенах центрального нефа: на южной – портреты сыновей, на северной – дочерей, в центре – Христос на троне, подле него князь Владимир, княгиня Ольга, Ярослав Мудрый и его жена Ирина. Ярослав Мудрый подносит Спасителю модель Софийского собора.

В Софийском соборе есть и изображения конкретных исторических лиц; это в центральном нефе собора на южной стороне

Слайд 12фреска "Музыкант"
фреска "Охота на медведя"
фреска "Охота на вепря"
фреска "Охота на белку"
"Скоморохи"
Царьградский

ипподром

Фрески башен Собора возникли при Владимире Мономахе (1113 – 1125). Их стиль отличен от стиля фресок времен Ярослава. Здесь показаны сцены придворной жизни, сцены охоты, состязания, цирковые представления, сцены на царьградском ипподроме.

Софийский собор в Киеве

Росписи повторяют аналогичные византийские, но здесь изображены приемы русской охоты, и изображены животные не известные в Византии.

фреска

Слайд 13Собор Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве
Мозаики собора Михайловского Златоверхого монастыря в

Киеве относятся к 1112 г. в сцене «Евхаристии» в фигурах нет тяжеловесности свойственной софийским мозаикам. Апостолы выше, стройнее, позы непринужденнее, лица более удлиненные, глаза не такие большие, взгляд спокойнее.


Софийский собор в Киеве «Евхаристия»

Собор Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве «Евхаристия»

Собор Михайловского Златоверхого монастыря в КиевеМозаики собора Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве относятся к 1112 г. в

Слайд 14Алимпий Печерский
Наряду с Византийскими мастерами в Киеве работали и русские. Дошло

имя одного из них – Алимпия Печерского (конец XI в.) — преподобный святой, киевский мозаичист, иконописец и ювелир конца XI века, ученик греческих мастеров.
Гробница его сохранилась в Киевских пещерах до наших дней.
Достоверные произведения Алимпия не сохранились.

Алимпий Печерский, иконописец

Алимпий ПечерскийНаряду с Византийскими мастерами в Киеве работали и русские. Дошло имя одного из них – Алимпия

Слайд 15Образы Богоматери

Образы Богоматери

Слайд 16Иконы Богоматери
Предание гласит, что первые иконы Богоматери были созданы еще при

ее жизни, что их написал один из апостолов, автор Евангелия Лука, и они были одобрены ею самой и послужили основой для всех дальнейших ее изображений.
Одна из трех первых икон Луки изображала Богородицу держащей Младенца в левой руке, правой же она указывает на Христа – тем самым указывает миру духовный путь; поэтому такое изображение Богородицы называют Одигитрией – Путеводительницей.
Одигитрия, написанная Лукой, носит имя Сумельской.
В левой руке Христа свиток с учением, а правая поднята в благословляющем жесте Творца и Владыки, который он обращает к миру, отвечая на материнскую мольбу.

Сумельская икона Божией матери

Дионисий «Одигитрия»,

Иконы БогоматериПредание гласит, что первые иконы Богоматери были созданы еще при ее жизни, что их написал один

Слайд 17«Елеуса» - «Умиление»
в начале XII в. в Киев из Константинополя

была привезена икона «Владимирская Богоматерь». имя «Владимирская» она получила на Руси, когда ее князь Андрей Боголюбский забрал с собой из Киева, отправляясь в северо-восточные земли. И здесь, во Владимире икона обрела свою славу. Изображение Марии и младенца в позах взаимного ласкания – распространенный в византийском искусстве тип изображения – по-гречески называлось «Елеуса», а по-русски обозначалось как «Умиление». Глубокая эмоциональность образов, тончайшая живопись сделала ее источником множества икон, где тип «Умиление» стал традиционным и излюбленным.
«Елеуса» - «Умиление» в начале XII в. в Киев из Константинополя была привезена икона «Владимирская Богоматерь». имя

Слайд 18«Оранта»
С древнейших времен существовал в древнерусском искусстве тип изображения Богоматери, который

называется «Оранта» (по-латински – «молящаяся»). Богородица изображается здесь одна, в полный рост, с молитвенно воздетыми вверх руками. Не за один народ, а за весь род человеческий молит Богородица, и воздетые руки стали символом этой вечной, несущей миру надежду и защиту молитвы. Имя «Нерушимая стена» получили эти изображения на Руси. По древней традиции их помещали в конхе (навершии) алтаря – главного места в храме.
«Оранта»С древнейших времен существовал в древнерусском искусстве тип изображения Богоматери, который называется «Оранта» (по-латински – «молящаяся»). Богородица

Слайд 19«Богоматерь Великая Панагия»
Со временем в изображениях Богоматери Оранты стали располагать на

ее груди диск, где, окруженный сиянием славы, представал младенец Иисус Христос, возникал как бы знак того таинственного воплощения от нее всемогущего Бога, которое дало ей мощь Владычицы мира и нерушимую силу ее молитве. Этот тип изображения получил в Византии название «Богоматерь Великая Панагия» («Панагия» по-гречески – «Всесвятая»).
«Богоматерь Великая Панагия»Со временем в изображениях Богоматери Оранты стали располагать на ее груди диск, где, окруженный сиянием

Слайд 20«Знамение»
Полуфигурные изображения Богоматери с вочеловечившимся от нее младенцем в лоне, получили

на Руси название «Знамение», т.е. знак, так как знаком спасения, знаком начала новой жизни было воплощение сына от Девы, о чем писали еще в древних библейских пророчествах.

«Знамение»Полуфигурные изображения Богоматери с вочеловечившимся от нее младенцем в лоне, получили на Руси название «Знамение», т.е. знак,

Слайд 21«Деисус»
В молении представляют Богоматерь не только иконы типа «Оранты», но и

изображения из композиции «Деисус» (по-гречески «моление»). Богородица предстает в Деисусе передающей Спасу людскую молитву.

Богоматерь. Первая треть XVI в.

Богоматерь Из Деисусного Чина.

«Деисус»В молении представляют Богоматерь не только иконы типа «Оранты», но и изображения из композиции «Деисус» (по-гречески «моление»).

Слайд 22На иконах с раннехристианских времен, Мария изображена закутанной в темно-вишневый плащ

– мафорий – одежду замужних палестинских женщин, а на мафории – звезды, знаки ее девства, чудесно сохраненного «до рождества, в рождестве и по рождестве». Черты Богоматери описанные в древнем апокрифе гласили, что у Марии «лик был смуглый и овальный, волосы цвета зрелой пшеницы, рот алый, глаза в форме плодов миндаля и руци тонкостью источены».
Младенец изображался окутанным золотыми одеждами, через плечо проходит клав – особая полоса, традиционный византийский символ царской власти, ставший и символом власти «Небесного Царя».

Венчальная икона

На иконах с раннехристианских времен, Мария изображена закутанной в темно-вишневый плащ – мафорий – одежду замужних палестинских

Слайд 23Вопросы для повторения
Какое искусство называется древнерусским?
Когда Киев стал центром Русского государства?
Когда

был построен Софийский собор? По какой схеме?
Сколько у него куполов?
Что использовано для оформления внутреннего пространства?
Чье изображение находится в конхе алтарной апсиды?
Есть ли в соборе изображения конкретных исторических лиц? Если есть то чьи?
Чем отличаются мозаики Михайловского Златоверхого монастыря от мозаик Софийского собора?
Кого из русских мастеров того периода ты можешь назвать?
К какому типу относится икона «Владимирской Богоматери»?

искусство периода феодализма X–XII вв.

во второй половине IX в.

1037 – нач. 1040 гг. по крестово-купольной схеме

13 куполов

Мозаики и фрески

Богоматери Оранты

дочери и сыновья князя Ярослава

в фигурах нет тяжеловесности свойственной софийским мозаикам

Алимпий Печерский

«Умиление»

Вопросы для повторенияКакое искусство называется древнерусским?Когда Киев стал центром Русского государства?Когда был построен Софийский собор? По какой

Слайд 24Кроссворд: Киевская Русь
По горизонтали:
5. Пространство между колоннами;
6. Картина, написанная

красками по сырой штукатурке;
8. Полукруглое углубление вверху алтарной апсиды - навершие;
10. Прозвище князя Ярослава;
11. Узор, выложенный из цветных кусочков камня, смальты;
12. Богоматерь молящаяся.
По вертикали:
1. Христос Вседержитель;
2. Собор с тринадцатью куполами находящийся в Киеве;
3. Полукружие с восточной стороны храма;
4. Причащение апостолов;
7. Киевский мастер, имя которого дошло до наших дней;
9. Тип иконы «Владимирская богоматерь».

н

е

ф

р

е

с

к

а

к

о

н

х

а

м

у

д

р

ы

й

м

о

з

а

и

к

а

о

р

а

н

т

а

П

а

н

т

о

к

а

т

р

с

о

и

й

с

и

й

а

п

и

д

а

е

в

а

р

и

с

и

я

л

и

п

и

й

у

и

л

е

н

и

е

Кроссворд: Киевская РусьПо горизонтали: 5. Пространство между колоннами; 6. Картина, написанная красками по сырой штукатурке; 8. Полукруглое

Слайд 25Кроссворд: Типы икон.
По вертикали:
1. Богоматерь Всесвятая;
2. Богоматерь Молящаяся (по

лат.);
4. Богоматерь Умиление (по греч.).
По горизонтали:
2. Богоматерь Путеводительница;
3. Один из типов Богоматери;
5. Богоматерь Моление (по греч.).

п

а

н

а

г

и

я

о

р

а

н

т

а

е

л

у

с

а

е

д

и

т

р

и

я

и

з

а

м

н

и

е

д

е

и

с

с

Кроссворд: Типы икон.По вертикали: 1. Богоматерь Всесвятая; 2. Богоматерь Молящаяся (по лат.); 4. Богоматерь Умиление (по греч.).По

Слайд 26Кроссворд: «Спрятанное слово»
1. Богоматерь Умиление;
2. Полукруглое навершие алтарной апсиды;
3.

Плоский кирпич, из которого делали соборы;
4. Темно – вишневый плащ Богоматери;
5. Русский князь, прозванный Мудрым.

Заполнив горизонтальные строки, прочтите в вертикальной выделенной строке слово «мудрая» по-гречески:

е

л

е

у

с

а

к

о

н

х

а

п

л

и

н

ф

а

м

а

ф

о

р

и

й

я

р

о

с

л

а

в

Кроссворд: «Спрятанное слово»1. Богоматерь Умиление; 2. Полукруглое навершие алтарной апсиды; 3. Плоский кирпич, из которого делали соборы;

Слайд 271. Богоматерь Всесвятая;
2. Богоматерь Умиление;
3. Один из типов богоматери;


4. Богоматерь молящаяся;
5. Богородица;
6. Столица Древней Руси;
7. Богоматерь Путеводительница;
8. Плоский кирпич;
9. Богоматерь Великая Панагия;
10. Богоматерь Одигитрия;
11. Причащение апостолов.

Кроссворд: «Спрятанное слово»

Заполнив горизонтальные строки, прочтите в вертикальной выделенной строке слово «Вседержитель» по-гречески:

п

а

н

а

г

и

я

е

л

у

с

а

е

н

е

з

а

м

н

и

е

р

а

т

а

о

н

б

о

о

г

м

а

т

е

р

ь

к

и

е

в

г

о

д

и

т

р

и

я

и

п

л

и

н

ф

а

в

с

е

с

в

я

т

а

я

п

у

т

е

в

о

д

и

т

е

л

ь

н

и

ц

а

х

т

е

в

а

р

и

с

и

я

1. Богоматерь Всесвятая; 2. Богоматерь Умиление; 3. Один из типов богоматери; 4. Богоматерь молящаяся; 5. Богородица; 6.

Слайд 28Источники
История русского искусства: 1 т.–М.: Изобраз. Искусство, 1991, С. 8–14;
Барская

Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи, - М.: Просвещение, 1993.
http://www.ilovegreece.ru/about-greece/orthodoxy/miraculous-icons/icon-of-st-luke-brush
ИсточникиИстория русского искусства: 1 т.–М.: Изобраз. Искусство, 1991, С. 8–14; Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть