Презентация, доклад на тему Искусство Франции XVII века. возвышенность, торжественность, нравственная чистота искусства Николя Пуссена. Луи Ленен и Жорж де Латур – представители реалистической живописи (презентация)

Содержание

Историческая ситуация во Франции в 17 в.В XVII столетии во Франции установилась особая форма государственного устройства - абсолютизм. Знаменитая фраза короля Людовика XIV (1643—1715 гг.) «Государство — это я» имела под собой весомое основание: преданность монарху

Слайд 1ИСКУССТВО ФРАНЦИИ XVII ВЕКА. ВОЗВЫШЕННОСТЬ, ТОРЖЕСТВЕННОСТЬ, НРАВСТВЕННАЯ ЧИСТОТА ИСКУССТВА НИКОЛЯ ПУССЕНА.

ЛУИ ЛЕНЕН И ЖОРЖ ДЕ ЛАТУР – ПРЕДСТАВИТЕЛИ РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ.

Презентацию подготовила преподаватель истории искусств МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай Джасте Саида Юрьевна

ИСКУССТВО ФРАНЦИИ XVII ВЕКА. ВОЗВЫШЕННОСТЬ, ТОРЖЕСТВЕННОСТЬ, НРАВСТВЕННАЯ ЧИСТОТА ИСКУССТВА НИКОЛЯ ПУССЕНА.  ЛУИ ЛЕНЕН И ЖОРЖ ДЕ

Слайд 2Историческая ситуация во Франции в 17 в.
В XVII столетии во Франции

установилась особая форма государственного устройства - абсолютизм. Знаменитая фраза короля Людовика XIV (1643—1715 гг.) «Государство — это я» имела под собой весомое основание: преданность монарху считалась верхом патриотизма.
Королевской власти подчинялась и религиозная жизнь страны. Католическая церковь во Франции стремилась быть независимой от Папы Римского и во многих вопросах действовала самостоятельно.
Историческая ситуация во Франции в 17 в.В XVII столетии во Франции установилась особая форма государственного устройства -

Слайд 3ИСКУССТВО ФРАНЦИИ XVII ВЕКА
К этой эпохе относятся крупные достижения французской науки, особенно

математики и физики. Развитие французского изобразительного искусства можно разделить на два этапа хронологически совпадающих с 1-й и 2-й половинами 17 в. Их характер определяется особенностями исторического развития Франции в этот период.
Культурные силы Франции 17-18 вв. на очень большую долю поглощались королевским двором. Не случайно сложилась традиция в искусствоведческой литературе связывать стилистические этапы французского искусства этого времени с именами королей. Так 2-ю половину 17 в. именуют «стилем Людовика XIV» – это самый пышный репрезентативный «большой стиль», барокко на французский лад, более упорядоченное, академическое, не столь церковное, сколь светское, барокко в синтезе с классицизмом.
ИСКУССТВО ФРАНЦИИ XVII ВЕКАК этой эпохе относятся крупные достижения французской науки, особенно математики и физики. Развитие французского

Слайд 4Живопись
В ЖИВОПИСИ Франции этого периода существовали три направления:

«ПРИДВОРНАЯ ШКОЛА»
«РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА»
«ШКОЛА

КЛАССИЦИЗМА»
Живопись В ЖИВОПИСИ Франции этого периода существовали три направления:«ПРИДВОРНАЯ ШКОЛА»«РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА»«ШКОЛА КЛАССИЦИЗМА»

Слайд 5Придворная школа
Жанр парадного портрета
формировался силами придворных живописцев на основе барочной

живописи – тип пышного идеализированного, льстивого портрета.

Гиацинт Риго
Портрет Людовика ХIV (1702)


Придворная школаЖанр парадного портрета формировался силами придворных живописцев на основе барочной живописи – тип пышного идеализированного, льстивого

Слайд 6Реалистическая школа
Развитие реалистической живописи связано с творчеством Жоржа де Латура (1593-1652),

который работал в 1-й половине 17 в., Он, трактовал религиозные сюжеты как бытовые жанры.
Его творчество сформировалось под влиянием Караваджо и нидерландских (утрехтских) караваджистов.
Среди ранних произведений Латура – жанровые сцены («Шулер», «Гадалка»; «Ловля блох»).

Жорж де Латур. Шулер. (ок. 1633-1640)

Гадалка (1630-1339)

Ловля блох (1620-е гг.)

Реалистическая школаРазвитие реалистической живописи связано с творчеством Жоржа де Латура (1593-1652), который работал в 1-й половине 17

Слайд 7Жорж де Латур
Важнейшим эмоциональным началом в картинах Латура, выдержанных преимущественно в

киноварно-коричневой цветовой гамме, становится ровное сияние свечи или факела, рассеивающее густой мрак.
Религиозные композиции Латура, отмеченные обобщенностью форм, благородной сдержанностью эмоций и проникновенно-созерцательным настроением, носят характер сцен из обыденной жизни («Новорождённый», или «Рождество», около 1630, «Иосиф-плотник», 1640-е г. и др.).
Искусство Жоржа де Латура было после его смерти совершенно забыто и открыто заново лишь в начале 20 в.

Жорж де Латур Новорожденный (1630-1640)

Иосиф-плотник 1640-1647

Магдалина с коптящим светильником (1638-1640)

Явление ангела Святому Иосифу (1628-1645)

Жорж де ЛатурВажнейшим эмоциональным началом в картинах Латура, выдержанных преимущественно в киноварно-коричневой цветовой гамме, становится ровное сияние

Слайд 8Братья Ленен
Приписываемые Антуану Ленену безыскусственные групповые портреты на медных досках дробны

по композиции и однообразны по характеристикам.

Антуан Ленен, Семейный портрет (1642)

к 1 половине 17 в. относится деятельность троих братьев Ленен, Ле Нен: Антуана (1588–25.5.1648), Луи (1593–23.5.1648), Матье (1607– 20.4.1677). С конца 1620-х гг. они имели общую мастерскую в Париже и часто работали совместно.

Антуан, Луи и Матье Ленен. Христос в Эммаусе

Антуан, Луи и Матье Ленен. Поклонение пастухов и Распятие

Братья ЛененПриписываемые Антуану Ленену безыскусственные групповые портреты на медных досках дробны по композиции и однообразны по характеристикам.Антуан

Слайд 9Луи Ленен «Кузница»
Луи Ленен «Отдых всадника», 1640
Самым выдающимся из них

был Луи Ленен, ученик Антуана. В 1630-е гг. он испытал влияние караваджизма, писал преимущественно сцены из крестьянской жизни.
Его герои серьёзны, наделены высоким чувством собственного достоинства. Чёткие композиционные построения, часто имеющие в своей основе мотив предстояния, пластическая завершённость формы, благородство серебристо-серой гаммы определяют ясный эмоциональный строй его картин. Луи Ленен монументализирует обыденное явление, придаёт фигурам крестьян торжественную значительность, не утрачивая при этом полноты жизненной характеристики.

Братья Ленен

Луи Ленен «Возвращение с сенокоса», 1641

Луи Ленен «Трапеза крестьян», 1642

Луи Ленен «Кузница» Луи Ленен «Отдых всадника», 1640Самым выдающимся из них был Луи Ленен, ученик Антуана. В

Слайд 10Уже сама их тематика для того времени необычна: он писал сцены

из жизни крестьян, не маскируя их мифологическими сюжетами, но и не придавая им оттенка фламандской бурлескности.
В Эрмитаже находится одна из лучших картин Луи Ленена – «Семейство молочницы» (1640-е гг.). это не «святое семейство», а обыкновенная крестьянская семья – пожилые родители и двое детей, - но в их спокойных фигурах есть нечто человечески священное. Нет суетливости «жанровой» сцены – они просто стоят рядом со своим терпеливым осликом на фоне высокого неба и расстилающегося внизу пейзажа сельской Франции.
Невольно воображаешь себе как день за днем, год за годом, поколение за поколением такие же люди каждое утро поднимались к своему будничному труду. Как бесконечно далека от показных парадов – тихая суровая жизнь. Родители преждевременно состарились, а дети преждевременно повзрослели и стали серьезными.

Луи Ленен «Семейство молочницы» (1640-е гг.).

Уже сама их тематика для того времени необычна: он писал сцены из жизни крестьян, не маскируя их

Слайд 11Матье Ленен «Игроки в триктрак»
Братья Ленен
Матье Ленен сначала работал в крестьянском

жанре («Игроки в триктрак»). Позднее писал главным образом сцены из дворянского быта. Серьезно, с глубоким уважением братья Ленен писали людей «4-го разряда третьего сословия». Они не только увидели в крестьянах полноценных людей, но сумели выразить в их образах высокую меру человеческого достоинства.

Матье Ленен. Аллегория победы. 1635.

Матье Ленен «Игроки в триктрак»Братья ЛененМатье Ленен сначала работал в крестьянском жанре («Игроки в триктрак»). Позднее писал

Слайд 12Во 2-й половине 17 в. больших художников типа Латура и Лененов

не появлялось: при «короле-солнце» диктатура придворных вкусов стала почти всепоглощающей.
В 1648 г. была основана Королевская Академия живописи и скульптуры, отныне вокруг нее группировались все художественные силы; с 60-х гг. Академия полностью подчинилась двору, а в 1671 г. образовалась и Академия архитектуры. Для архитектуры диктат не был столь сковывающим как для станковой живописи. Так как Италия оставалась отправной точкой для французского искусства, то при дворе по-прежнему работали итальянские мастера, а большинство крупных французских художников подолгу жили в Италии. Пуссен провел в Риме почти всю жизнь.
Во 2-й половине 17 в. больших художников типа Латура и Лененов не появлялось: при «короле-солнце» диктатура придворных

Слайд 13ФРАНЦИЯ XVII ВЕК
Классицизм формировался как противоположное направление по отношению к пышному

и виртуозному искусству барокко. Но, когда во второй половине XVII века классицизм стал официальным искусством абсолютистской монархии, он вобрал в себя элементы барокко.

КЛАССИЦИЗМ (от лат. сlassicus)
- ОБРАЗЦОВЫЙ

ФРАНЦИЯ XVII ВЕККлассицизм формировался как противоположное направление по отношению к пышному и виртуозному искусству барокко. Но, когда

Слайд 14Классицизм
Классицизм - стилистическое направление в европейском искусстве, важнейшей чертой которого было

обращение к античному искусству как эталону и опора на традиции гармоничного идеала Высокого Возрождения.

В изобразительном искусстве и архитектуре проявились
общие эстетические принципы
использование образов и мотивов античного и ренессансного искусства;
искусство подчиняется разуму, так как по законам разума творили античные мастера;
искусство должно быть строгим и математически выверенным;
подчинение чувства долгу, подчинение интересов личности интересам общества;
спокойствие в эмоциях и страстях;
достоинство и рационализм (разумные действия) в поступках;
идеализация героических образов;
классицисты стремились к скульптурной четкости форм, завершенности рисунка, к ясности и уравновешенности композиции.
тяготение к отвлеченной идеализации, отрыв от конкретных образов современности.
КлассицизмКлассицизм - стилистическое направление в европейском искусстве, важнейшей чертой которого было обращение к античному искусству как эталону

Слайд 15Школа классицизма
Крупнейшей фигурой классицизма был художник и теоретик Никола Пуссен (1594–1665)
Принцип

глубокой содержательности искусства, которому неизменно следовал Пуссен стал краеугольным камнем эстетики классицизма. Он изучал античное искусство, а также произведения Рафаэля, Тициана, художников маньеризма школы Фонтенбло, мастеров болонской школы, занимался перспективой, а также анатомией и математикой.
Школа классицизмаКрупнейшей фигурой классицизма был художник и теоретик  Никола Пуссен (1594–1665)Принцип глубокой содержательности искусства, которому неизменно

Слайд 16Никола Пуссен стал основоположником искусства классицизма,
стиля, в основе которого
лежит

преклонение перед античностью.
Пуссен обращался к образам античных героев, видя
в этом высокую воспитательную цель искусства - использовать достойные примеры
деяний граждан древности в назидание современникам.

Пуссен мечтал о справедливом и просвещенном обществе, о возрождении античной гармонии человека и природы.

Художник обращался к мифологическому, историческому, религиозному жанрам живописи, а также к жанру пейзажа.

Школа классицизма

Никола Пуссен стал основоположником искусства классицизма, стиля, в основе которого лежит преклонение перед античностью.Пуссен обращался к образам

Слайд 17Стараясь найти для каждого сюжета свой композиционный и колористический строй, Пуссен

создаёт произведения, предвосхищающие суровую гражданственность позднего классицизма,

Смерть Германика (1627) Художник показывает трагическую гибель древнеримского героя.

полотна в духе барокко,

Мученичество св. Эразма (1600–04)

Пуссен изобразил страшную сцену: палачи вытягивают внутренности главного героя, наматывая их на лебедку. Плотная композиция создает повышенное напряжение, которое усиливается эмоциями и жестами персонажей. Лицо Эразма искажено мукой, жрец порывисто указывает на статую Геракла, то есть языческого идола, пытаясь объяснить святому, за неуважение к кому он терпит страдания. Мучители исполнены ярости и в то же время со знанием дела выполняют свою работу. Но в небе над Эразмом парят ангелы, неся лавровый венок, обычно венчающий тех, кто снискал добрую славу своими деяниями, и пальмовую ветвь - символ триумфа.

просветленно-поэтичные картины на мифологические и литературные темы, отмеченные особой активностью цветового строя, близкого традициям венецианской школы.

Спящая Венера. 1626

Эхо и Нарцисс. 1628-30

Ринальдо и Армида

Царство Флоры, 1630-1631

Танкред и Эрминия

Сочный, горячий колорит, золотистый свет, свободная техника, а главное – особая поэтическая интонация этих картин родственны искусству венецианских художников, прежде всего Тициана.

Стараясь найти для каждого сюжета свой композиционный и колористический строй, Пуссен создаёт произведения, предвосхищающие суровую гражданственность позднего

Слайд 18Более четко классицистические принципы Пуссена выявляются в полотнах 2-й половины 30-х

гг. («Похищение сабинянок», 1635; «Израильтяне, собирающие манну», 1637–39). Царящий в этих произведениях чеканный композиционный ритм воспринимается как непосредственное отражение разумного начала, умеряющего низменные порывы и придающего величие благородным поступкам человека.

«Похищение сабинянок», 1635

«Израильтяне, собирающие манну», 1637–39

Более четко классицистические принципы Пуссена выявляются в полотнах 2-й половины 30-х гг. («Похищение сабинянок», 1635; «Израильтяне, собирающие

Слайд 19К концу 30-х гг. Пуссен приобрел большую известность его слава достигла

Парижа и после настойчивых приглашений от имени короля в 1640 г. он приезжает на родину и работает в Париже при дворе Людовика XIII («Время спасает Истину от посягательств Зависти и Раздора», 1641–42).

«Время спасает Истину от посягательств Зависти и Раздора», 1641–42

К концу 30-х гг. Пуссен приобрел большую известность его слава достигла Парижа и после настойчивых приглашений от

Слайд 20Интриги придворных художников во главе с Симоном Вуэ побуждают Пуссена вернуться

в 1642 г. в Рим и уже не покидает его до конца жизни. Этико-философский пафос его творчества усиливается в работах 2-го римского периода («Моисей, иссекающий воду из скалы»; «Элиазар и Ревекка»; обе – около 1648;

«Моисей, иссекающий воду из скалы» 1648

«Элиазар и Ревекка»; обе – около 1648

Интриги придворных художников во главе с Симоном Вуэ побуждают Пуссена вернуться в 1642 г. в Рим и

Слайд 21«Аркадские пастухи» 1650; «Отдых на пути в Египет», 1658). Обращаясь к

античным сюжетам или уподобляя библейских и евангельских персонажей героям классической древности, Пуссен строго отбирает художественные средства для убедительного выявления морального смысла той или иной ситуации. Герои его картин – люди непоколебимой нравственной силы, исполненные сознания своего долга.

«Аркадские пастухи» 1650

«Отдых на пути в Египет», 1658

«Аркадские пастухи» 1650; «Отдых на пути в Египет», 1658). Обращаясь к античным сюжетам или уподобляя библейских и

Слайд 22Стоическим спокойствием, верой в высокое достоинство труда художника проникнут римский автопортрет

Пуссена (1650).
Стоическим спокойствием, верой в высокое достоинство труда художника проникнут римский автопортрет Пуссена (1650).

Слайд 23С 1640-х гг. Пуссена всё чаще увлекают образы природы. Развивая принципы

идеального пейзажа, он представляет природу воплощением совершенства и целесообразности; вводит в пейзаж мифологические персонажи, как бы олицетворяющие различные стихии («Пейзаж с Полифемом», 1649; «Орион», 1650–55), использует библейские и евангельские сказания, выражая (в духе стоицизма) мысль о высшей необходимости или судьбе как начале, регулирующем взаимоотношения человека и окружающего мира («Св. Иоанн на Патмосе», 1644–45).

«Пейзаж с Полифемом», 1649

«Орион», 1650–55

«Св. Иоанн на Патмосе», 1644–45

С 1640-х гг. Пуссена всё чаще увлекают образы природы. Развивая принципы идеального пейзажа, он представляет природу воплощением

Слайд 24"Пейзаж с Полифемом" - любовная песнь великана на вершине скалы, перефразированная

языком живописи в светлую хвалу безмятежным радостям земли.
В греческой мифологии Полифем - страшный и кровожадный великан с одним глазом, над безобразием которого смеются все девушки. Он живет в пещере, где у него сложен очаг, доит коз, делает творог, питается сырым мясом. Сюжетом картины Н. Пуссен избирает поэтическое изложение мифа о Полифеме по мотивам "Матаморфоз" Овидия, где одноглазый гигант олицетворяет собой разрушительные силы природы.
У Н. Пуссена центральное место занимает могучая фигура Полифема. Влюбившись в морскую нимфу Галатею, он слагает в ее честь песни, моля нимфу о любви.
Укрощенный возвышенным чувством, этот гигант перестал крушить скалы, ломать деревья, топтать посевы и топить корабли. Забравшись на прибрежные скалы и положив у ног сосну, которая служила ему посохом, Полифем заиграл на своей стогласой свирели. 
И она, издававшая до сих пор лишь дикие, пугающие звуки, запела пленительную песнь любви. Заслушались Полифема нимфы гор, лесов и рек, веселые и проказливые сатиры, а пахари даже оставили свои полевые работы.
Как завороженные, стоят скалы, застыли деревья и облака, вся природа успокоилась, в ней воцарились мир, гармония и порядок. 
Именно в этом и заключается философское содержание "Пейзажа с Полифемом", Н. Пуссен и хотел показать Природу, в которой разумное начало заступило на место хаоса и бурного разгула стихийных сил природы. Ни в каком другом произведении художника с такой силой не ощущается пантеистическая вера древних в то, что мертвой природы нет, что вся она - дух и божество, носительница прекрасного разума.
В "Пейзаже с Полифемом" изображен мир пепельно-зеленых лесов, в которых скрываются дриады; неподвижных скал, где прячутся пугливые ореады; мир кристально чистых ручьев, где на берегах резвятся наяды, тела и одежда которых переливаются голубоватыми отблесками водных струй.


Слайд 25ЦИКЛ "ВРЕМЕНА ГОДА"
Вершиной пейзажного мастерства стала серия из 4 картин на

тему времён года (около 1660–65). Неотвратимое движение природы от жизни к смерти, от цветения к увяданию неотделимо от человеческих судеб, воплощенных в эпизодах библейской легенды. В «Весне» на фоне роскошной райской природы изображены Адам и Ева. «Лето» – сцена жатвы. Встреча Руфи и Вооза. «Осень» - Под темным облачным небом работники завершают сбор урожая. На первом плане картины Авраам с Лотом уносят огромную гроздь винограда. В завершающем эту серию полотне «Зима, или Потоп» размышление о бренности жизни поднято на высоту общечеловеческой трагедии.

Весна. Рай.

Лето. Руфь

Осень. Исход

Зима. Потоп

ЦИКЛ

Слайд 26Теория модусов Никола Пуссена
Классицистическое кредо Пуссена выражено и в его мыслях

об искусстве – Пуссен разработал собственную теорию модусов для живописи, взяв за основу систему музыкальных ладов Аристотеля.
- Строгий «дорийский лад» применялся им для воплощения темы нравственного подвига и, как писал сам Пуссен, «для изображения сюжетов важных, строгих и полных мудрости».
- Печальный ''лидийский лад» использовался при реализации темы идиллии, тронутой печалью.
- Нежный "эолийский лад» передавал тему нежности, мягкости, легкости, «наполнявшую души зрителей радостью».
- Радостный «ионийский лад» воплощал тему безудержного веселья и бурных эмоции.
- Бурный «фригийский лад» отражал тему драматического характера, являясь «мощным неистовым, приводящим людей в изумление».
Теория модусов Никола ПуссенаКлассицистическое кредо Пуссена выражено и в его мыслях об искусстве – Пуссен разработал собственную теорию

Слайд 27Созданный Пуссеном классический стиль получает дальнейшее развитие во французском Изобразительном Искусстве.

Многие последователи воспринимали лишь внешние художественные принципы его искусства. Подлинным его продолжателем явился в конце 18 в. Жак Луи Давид, создатель французского революционного классицизма.

"Жизнь Пуссена отражена в его творениях и так же красива и благородна, как и они. Это прекрасный пример для всех, кто решил посвятить себя искусству."
(Делакруа)

Созданный Пуссеном классический стиль получает дальнейшее развитие во французском Изобразительном Искусстве. Многие последователи воспринимали лишь внешние художественные

Слайд 28Вопросы для повторения:
На какой век приходится время расцвета французской культуры?
С чем

связаны в искусствоведческой литературе стилистические этапы французского искусства?
Под чьим влиянием сформировалось творчество Жоржа Де Латура?
Что является важнейшим эмоциональным началом в картинах Латура?
Какова колористическая гамма картин Жоржа де Латура?
Кто был самым выдающимся из братьев Ленен?
Когда были основаны Королевская Академия живописи и скульптуры во Франции?
А Академия архитектуры?

17 в

С именами королей

Караваджо и нидерландских (утрехтских) караваджистов

ровное сияние свечи или факела, рассеивающее густой мрак

киноварно-коричневая

Луи Ленен

В 1648 г.

В 1671 г

Вопросы для повторения:На какой век приходится время расцвета французской культуры?С чем связаны в искусствоведческой литературе стилистические этапы

Слайд 29Искусство какой страны оставалось отправной точкой для французского искусства?
Что такое «классицизм»?
Кто

был основоположником и крупнейшим представителем классицизма во французской живописи 17 в.?
В какой картине Пуссен вводит в пейзаж мифологические персонажи, как бы олицетворяющие различные стихии?
Какое произведение стало вершиной пейзажного мастерства Пуссена?
Кто явился подлинным продолжателем классицизма Пуссена?

Италии

(Образцовый) новое «возрождение» античности

Никола Пуссен

«Пейзаж с Полифемом»

серия из 4 картин на тему времен года

Жак Луи Давид

Вопросы для повторения:

Искусство какой страны оставалось отправной точкой для французского искусства?Что такое «классицизм»?Кто был основоположником и крупнейшим представителем классицизма

Слайд 30Источники
Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. – М.: Искусство. – Вып.

2, 1990, С. 219–232.
https://muzei-mira.com/kartini_francii/346-chetyre-vremeni-goda-osen-nikola-pussen.html
http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post84918282
http://www.liveinternet.ru/users/lviza_neo/post384672339
http://www.liveinternet.ru/users/stewardess0202/post355260128
http://lyarder.livejournal.com/49680.html
http://www.liveinternet.ru/users/andre_art/post153714080
http://www.liveinternet.ru/users/waage/post237841276/
http://www.liveinternet.ru/users/stewardess0202/post381243066#

Источники Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. – М.: Искусство. – Вып. 2, 1990, С. 219–232.https://muzei-mira.com/kartini_francii/346-chetyre-vremeni-goda-osen-nikola-pussen.htmlhttp://www.liveinternet.ru/users/2010239/post84918282http://www.liveinternet.ru/users/lviza_neo/post384672339http://www.liveinternet.ru/users/stewardess0202/post355260128http://lyarder.livejournal.com/49680.htmlhttp://www.liveinternet.ru/users/andre_art/post153714080http://www.liveinternet.ru/users/waage/post237841276/http://www.liveinternet.ru/users/stewardess0202/post381243066#

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть