Слайд 1Художественная культура Китая
Слайд 2Китай все страны мира превзошел,
Во всех искусствах до вершин дошел.
Алишер
Наваи
Слайд 3На культуру Китая существенным образом повлияло отношение к природе, как органичному
целому, живущему по своим законам. В китайском искусстве человек лишь малая частица природы Значительное влияние на развитие культуры оказали религиозно-философские учения, и в первую очередь конфуцианство и буддизм.
Слайд 4ШЕДЕВРЫ КИТАЙСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ
Особенностью китайского зодчества является искусное, тщательно продуманное расположение зданий
на фоне природы, умение найти для них наиболее живописное и в то же время естественное место.
Слайд 5 Наиболее высокого развития художественная культура древнего Китая достигла в период
Цинь и Хань (III век до нашей эры – III век н.э.) Самым главным памятником эпохи стало сооружение Великой китайской стены.
Слайд 10Великая китайская стена – IV –III вв. до н. э. –
XV в. 5 тыс. км вдоль всей северно-западной границы. По верху проложена дорога шириной в 5 – 8 м, каждые 100 – 150 м по всей длине расположены массивные прямоугольные башни. Олицетворяет мощь великой китайской державы.
Слайд 11Монастырь Юньган принадлежит к шедеврам мировой архитектуры. Почти 2 км тянется
скала высотой 60 м, в которой на разной высоте находится свыше 20 пещер. Некоторые из них достигают высоты 1 5 м и удалены вглубь скалы на 9 – 10 м. Каждая из пещер посвящена определенному буддийскому божеству. Внутри заполнена множеством скульптурных изображений святых и рельефами на темы буддийских сказаний и легенд.
Слайд 14Снаружи скала украшена барельефами и колоссальными статуями Будды, запечатленного в состоянии
самоуглубления и покоя.
Слайд 15В период раннего средневековья появился на земле совершенно новый вид архитектурного
сооружения – пагода. ПАГОДА – буддийское мемориальное сооружение и хранилище реликвий, имеет вид павильона или многоярусной башни, возникла в Китае.
Слайд 16Одна из лучших пагода Даяньта (или Большая Пагода Диких Гусей).
64м
высотой. 7 этажей, отделенных друг от друга карнизами, сужаются к вершине пагоды, подчеркивая ее устремленность к небу. Иллюзию высоты еще в большей степени создают закругленные к верху окна, расположенные в центре каждого яруса.
Слайд 17Основной формой культовых и жилых зданий в Китае является прямоугольный в
плане деревянный павильон, главной особенностью которого – большие резные кронштейны, поддерживающие крышу. ПАВИЛЬОН - небольшая легкая отдельностоящая постройка открытого характера, связанная с природой.
Слайд 18Высокая, двух- или четырехскатная крыша – характерный элемент китайской архитектуры. Скаты
крыш имеют сложную изогнутую форму, ее концы на углах загибаются вверх. На коньках крыши и на ребрах укреплялись керамические фигурки с изображением фантастических животных и драконов, а позднее к краям крыши стали подвязывать колокольчики.
Слайд 19Эмблемой Китая стал Храм Неба в Пекине.
Слайд 20Садово-парковый комплекс Бейхай в Пекине.
В симметричную планировку Императорского сада включены
горки, бамбуковые рощи. Посадки из редкостных деревьев и кустарников, изящные павильоны и беседки, около 700 мозаичных панно, коллекция камней.
Слайд 24Скульптура Китая
Скульптура всегда пользовалась особой популярностью в Китае.
Погребальный ансамбль в провинции
Шэньси
Слайд 27В подземных коридорах погребального комплекса было обнаружено 10-тысячное войско, выполненное из
терракоты. Солдаты и офицеры, лучники и пехотинцы, колесничие и всадники в натуральную величину, с полным военным снаряжением. Все фигуры отличаются удивительным правдоподобием и разнообразием движений. Здесь было обнаружено более 130 глиняных колесниц и 500 скульптур лошадей. Построенное в боевом порядке терракотовое войско предано охраняло покой своего правителя.
Слайд 28Погребальный ансамбль близ Сиань украшают скульптурные произведения, в которых были воспроизведены
сцены придворной жизни. Это танцовщицы, модницы, танцоры и музыканты, слуги и кочевники. Особенного совершенства достигли скульпторы в изображении животных.
Слайд 29Характерной особенностью китайской скульптуры является его теснейшая связь с буддийской религией.
В буддийских храмах сохранились скульптуры воинов – охранителей, буддийских святых – ботисатв, самого Будды.
Слайд 30Статуя Будды Вайрочаны (Владыки Космического Света) в пещерном монастыре Лунмэнь (Ворота
дракона).
Слайд 31до сих пор воспринимается как величественный символ буддийской религии. Она высечена
высоко в горах в пещерном монастыре Лунмэнь (Ворота дракона). Спокойное, бесстрастное лицо выражает представление о человеческом достоинстве и духовной силе. Огромные нимбы кругами расходятся по стене вокруг головы, подчеркивая возвышенную и божественную красоту Будды. Уродливые и страшные фигуры воинов-охранителей, отпугивающих от него злые силы, контрастируют с классическим благородством его лица и фигур.
Слайд 32 ЖАНРЫ КИТАЙСКОЙ ЖИВОПИСИ
Средневековая живопись – одно из ярчайших явлений в
истории мировой культуры. С необычной убедительностью китайские мастера сумели воплотить поэтическую красоту природы, свои представления о совершенной гармонии и величии природы.
КЖ представлена вертикальными и горизонтальными свитками из шелка или бумаги.
Слайд 33
Ма Юань «На горной тропке весной»
Слайд 34
Ма Юань «Ученый на горной террасе»
Слайд 36 Картины писались тушью или минеральными красками, сопровождая их каллиграфическими надписями.
Жанры
КЖ: портрет, пейзаж, историко-бытовой. В пейзаже особенно интересны изображения «горы – воды» и «цветы – птицы». КХ передавали не столько очертание гор, деревьев, сколько умели выразить мысль о безграничности окружающего мира. Живопись монохромно, но много оттенков и сочетаний. Мастерски передана воздушная перспектива. Тщательно продуман формат и композиционное решение картины. Много символов: пара уток – семейное счастье, цветок лотоса – символ чистоты, сосна – долголетие, цветущая слива мейхуа – символ благородства и стойкости.
Слайд 37ГО СИ – самый проникновенный художник лирического пейзажа.
«Осень в долине
Слайд 39Лян Кай «Портрет поэта Ли Бо»
Обобщенный образ символ духовной атмосферы, творческого
настроения поэта. Фон остается незаполненным и поэтому кажется, что Ли Бо навсегда уходит в пространство необъятного мира.