Слайд 1Десятое сентября.
Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности.
Слайд 3В египетской мифологии (миф - предание о богах, духах и героях)
сохранились поверья о происхождении человека от животного.
Тотемизм, почитание и обожествление животных.
Неслучайно многие египетские боги имели в облике признаки животных.
Например, Сет - бог злых сил, представлялся человеком с головой осла, Баст - богиня любви и веселья - с головой кошки.
Слайд 5Бог Анубис, сопровождавший умерших в их путешествии по загробному миру, -
с головой шакала.
Слайд 6В этой росписи из гробницы Сеннеджема (XIII век до н.э) мы
видим как бог Анубис извлекает сердце умершего, чтобы взвесить его на суде Осириса.
Слайд 7В основе религии Древнего Египта лежит идея о вечной жизни человека.
Представления о загробном мире, отличающиеся четкостью, определенностью и удивительной рациональностью, породили великую культурную традицию и образы искусства. –
Египтяне одними из первых среди народов Земли поняли, что у людей, помимо тела, есть еще и душа.
Например, двойником человека считалась Ка, она олицетворяла его жизненную энергию, а душой его с рождения была Ба.
Слайд 8После смерти человека Ба вместе с Ка отделяются от тела, но,
найдя новое обиталище - гробницу с мумией умершего, - возвращают его к жизни в загробном мире.
Слайд 9Бог Ра – солнечный бог
Так, чрезвычайно распространенным был миф о боге
солнца Ра. Его изображали в виде человека с солнечным диском на голове. Окончив дневное шествие по небу, Ра спускался в преисподнюю Дуат, где совершал плавание по подземному Нилу. На этом пути его приветствовали души умерших:
Слайд 10Слава тебе, Ра!
Почитают тебя обитатели Дуата,
Поклоняются тебе обитатели
преисподней.
Восхваляют
они тебя,
грядущего в мире ...
Слайд 12Бог Осирис - властитель царства мертвых
Бог Осирис - один из самых
значительных художественных образов египетской культуры.
Легенда об Осирисе гласит: коварный бог Сет, подобно библейскому Каину, убил своего брата Осириса и расчленил его тело на четырнадцать кусков, разбросав их по всему Египту, Жена Осириса Исида горько оплакивала мужа:
Слайд 13А я все ищу, желая увидеть тебя.
В городе я без
валов крепостных
Оплакиваю любовь твою ко мне.
Приди! Не будь одиноким! Не будь далеким! ..
Слайд 14Собрав разбросанные части тела Осириса, Исида сумела оживить
его. Однако Осирис
отказался вернуться на землю. Он стал властителем царства мертвых и вершил последний суд в загробном мире над каждым умершим египтянином.
Слайд 16Представления о подземном царстве отразились в записях. Собранные вместе, они получили
названия «Тексты пирамид» и «Тексты саркофагов». Позднее, в эпоху Нового царства, заупокойные тексты стали записывать на папирусе в разных вариантах.
Слайд 17Люди верили, что, следуя древним предписаниям, душа умершего в ладье вечности
достигнет Осириса и обретет блаженство. Эти сакральные тексты получили название «Книга мертвых».
Слайд 19
Культ мертвых - так принято называть духовную основу всей художественной культуры
Древнего Египта.
Слайд 20Высокого мастерства достигло искусство мумификации человеческого тела, его консервации для дальнейшего
сохранения в саркофаге
Слайд 21Архитектурный облик
Древнего Египта
Слайд 22МАСТАБА В ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Мастаба – это древнеегипетская гробница
в виде усеченной пирамиды.
Их строили в эпоху Древнего царства и правления первых династий фараонов. Они же служили усыпальницей знатных людей и потомков царей.
В подземной части мастабы была погребальная комната, где хранилась мумия захороненного человека, а в наземной – помещения для погребальных ритуалов.
Слайд 23АРХИТЕКТУРА И КОНСТРУКЦИЯ.
Мастаба.
Верхняя часть строения служила для жертвоприношений и ритуалов
и представляла собой четырехугольник, стены которого были возведены в соответствии с частями света. Дверь делали обращенной на запад, перед ней иногда строили перистиль – дворик с колоннами.
В наземном помещении мастабы находились, в основном, молельни, также там могли хоронить родственников умершего. Стены комнат были покрыты рельефами и картинами, которые представляли собой сцены из земной и загробной жизни вельможи.
Слайд 25Пирамиды
Архитектурный облик Древнего Египта представлен пирамидами.
Нигде в мире не строили
столь грандиозных усыпальниц для правителей, обожествленных при жизни и после смерти. Величие пирамид высоко ценили египтяне. Высеченные на камнях имена их создателей сохранились для потомков.
Слайд 27 Пирамиды были построены в XXVII в. до н. э. из
тесаных каменных глыб тем способом кладки, что был разработан еще Имхотепом.
Усыпальницы предназначались для фараонов Хуфу (греч. Хеопс), Хафра (греч. Хефрен) и
Менкаура (греч. Микерин) . Последняя из
названных пирамид имеет еще трех «спутниц» меньших размеров, предназначенных для жен и родственников фараона.
Слайд 28
Пирамида Хеопса - самое большое сооружение, когда-либо построенное из камня. Ее
высота составляла 146,6 м (сейчас 137 м), сторона основания - 233 м.
Блоки, из которых сложена пирамида, весят от 2,5 до 30 т. Всего же таких блоков исследователи насчитали 2 млн 300 тыс. Руководил грандиозным строительством племянник фараона зодчий Хемиун.
Слайд 30Большой Сфинкс
Дорогу, ведущую к пирамиде Хефрена, преграждает исполинская фигура Большого сфинкса
(сфинкс сакральный образ Хефрена) в
виде льва с головой фараона. Выполнен Большой сфинкс из монолитного камня, его глаза устремлены «в никуда», в царство вечности и смерти. Неслучайно арабы окрестили этого стража гробницы отцом ужаса.
Слайд 31В глубинах пирамиды покоится гранитная гробница царя, украшенная великолепными изразцами из
голубой майолики.
Слайд 32Храм богу Хору (Гору)
Храм велик, хотя и меньше Карнакского (длина 137
м). У входа застыли две статуи из черного гранита. Это и есть Хор в образе сокола.
Наружная стена украшена огромными рельефными изображениями Хора и Хатхор (богини с солнечным диском на голове). Храм сохранился лучше других древних святилищ. Он считался пристанищем беременных. женщин и тех, кто хотел иметь ребенка.
Слайд 33За воротами храма находится двор, окаймленный с трех сторон колоннами разных
видов. Если посмотреть внимательнее, то увидишь в их капигелях (венчающей части колонны) то ЛОТОС, то пальму, то папирус.
В глубине двора открывается фасад большого гипостильного зала, окруженного рядами колонн. Их рельефы хранят остатки живописи.
Слайд 35Храм царицы Хатшeпсут
Выдающееся архитектурное творение эпохи Нового царства - храм царицы
Хатшепсут (1525-1503 гг. до н. э.
Усыпальницу для Хатшепсут строил одаренный зодчий, царский фаворит Сенмут.
Сооружение представляет собой строгий и стройный ансамбль, состоящий из трех огромных террас, восходящих ступенями к скалам и словно вливающихся в них.
Украшали храм разнообразные статуи, рельефы и росписи.
Слайд 37Храм Абу-Симбел
Храм был возведен для увековечения памяти его создателя - фараона
Рамсеса 2 и посвящен триаде богов Амону-Ра, Хармакису и Птаху. Их статуи находятся в святилище, где происходит так на зываемое «солнечное чудо». Два раза в год, 21 марта и 21 сентября в 5 часов 58 минут по местному времени луч солнца падает на левое плечо бога Амона-Ра и Рамсеса 2. Затем он перемещается на Хармакиса и исчезает, не коснувшись Птаха - божества Тьмы. На всю жизнь запоминается и грандиозный фасад храма: четыре 20-метровых фигуры сидящего на троне Рамсеса 11, будто выросшие из скалы. Рядом и между ногами гигантов помещены небольшие изображения жены фараона Нефертари, его матери и нескольких детей.
Слайд 39Карнакский храм (Ипет-Исут — «святейшее / совершеннейшее место») — крупнейший храмовый комплекс Древнего Египта,
главное государственное святилище Нового царства. Ансамбль включает храмы, посвящённые фиванской триаде — верховному богу Амону-Ра, его супруге Мут и сыну Хонсу. Расположен на территории древних Фив в современном Карнаке — небольшом селении, лежащем на восточном берегу Нила в 2,5 км от Луксора.
Слайд 40Луксорский храм — развалины центрального храма Амона-Ра, на правом берегу Нила, в южной части Фив,
в пределах современного города Луксор.
Храм богов Амона, Мут и Хонсу представляет собой наиболее полное воплощение архитектурных особенностей Нового царства (XVI—XI вв. до н. э.) Его отличают грандиозность замысла, монументальность и торжественность деталей, большое количество колонн.
Храм ориентирован с северо-запада на юго-восток. Для соответствия с пилонами стоявшего в получасовом расстоянии к северу Карнака, с которым он был соединён мощёной аллеей сфинксов, северный пилон его уклонен несколько к востоку от общей оси.
Слайд 42Скульптура
Человеческие фигуры, воплощенные в египетских скульптурах, предстают пред нами в неподвижных
величавых позах. Это стоящие или сидящие люди с выдвинутой вперед левой ногой, с прижатыми к торсу или сложенными на груди руками. Что означают эти позы?
Создавая «двойника» умершего, мастер должен был придать своему творению сходство с оригиналом.
Слайд 43Скульптурные портреты ярко раскрашивали, но секреты этих красок утеряны. Притягательными в
скульптурном образе человека были глаза, - египтяне считали их зеркалом души.
Глаза делали из специально подобранных материалов. В глазницы из бронзы вставляли кусочки алебастра, белого и гладкого, а внутрь помещали горный хрусталь, изображая зрачок.
Слайд 44Большая статуя фараона Хефрена
Сделана статуя из черного диорита. Фараон изображен сидящим
на троне, за его головой - бог Хор в образе сокола. Произведение относится к первой половине III тыс. до н. э. В невозмутимом и в полном смысле слова «каменном» выражении лица угадывается сущность властного правителя, привыкшего к всеобщему повиновению подданных.
Слайд 46Семейный портрет
Наверное, наиболее древним парным се мейным портретом можно считать изображение
знатных супругов - принца, полководца и жреца Рахотепа и его жены Нофрет. Обе фигуры со вкусом раскрашены: мужская - в красно-коричневый тон, женская - в желтовато-розовый. Волосы у супругов черные, одежды - белые.
Слайд 48Портрет писца Каи
Одной из самых знаменитых египетских скульптур является портрет писца
Каи. У него выжидающий взгляд и плотно сжатые губы. На коленях развернут свиток папируса. Его облик говорит о явном сходстве с моделью. Кстати, в Древнем Египте профессия писца, всегда находившегося рядом с фараоном, была одной из самых почетных.
Мудрость, грамотность, знания высоко ценились в обществе.
Слайд 50Рельефы и росписи гробниц
Египтяне верили, что душа в любой момент должна
вселиться обратно в тело или в его аналог. Поэтому в рельефе изображали не то, что видели, а то, что считали наиболее выразительным и привлекательным. К тому же старались, чтобы были очерчены все части фигуры: и лицо, и боковые элементы тела. Например, лицо изображалось в профиль, верхняя часть туловища - в фас, грудь при этом - в профиль, как и ноги.
Слайд 51Стела фараона Нармера
На стеле хорошо сохранились рельефы и надписи, выполненные иероглифами,
в которых говорится о победе Южного (Верхнего) Египта над Северным (Нижним) и об их слиянии в единое государство.
На одной стороне стелы Нармер, увенчанный царской короной, наносит удар по голове своего главного врага вождя северян. На другой стороне Нармер со свитой шествует к месту, где лежат обезглавленные вражеские воины, а чуть ниже он в виде яростного быка нападает на своего недруга.
Слайд 53Рельеф на спинке золотого трона
В гробнице Тутанхамона были обнаружены бесчисленные золотые
украшения, по совершенству ювелирной работы не имеющие равных. (Ныне многие из них выставлены в Каирском египетском музее.) Среди шедевров - рельеф на спинке золотого трона.
Он изображает поэтичную юную пару - Тутанхамона с женой. Рельеф создан в начале XIV в. до н. э., но У художника были уже вполне современные представления о красоте, молодости, счастье.
Слайд 55Портреты Нефертити
Сохранились два скульптурных портрета самой Нефертити, в которых запечатлелось иное,
нежели в творениях предшествующих эпох, представление о женской красоте. Нефертити в высокой короне гордая осанка, длинная шея, точеные черты вытянутого лица, великолепная форма черепа. Сочетание благородства и достоинства с женственностью.
Другой портрет царицы из золотистого кварцита не завершен (либо поврежден). В нем художнику удалось воплотить человечность и прелестное обаяние юности.
Слайд 58Еще со времен Древнего царства в городах разыгрывались религиозные представления, так
называемые мистерии.
Большой популярностью пользовались действа, посвященные любимому богу Осирису, его жизни, смерти, воскрешению.
Главная идея мистерии всегда была нравоучительной: добро побеждало зло.
Актерами этих «пьес» выступали жрецы. Каждый спектакль считался прежде всего важным актом религиозной жизни.
Поэтому даже фараон, осознавая сакральный воспитательный смысл мистерии, нередко принимал в ней участие.
Слайд 60Звучала в мистериях и музыка. Она была тесно связана с поэзией,
ритмикой, танцами.
В ходе ритуального действа герои пели. Например, Исида исполняла полные горести похоронные причитания.
Египтяне пользовались разнообразными музыкальными инструментами.
Далеко не все из них нам известны. Среди инструментов, облик которых донесли древние изображения, лютня, барабан, шумовой инструмент систр (систрум).
Слайд 62Проверим, что мы знаем
О художественной
Культуре
Древнего Египта
Слайд 63Проверочная работа по теме «Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности»
Слайд 64Художественная культура Древнего Египта включает периоды: Начало - ………….. г. до
н.э. Конец …………….. г. до н.э.
В основе религии Древнего Египта лежит идея ……………………………………………
Двойником человека считалась …….., а душой его с рождения была ……… найдя ……………….. … с ………………….. умершего они возвращают его к ………………
Бог РА - ………………………………… Его изображали в виде человека с ……………………
…………………… на голове.
Слайд 65Окончив дневное шествие по небу РА спускается в преисподнюю …………., где
совершает плавание по подземному ………………
Бог Осирис - ………………………………………………………
Представления о подземном царстве отразились в записях ………………………………………………………………………………………………………………….
Высокого мастерства достигло искусство ………………………….. человеческого тела, его консервации для дальнейшего сохранения в ………………………….
Дорогу, ведущую к пирамиде ………………., преграждает исполинская фигура Большого ……………… в виде льва с головой фараона.
Слайд 66Притягательными в скульптурном образе человека были ……………, - египтяне считали их
………………….. души.
Большая статуя фараона Хефрена сделана из черного …………………. Фараон изображен сидящим на троне, за его головой - бог ……… в образе сокола.
Обе фигуры со вкусом раскрашены: мужская - в красно-коричневый тон, женская - в желтовато-розовый. Волосы у супругов черные, одежды - белые. Дайте название скульптуры ……………………………………………………………………