Слайд 1Грамота фотокомпозиции
и съемки
часть 1
Основа операторского мастерства:
умение видеть и
выбирать.
Слайд 2Кто сегодня не умеет фотографировать? Казалось бы, чего проще: прикосновение пальца
— и готово, есть картинка! Выводи её на экран компьютера или в крайнем случае получи готовые снимки из пункта фотопечати, ещё какие снимки: цветные, глянцевые, матовые...
Слайд 3А раньше для получения снимка требовалось навести фокус, определить выдержку, после
съёмки проявить плёнку, и лишь потом после печати на фотобумаге возникал снимок. Зато какой захватывающий и почти волшебный это был процесс!
Слайд 4Сегодняшняя лёгкость получения снимка создаёт ложное представление о простоте фотографирования. Конечно,
можно снимать бездумно и как попало. Но то, что ты получишь в итоге, будет совершенно не относящимся к творчеству.
Фотоаппарат в твоих руках ещё не делает тебя художником!
Слайд 5Искусство начинается с умения отбирать среди главного самое существенное, самое характерное.
Слайд 6Существует азбука фотосъёмки, которая позволяет начать двигаться по пути овладения искусством
фотографии. Грамота операторского мастерства даёт возможность осознанно выражать творческую мысль. Грамота включает в себя овладение элементарными технологическими навыками и художественно-выразительными средствами — это выбор объекта и точки съёмки, ракурс, план, кадрирование.
Слайд 7Снимая, ты должен понимать, что и как снимаешь.
Возьмём для примера
самый простой объект.
Но какой?
Выбор объекта и точки съёмки — это первое условие художественного творчества в фотографии.
Отобрать из множества вещей одну — значит проявить свою художественную индивидуальность.
Слайд 8Один и тот же объект (например, окно) может выглядеть по-разному в
зависимости от места съёмки. Удачна та точка съёмки, которая делает композиционно наиболее выразительной передачу облика натуры.
Слайд 9При фотографировании важен не только выбор место съемки но и ракурс,
т. е. угол зрения, под которым воспринимается объект.
Слайд 10От того сбоку, сверху или снизу мы смотрим на него, меняется
и наше впечатление от него.
Слайд 11Не менее значима и крупность изображения.
Слайд 12Из живописи в фотографию пришло понятие плана, обозначающие не только степень
удалённости от объекта, но и крупность его изображения.
На снимке объект может выглядеть крупно (крупный план) или гораздо меньше ( средний, или общий план).
Слайд 13Работа над выразительностью снимка не прекращается и после того, как он
сделан. Обрабатывая его на компьютере или при печати, мы можем изменить его размеры и крупность, т.е. кадрировать.
Слайд 14Убирая лишнее, ненужное, мы концентрируем внимание на главном, тем самым делая
снимок образно более точным.
Слайд 16Однако, снимая его, например, через ветку на первом плане, мы сможем
одновременно подчеркнуть пространственную глубину и зрительно сконцентрировать внимание на дальнем объекте.
Неопытные фотографы снимают объект с оголённым, пустым первым планом.
Слайд 17По работам классика мировой фотографии А. Родченко мы видим, как от
крупности плана, ракурса зависят выразительность и образность снимка.
Слайд 18Александр Родченко – гений советской пропаганды, он стоял у истоков русского
авангарда, он задал новый стандарты дизайна и рекламы в СССР, он разломал все представления о фотографии, плакате, графике, которые были до него и задал новый курс.
Слайд 19Родченко, наверное, самый известный отечественный фотограф, если не имя, то фотографии
его знают все.
Лиля Брик. Снимок для рекламного плаката
Слайд 20Как фотографу Родченко повезло больше, чем как художнику – первого быстрее
признали.
Довольно скоро молодой фотограф создал себе репутацию новатора, выполнив ряд коллажей и монтажей с использованием собственных фотографий и вырезок из журналов.
Слайд 21Фотохудожник создал свои собственные каноны, обеспечившие его работам почетное место в
любом современном учебнике фотографии. В качестве примера можно привести серию портретов Маяковского, выполняя которые Родченко отбросил все традиции павильонной съемки,
Слайд 22«Портрет матери» (1924 год), ставший классикой съемки крупным планом.
Слайд 23Для начала 30-х годов некоторые его эксперименты показались слишком смелыми: в
1932 году высказывалось мнение, что знаменитый, снятый с нижней точки «Пионер-трубач» Родченко похож на «откормленного буржуа», а сам художник не хочет перестраиваться в соответствии с задачами пролетарской фотографии.
Слайд 24Настоящей «визитной карточкой» Родченко стали ракурсные снимки – художник вошел в
историю с фотографиями, сделанными под непривычным углом, с необычной и зачастую неповторимой точки, в ракурсе, искажающем и «оживляющем» обычные предметы.
Слайд 25Творческое задание
Проектно-съёмочный практикум
«От фотозабавы к фототворчеству»
Фотосъёмка вещи, дерева;
проявление умения
осознанно выбирать объект и точку съёмки,
а также применять в композиции снимка разные художественно-съёмочные средства и приёмы (ракурс, крупность плана и др.)
с последующим анализом их образной выразительности.