Слайд 1Гигантизм и неизменность канона – примета Вечной жизни в искусстве Древнего
Египта: пирамиды Гизы, храмы Карнака и Луксора. Египетское изобразительное искусство и музыка
Слайд 2Содержание:
Древний Египет - культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти.
2. Гигантизм и неизменность канона - примета Вечной жизни в искусстве Древнего Египта.
3. Рельефы и фрески.
4. Скульптурные памятники.
Литература и интернет-ресурсы
Слайд 3Искусство Древнего Египта — это монументальное искусство, служившее в основном целям религиозного
культа.
Особенностью его является то, что большинство произведений создавалось для мёртвых.
Древнеегипетские мастера могли хорошо обращаться с камнем, металлом, деревом и стеклом. Искусство Древнего Египта
Слайд 4Скульптура имела ритуальное значение
и связана с культом мертвых
Слайд 5Культура Древнего Египта выросла из идеи вечной жизни.
В бесплодной зоне
пустыни основу богатого урожая составляли ежегодные разливы Нила.
Египтяне объясняли их тем, что богиня Исида оплакивает своего супруга - бога растительности Осириса, убитого коварным богом пустыни.
Осирис – бог возрождения, царь подземного мира
Слайд 7Осирис, ставший владыкой загробного мира, из глубин земли высылал урожай, заставляя
поля плодоносить, или сдерживал её силы.
Ту же власть над урожаем имели все покойники, находившиеся под землёй. Следовательно, забота о посевах становилась заботой об усопших, которых нужно было поддерживать пищей, питьём и теплом.
Сложился культ мёртвых – культ той жизни, которую дарует смерть умирающего и воскресающего бога.
Слайд 9Вместе с тем жизнь в Египте зависела от чёткого функционирования ирригационной
системы, которую регулировала верховная власть, т.е. фараон.
По этой причине фараон приравнивался к богу, соединяя образ смертного царя и бессмертного бога Хора (сына Осириса и Исиды).
Слайд 10Вера в то, что жизнь после смерти продолжается, но только в
могиле, породила традицию сохранять тело, строить для него гробницы и выполнять магический ритуал, который гарантировал защиту от всех неприятностей в мире мёртвых.
Слайд 11Ключевую роль играл обряд мумификации, состоявший в особой консервации «священных останков»
умершего путём удаления внутренностей, просушки и бинтования всех частей тела пеленами из полотна, пропитанными смолой.
Слайд 12Для защиты мумии требовалось надёжное укрытие – гробница, в которой обитало
множество душ покойного.
Слайд 13Египетские некрополи всегда располагались на западном берегу Нила, ибо там, за
горизонтом, ежедневно скрывался солнечный бог Ра, чтобы наутро вновь родиться на востоке. Этот переход из бытия в небытие и снова в бытие отражали архитектура и изобразительное искусство, которое египтяне наделяли магическими свойствами.
Слайд 14Изобразительное искусство На протяжении более 3500 лет, художники придерживались форм и
канонов, которые были разработаны ещё во времена Древнего царства, следуя строгому набору принципов, сохранявшихся даже в периоды иностранного влияния и внутренних изменений. Эти художественные стандарты выражались в простых линиях, формах, характерной плоской проекции фигур, без указания пространственной глубины, что создавало ощущение порядка и баланса композиции. Изображения и текст были тесно переплетены на усыпальницах и стенах храмов, гробницах, стелах и статуях. Краски получали из минералов, таких как железная руда (красная и желтая охра), медные руды (синий и зеленый), сажа или древесный уголь (черный) и известняк (белый). Их могли смешивать с гуммиарабиком для вязкости и разделять на куски, которые могли быть смочены водой при необходимости. Искусство Древнего Египта было вновь открыто учёными, во время Египетского похода Наполеона. В результате экспедиции было собрано и вывезено в Европу огромное количество памятников истории.
Слайд 15Египетские пирамиды величайшие архитектурные памятники Древнего Египта, среди которых одно из
«семи чудес света»— пирамида Хеопса.
Пирамиды представляют собой огромные каменные сооружения пирамидальной формы. Некоторые из них использовались в качестве гробниц для фараонов. Древнего Египта. Слово «пирамида» — греческое. По мнению одних исследователей, большая куча пшеницы и стала прообразом пирамиды. По мнению других учёных, это слово произошло от названия поминального пирога пирамидальной формы. Всего в Египте было обнаружено 118 пирамид (на ноябрь 2008 года). По общепризнанной версии, первая египетская пирамида была построена по приказу фараона династии Джосера— Ступенчатая пирамида в Саккара, архитектором которой, согласно древнеегипетской традиции, считается высший сановник Джосера Имхотеп .По мнению египтологов эта пирамида является развитием мастабы— традиционной гробницы знати в Древнем Египте периодов Раннего и Древнего царств. Самыми известными пирамидами являются Великие пирамиды на плато Гиза (пирамиды, Хеопса ,Херена и Микерина).
Слайд 16В I в. до н.э. пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина были
названы одним из семи чудес света. И сегодня они поражают своим величием: «Всё боится времени, но время боится пирамид».
Слайд 17Пирамида Хеопса имела вначале 146 м высоты, теперь она достигает лишь
137 м, а на месте её вершины образовалась площадка шириной в 10 м.
В настоящее время пирамида Хефрена – единственная, сохранившая полированную облицовку, её высота меньше пирамиды Хеопса, но так как она стоит на более высоком месте, её вершина находится на том же уровне.
Пирамида Микерина достигает 66 м в высоту.
Слайд 18Пирамиды, будучи символами вечности, являются только частью некрополя наряду с погребениями
цариц, сфинксов и заупокойными храмами. Сфинкс с туловищем льва и головой царя олицетворял сверхъестественную силу фараона, власть которого простиралась «над всеми существами, ходящими на двух или четырёх ногах, над всем, что летает и порхает».
Заупокойные храмы также символизировали вечность, воспроизводя в камне легенду о каждодневном умирании и новом рождении солнечного бога Ра.
Наиболее примечательны однотипные храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре, возведённые по обеим сторонам Нила недалеко от города Фивы – бывшей столицы Египта.
Слайд 25Окраска статуй:
Мужчины – темно-коричневый, женщины – желтый цвет тела
Волосы – черные
Одежда – белая (мужчины – короткая набедренная повязка, женщины – длинное облегающее платье на широких лямках)
Материал для статуй: дерево, камень (базальт, гранит, песчаник, известняк)
Царевич Рахотеп и его жена Нофрет
Слайд 30Большое место в искусстве Древнего Египта занимали рельефные и фресковые композиции,
с помощью которых декорировались стены заупокойных храмов и гробниц.
Они располагались таким образом, что фигуры, интервалы между ними давались в строго пропорциональном соотношении с общим архитектурным ансамблем. Уравновешенность всех элементов определяла целостность композиции и позволяла охватить её одним взглядом.
Слайд 31На рельефах и фресках обычно изображали сцены загробной жизни, бальзамирование и
оплакивание умерших, обряды, совершаемые при погребении; чёткими, ритмичными рядами шествуют вереницы слуг, несущих дары покойному; жертвенные столы уставлены яствами; множество людей, работающих на полях и в садах, охотников и рыболовов, скотоводов и пастухов; бесконечный поток пленных с захваченными трофеями.
Иногда в рельефах и фресках представлены сцены повседневной трудовой жизни египтян: охота в нильских зарослях, рыбная ловля.
Слайд 32Фрески гробницы Нефертари (Фивы)
Слайд 33Композиция с животными и растениями. Роспись из гробницы в Фивах.
Слайд 34Рельефы и фрески
Назначение – декор внутренних и внешних стен храмов и
обелисков
Черты: целостность композиции, взаимная уравновешенность всех элементов, возможность охватить одним взглядом
Регистр – горизонтальный пояс в живописи
Слайд 36Цветовая гамма – символические цвета: желтый, красный, коричневый, зеленый, голубой (многообразные
оттенки)
Сюжеты:
Сцены загробной жизни
Бальзамирование и оплакивание
Обряды при погребении
Стенописи царских гробниц
Сцены повседневной жизни египтян (охота, рыбалка, трапеза, работа в поле, саду)
Картины пиров, развлечений
Пейзажи с животными и растениями
Слайд 38Дикая кошка. Деталь гробницы номарха Хнумхотепа II в Бени-Хасане.
Удод. Деталь гробницы
номарха Хнумхотепа II в Бени-Хасане.
Слайд 40Тутанхамон с женой в саду. Рельеф на крышке ларца.
Рельеф на
спинке золотого трона Тутанхамона.
Слайд 41Переправа через Нил. Рельеф. Гробница принцессы Идут.
Рельеф гробницы Мерерука
Слайд 43
Представления египтян о вечной жизни предполагали существование не только бессмертной души,
но и нетленного тела. Это привело к созданию статуй, которые фараон заказывал для погребения ещё при жизни. Характерной особенностью египетской пластики стало изображение человека в идеальном возрасте, т.е. достигшим расцвета духовных и физических сил.
Слайд 48Египетская скульптура строго подчинялась канону – своду правил, сложившихся в процессе
художественной практике и закреплённой традицией.
В понятие канона входили определённость позы (стоящие фигуры с выставленной вперёд левой ногой, сидящие на троне или коленопреклоненные), чёткая симметрия, пропорциональность и тщательная проработка всех деталей. Лицо должно было воплощать отрешённость от всего земного, безразличие к радостям и печалям.
Статуи смотрят в неведомую, бесконечную даль, в вечность.
Слайд 49Статуя фараона Аменемхета III
Статуя фараона Хефрена
Слайд 51ВОПРОСЫ:
1. Что вы можете сказать об искусстве Древнего Египта?
2.В чём
выражались художественные стандарты искусства Древнего Египта?
3.Что стало прообразом Египетской пирамиды?
4. Что вы можете рассказать о музыке Древнего Египта?