Слайд 1ЭТНОПЕДАГОГИКА
«Этнопедагогические основы воспитания. Народное трудовое воспитание»
Л. Н. Бережнова, И. Л. Набоков,
В. И. Щеглов
Выполнила:
студентка 3НОв группы
Василевская В.В.
Преподаватель: Оборотова С.А.
Слайд 2"Труд – всему отец",
"Кто любит труд, тот любит жизнь",
"Если
будешь сидеть сложа руки, рыба и зверь
домой не зайдут".
Приобщение детей к труду должно стать
средством развития личности каждого ребенка,
с учетом того, что именно в процессе активной деятельности у человека вырабатывается культура труда, воспитывается творческое отношение
к делу, а также дисциплинированность, организованность, коллективизм.
Слайд 3Физическое воспитание
«Свежий воздух и движенье – лечат, а лень и унынье
– калечат» (рус.)
Физическое воспитание детей и подростков находило свое выражение в народных играх, национальных видах борьбы, спортивных соревнованиях. Народ имел определённое представление о функциях человеческого организма, об экзогенных и эндогенных факторах физического развития. Было понимание того, что чистый воздух – важнейший элемент здоровья : «Лучше дышать свежим воздухом чем пить лекарство». Народ понимал, что залог здоровья - физическое воспитание.
Слайд 4Нравственное воспитание
«Береги платье снову, а честь смолоду»
В личностном идеале всех народов
главное - не национальная принадлежность, а общечеловеческие начала. Общечеловеческие представления о красоте и добре, о совершенной личности складываются из суммы представлений многих народов, отражая при этом историю, традиции и обычаи народа.
Слайд 5Народы
По педагогическим представлениям грузин-горцев, мужчина должен был быть «всесторонне совершенным», т.е.
здоровым, сильным, подвижным, хорошо переносить холод и жару, все трудности трудовой и боевой жизни, глубоко почитать и выполнять заветы дружбы, иметь самолюбие и гордость, не позволять никому оскорблять честь семьи, рода и племени. Идеалы воспитания грузин - горцев предписывали им быть гостеприимными, хлебосольными: трудолюбивыми; уметь слагать и читать стихи, быть красноречивыми, уметь поддерживать беседу так, чтобы окружающим было приятно слушать.
У адыгов любовь к Родине - одна из решающих черт совершенной личности, всегда проявлялась вместе с чувством родового и национального достоинства. Даже в самых трудных условиях от адыга требовалось сохранение доброго и честного имени своей семьи, рода, племени и народа. «Своему отцу и матери позор не приноси», «Смотри, старайся не снимать адыгское лицо», т.е. не позорь честь и достоинства адыга.
Слайд 6
Идея «всестороннего совершенствования личности» близка и чувашам. Понимание этого совершенства находилось
в соответствии с уровнем общественного развития. Представляет интерес попытка народа располагать добродетели по степени их важности: «Без ума и красавец - урод (буквально: рябой)», «Лучше называй умным, чем красивым»
У энцев после выбора имени начинали импровизировать песни в честь новорожденного, высказывая пожелания, чтобы он был счастливым, богатым и щедрым. Имена давали замысловатые, производные от названий тех качеств, которые желали новорожденному. Так, например, у одного энца было два имени, которые в переводе на русский язык означают «дроворуб» и «кремень», первое он получил при рождении, второе - когда вырос.
Слайд 7Возрастные критерии для детей
В крестьянских семьях на Руси детей очень рано
приучали к ответственности и систематическому труду: это было одновременно и главным вопросом воспитания, и залогом выживания. (Будешь трудиться – поешь (казах.)).
Возрастные критерии для детей были очень четкими, и, соответственно, так же четко разделялись их трудовые обязанности. Возраст измеряли семилетиями: первые семь лет – детство или «младенчество».
Во вторые семь лет наступало отрочество: ребенок становился «отроком» или «отроковицей», мальчикам выдавались порты (штаны), девочкам – длинная девичья рубаха.
Третья семилетка – юность. Как правило, всеми необходимыми навыками для самостоятельной жизни подростки овладевали уже к окончанию отрочества. Мальчик становился правой рукой отца, заменой при его отлучках и болезнях, а девочка – полноценной помощницей матери.
Требования к мальчикам были строже, чем к девочкам, ведь именно из сыновей должны были вырасти будущие «кормильцы», «заботники» и защитники. Словом, настоящие мужья и отцы.
Слайд 8Обучение детей труду
Народ всегда заботился о том, чтобы молодое поколение овладевало
профессиями, чтобы каждый становился «мастером на все руки»
Детей приучали к труду не позднее, чем с семи лет, считая, что «маленькое дело лучше большого безделья»
Приучение детей к труду с этого возраста, очень раннего с точки зрения современных людей, диктовалось представлениями о том, что если ребенка «с измалолетства» не включать в деревенскую работу, то он в дальнейшем не будет иметь «усерствующей способности» к крестьянскому труду.
Человек, по мнению русских крестьян, может только тогда хорошо и с радостью выполнять тяжелую работу пахаря, жницы, плотника, если привычка к труду вошла в его плоть и кровь с раннего детства.
Слайд 9За труд!
Если сформулировать отношение народа к трудовому воспитанию в современных терминах,
то можно сказать, что он стоял за всеобщее трудовое воспитание , за добросовестный, систематический и разумный общественно полезный труд.
Честный и добросовестный труд прославляется в волшебных народных сказках; в них же с нескрываемой иронией и сарказмом осмеиваются лентяи, лодыри, бездельники. Сказки как известно идеализируют силу и возможности героев, но в их основе – народная вера в человека, в его разум, готовность преодолевать любые трудности для достижения намеченной цели.
Слайд 10Приучение детей - крестьян к труду
Приучение детей к труду шло в
русской деревне легко и незаметно под руководством матери или отца, бабушки или дедушки, старших сестер или братьев. Воспитываясь в атмосфере труда, ребята сами проявляли интерес к работе, высказывали желание заняться нужным для семьи делом.
Родители обычно старались поддержать в ребенке это желание, дать ему работу, которую он мог выполнить хорошо, позволить ему заработать своим трудом хоть и небольшие, но деньги, принести их в дом. В тоже время они считали необходимым, чтобы подросток «тешил свое достоинство», т.е. получал похвалу за свой труд, видел, что его работа нужна семье.
Крестьяне хорошо понимали, что ребенок должен работать в меру своих сил и возможностей, и что ему надо давать, как они говорили, «каждой трудности по разу». В противном случае, полагали они, можно отбить у ребенка охоту к труду, воспитать у него отношение к работе как тяжелой повинности.
Слайд 11МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ
Издавна повелось, что в крестьянской семье существовало строгое разделение
«мужских» и «женских» ролей.
С 6 — 7 лет у ребенка появлялись устойчивые хозяйственные обязанности, при этом труд приобретал половое разделение: мальчик постепенно переходил в отцовскую трудовую сферу, где его привлекали строго к мужским занятиям. Например, в Симбирской губернии в 6 лет мальчикам поручали таскать во время молотьбы снопы, в 8 — пасти лошадей, в 9-10 бороновать, в 12 — пахать, а 16-17 – косить и полностью заменять отца во всех работах по дому, в поле и на охоте.
Девочек очень рано приучали к посильному труду, даже раньше, чем мальчиков. Так, с 5-6 лет они уже должны были уметь прясть, помогать по дому и на огороде, в уходе за младшими братьями и сестрами, за домашней птицей и скотиной. К 10 годам, благодаря «науке» мам, бабушек и других старших женщин в семье, они переходили на новый уровень ответственности. Десятилетняя дочь считалась уже вполне взрослой девушкой со всеми вытекающими отсюда требованиями к ней.
Слайд 12Поскольку в народном понимании женщина – это прежде всего мать, хранительница
очага, в ее обязанности входило вести домашнее хозяйство, организовывать семейный уклад, воспитывать детей. Кроме того, на женщине лежали работы, связанные с обработкой льна и изготовление одежды для семьи; она должна была уметь прясть, ткать и шить. В традиционном обществе статус женщины-матери был очень высок.
Слайд 13Главные трудовые навыки
В первую семилетку жизни мальчик постигал многие азы крестьянского
труда: его учили ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогать в поле, а также – основам мастерства.
Например, совершенно необходимым навыком
считалось умение мастерить игрушки из
различных
материалов, плести лукошки и короба, и,
конечно же,
лапти, которые должны были быть крепкими,
теплыми,
непромокаемыми.
Многие 6- и 7-летние
мальчишки
уверенно помогали отцам при изготовлении
мебели,
упряжи, и прочих необходимых в хозяйстве
вещей.
Пословица «Учи дитя, пока оно поперек лавки
лежит»
не была в крестьянских семьях пустым звуком.
Слайд 14Работа на земле.
В русских деревнях землепашество было подтверждением полноценного мужского
статуса. Поэтому мальчики-подростки должны были работать в поле. Они удобряли землю (раскидывали навоз по полю и следили, чтобы его комья не затрудняли работу плуга), бороновали (рыхлили верхний слой почвы боронами или мотыгами), вели под уздцы запряженную в борону лошадь или ехали на ней верхом, «когда отец ведет борозду».
С 11-13 лет мальчика уже привлекали к самостоятельной пахоте. Сначала ему выделяли небольшой участок пашни, на котором можно было потренироваться, а к 14 годам подросток сам мог уверенно вспахать землю, то есть становился полноценным работником.
Слайд 15Уход за скотиной.
Еще одна важная составляющая крестьянского быта, которую женщинам не
доверяли (они могли только доить коров или коз, выгонять их на пастбище). Кормить, убирать навоз, чистить животных должны были отроки под строгим руководством старших. Главной же кормилицей в крестьянской семье всегда была лошадь, которая целый день работала в поле с хозяином. Пасли лошадей ночью, и это также было обязанностью мальчишек. Именно поэтому с самых ранних лет их учили запрягать лошадей и ездить на них верхом, управлять ими, сидя или стоя в телеге, водить на водопой – в полном соответствии с поговоркой «Дело учит, мучит, да кормит».
Слайд 16Промысловые занятия.
Были особенно распространены на Русском Севере и в Сибири, где
служили надежным источником дохода. Глядя на отца и старших братьев, мальчик сначала в форме игры перенимал навыки рыболовства и охоты, а затем совершенствовал это искусство.
Уже к 8-9 годам отрок обычно умел расставлять силки на мелкую дичь и птицу, стрелять из лука, удить рыбу или бить ее острогой. К этому перечню нередко добавлялся сбор грибов, ягод и орехов, что тоже было неплохим материальным подспорьем.
К 9-12 годам подросток мог вступить во взрослую промысловую артель, и к 14, пройдя испытательный срок,
стать полноценным ее членом.
Тогда он начинал вносить
значимую долю в семейный
бюджет и переходил в
разряд взрослых
«добытчиков» и
завидных женихов.
Слайд 17Трудовое воспитание
Труд в условиях Средней Азии и
Казахстана был связан прежде
всего
с животноводством, садоводством, шелководством, народными промыслами. (ковроделие, искусство вышивания и набойки, валяние войлока и т.д.)
Известный хлебороб, почётный академик ВАСХНИЛ Т. С. Мальцев справедливо заметил, что «бытовая культура, духовный склад народа порождены тысячелетиями земледельческой цивилизации. Все нравственные каноны, моральные представления, даже художественные вкусы целых эпох обусловлены отношением человека к матери – сырой земле».
Слайд 18Экологическое воспитание
Основным фактором народного воспитания является природа. Она не только среда
обитания, но и родная сторона, Родина.
Экология – это наука, которая изучает взаимоотношения живых организмов со средой обитания. В. О. Ключевский считал, что важнейшее влияние на русский национальный характер оказала природа России. Непроходимые леса, топи, болота представляли большие опасности, трудности для освоения, требовали от поселенца неустанной борьбы, терпения в многочисленных лишениях, что наложило отпечаток на русский характер.
Ключевский подчеркивал: каждая местность, в которую попадали русские переселенцы, задавала им трудные хозяйственные загадки. Надо было внимательно осмотреться, изучить местность, понять, как жить в этих условиях, что может дать наибольшую прибыль. Отсюда и такая слитность русских с природой, удивительная наблюдательность, которая открывается в народных традициях, фольклорных жанрах.
Слайд 19В большинстве своем человек всегда чувствовал и понимал природу, бережно откосился
к ней, обожествлял ее силы, восхищался ее творениями и явлениями. Например, суть народной философии эвенков - мир един, человек - это тоже природа.
С древних времён буряты учили своих детей жить в согласии с природой, тому, что естественная среда обитания человека – это дом, в котором всё находится в соподчинении и взаимодействии. Считалось, что природа выше всего. Она обожествлялась, так как человек каждый, стар и млад, без неё не может существовать.
Экологическое воспитание базируется на нескольких принципах. Это осознание единства системы “природа – общество – человек”, где человек часть природы и его развитие является фактором изменения самой природы.
Слайд 20Вопросам трудового воспитания детей в семье уделял много внимания А.С. Макаренко.
Поясняя смысл и значение трудового воспитания, он советует родителям иметь в виду ряд обстоятельств.
Во – первых, учитывать, что семья должна готовить ребёнка к труду, не только и несколько для нужд самой семьи, но, прежде всего для труда в общественном коллективе.
Во – вторых, прилагать все усилия к тому, чтобы труд ребёнка не был принудительным, т.е. носил творческий характер, трудился с интересом, любовью, без боязни «трудового пота».
В – третьих, необходимо в процессе труда воспитывать в ребёнке определенные нравственные качества : любовь и уважение к трудовому человеку, нетерпимость к проявлениям тунеядства, лени, попыткам увильнуть от труда.
В – четвёртых, трудовое воспитание должно стать средством не только «физического развития в труде», но и психологического и духовного развития человека.
В – пятых, важно учитывать , что трудовая подготовка в семье имеет большое значение в личной жизни человека, в определении его будущей профессии и квалификации.
Слайд 21Трудовое воспитание
Весьма созвучны народным взглядам мысли А.С. Макаренко о том,
что родители должны воспитать у ребёнка способность терпеливо и «без хныканья» исполнять неприятные работы. Только такое воспитание может уберечь детей в дальнейшем от неправильного отношения к выбору профессии по принципу :
«чистая – грязная; интересная – неинтересная; тяжёлая – лёгкая; выгодная - невыгодная » и. т. д.