Слайд 1Эклектика в архитектуре
Санкт-Петербурга
Часть 1
Павлова
Вероника Дмитриевна
Администратор
Детского клуба
«Квартирка MEL»
Санкт-Петербург
Слайд 2Музейное пространство Санкт-Петербурга делает жизнь наших воспитанников насыщенной и интересной, раздвигает
границы познания окружающего мира, помогают сформировать творческую личность.
Путешествие в мир познания начинается в «Школьном автобусе», достаточно, внимательно посмотреть из окна на дома, парки, каналы и они начинают оживать… Наш маршрут начинается в Приморском районе, он связан с Петроградской стороной, Васильевским островом, нас сопровождают великолепные архитектурные ансамбли города. Сегодня дома и улицы поведают нам об архитектурных стилях города
Все то, чего коснется человек,
Озарено его душой живою
С. Маршак
Слайд 3Путешествие в школьном автобусе начинается
Облик современного Петербурга создавался на протяжении нескольких
веков. В исторической части города переплетены десятки архитектурных стилей, переводящих нас из эпохи в эпоху. Мосты и скульптуры, парковые комплексы, загадочные дворы-колодцы, дворцы, музеи и соборы — всё это отражает несколько веков жизни Петербурга.
В формировании города участвовало множество талантливых архитекторов, скульпторов, художников. Многие из них были приглашены из Италии, Голландии, Германии. Мы хотим представить юным исследователям нашего города архитектурные стили домов, дворцов, каналов
Слайд 4Эклектика в архитектуре
Эклeктика, также эклектизм (др.-греч. ἐκλεκτός «избранный, отборный» ) —
смешение, соединение разнородных стилей, идей, взглядов и т. п. Термин введён в употребление во II веке родоначальником философской школы эклектизма Потамоном. В архитектуре «эклектика» (эклектизм, историзм) — направление, доминировавшее в Европе и России в 1830-е-1890-е гг. Использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, псевдорусский стиль, неовизантийский стиль, индо-сарацинский стиль, неомавританский стиль) называют эклектикой
Слайд 5Возникнув намного позже других европейских городов, Санкт-Петербург стал одним из самых
великолепных городов на всем земном шаре. Архитектурные стили Петербурга многолики и вобрали в себя лучшие традиции итальянского, голландского и немецкого зодчества, проведя их сквозь призму русской культуры. Архитектурные стили Петербурга – это симбиоз различных направлений и тенденций, многослойность истории и грандиозность масштабов застройки. В раннем периоде развития эклектики преобладал романтизм и стилизации под древние стили: византийский, древнерусский, готический; возобновились подражания античности, ренессансу, барокко. Особую изящность придают фигуры атлантов и кариатид, установленные на фасадах и в интерьерах здания.
Слайд 6Уникальный стиль русской эклектики сформировался на просторах Петербурга в начале XX
века. Своим появлением он обязан вовсе не гениальным архитекторам, а обычным снобам, заводчикам и необразованным аристократам, которые, обладая несметными богатствами, были готовы платить баснословные деньги за то, чтобы их дом венчала неоготическая башня, а порог украшала грозная статуя, выдержанная в стиле ампир.
Слайд 7Стремление выделиться подарило городу на Неве знаменитые здания - дворцы Белосельских-Белозерских
и Мариинский. Наверняка каждый петербуржец и, пожалуй, каждый турист хотя бы раз обращал внимание на эти великолепные здания, ставшее настоящим украшением главной улицы Северной столицы. Привлекающие взгляды дворецы построил знаменитый архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер, который, к слову, известен своими эклектическими шедеврами.
Слайд 8Выбор места для строительства дворца в старом, традиционно морском районе Петербурга,
вблизи лесных складов Новой Голландии, казарм гвардейского флотского экипажа и судостроительных верфей связан с тем, что великий князь Алексей Александрович возглавлял Морское ведомство. Великий князь пожелал жить в особняке, напоминающем старинные романтические замки средневековой Франции
Дворец великого князя Алексея Александровича
Архитекторы: Г.А. Боссе, А.Е. Месмахер
Адрес: Набережная Мойки, дом 122
Слайд 9Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Эклектика
«многостильна», постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика. В этом принципиальное отличие эклектики от ампира, диктовавшего единый стиль для построек любого типа.
Слайд 10По своему определению, эклектика в архитектуре — это гармоничное сочетание многих
архитектурных форм при строительстве того или иного здания.
Архитектурный ансамбль, который был возведен, к примеру, одновременно в стилях барокко и готика, вполне можно считать эклектическим. Зажиточным жителям Санкт-Петербурга конца XIX столетия эклектический архитектурный стиль, пришедший в Россию из Европы, сразу же пришёлся по вкусу. Представители российской элиты, обладающие баснословным состоянием
Слайд 11Доходный дом и издательство С. М. Проппера
Адрес: Галерная ул., дом 40
Архитектор:
М.Ю. Капелинский
Весь комплекс объединен названием «Объект культурного наследия регионального значения «Доходный дом и издательство С. М. Проппера». Часть, выходящая на Адмиралтейский канал, до революции была связана с князьями Шаховскими.
Слайд 12Египетский дом ул. Захарьевская 23
Здание строилось по заказу жены статского советника,
Ларисы Нежинской по проекту архитектора Михаила Сонгайло.
Когда здание было готово, оно вызвало нестоящий фурор. Люди часами стояли и любовались необыкновенной красотой, внимательно всматриваясь в детали, пытаясь разгадать тайны барельефов. Фасад дома вызывал мистический трепет, ведь вход в здание напоминал вход в гробницу - по обеим сторонам от него стояли статую бога Ра.
Слайд 13Арку и внутренний двор украшают стилизованные скарабеи, крылатый солнечный диск и
лотосы, капителями колонн служат лики богини неба Хаттор, а подъезд сторожат статуи бога солнца Ра, держащие в скрещённых руках анх — символ жизни
Слайд 14По сторонам подъезда стоят огромные статуи – скульптуры бога солнца Ра
(подобные изваяния египтяне ставили у гробниц фараонов), на его голове – солнечный диск, который обвивает священная кобра. В египетской мифологии одни змеи олицетворяли доброе, хорошее начало, другие – символизировали зло, с которым приходилось сражаться Ра, богу Солнца. В руках бога Солнца символ жизни – «анх» или «ключ Нила».
Слайд 15Архитекторы: 1858-1859 - арх. Кольман Александр Карлович
1896-1897 - арх. Шене Василий
Иванович, Чагин Владимир Иванович - фасад, интерьеры
1903 - арх. Шмидт Карл Карлович - готический павильон
Стиль: Неоренессанс, эклептика
Адрес: Чайковского ул., 28
Варвара Петровна Кельх (в девичестве Базанова) — наследница династии золотопромышленников, владевших Сибирским и Ленско-Витимским пароходством, и делает заказ на перестройку дома. Она поручает разработку нового проекта Карлу Шмидту, известному архитектору, благодаря которому к 1903 г. особняк Кельха получил свой неординарный внешний вид и внутреннее оформление, став образцом поздней эклектики.
Дом Кельха
Слайд 16Высокая шатровая кровля, объемные пилоны, лицевой фасад из розового и бежевого
песчаника придает зданию необычную и притягательную ауру. Дворовый фасад особняка удивляет сказочностью средневекового флигеля в стиле «пламенеющей готики», а внутреннее оформление дома просто ошеломляет сложностью, богатством и причудливой «фантазийностью» декора.
Лицевой фасад решен в духе французского ренессанса, тогда как внутренние дворовые фасады выдержаны в формах готики.
Лицевой фасад на уровне цокольного этажа облицован розоватым песчаником, а верхние этажи - светло-желтым. Из песчаника выполнены резные детали. Кровля оформлена в виде высокого шатра.
Со стороны улицы особняк двухэтажный, со стороны двора - трехэтажный.
Слайд 17Особняк статского советника и предпринимателя Александра Кельха считается достоянием русской культуры,
одной из архитектурных жемчужин Петербурга и прекрасным образцом поздней эклектики. Здание представляет собой уникальную композицию, сочетающую стили готического замка, рококо, французского ренессанса, барокко
Особой красотой отличаются Белый зал в стиле рококо с огромными зеркалами между окнами, драгоценным паркетом из разных пород дерева и дивным камином, бильярдная в стиле французского ренессанса
Слайд 18Потрясающая готическая столовая с огромным камином, украшенным фигурами рыцаря и геральдическими
щитами. Здесь, под арочным потолком темного дерева, среди удлиненных оконных проемов с мелким переплетом и многоцветными витражами, царит атмосфера изысканного таинственного средневековья.
Слайд 19Доходный дом Ю. Б. Бака
стиль модерн с элементами рококо
Адрес: ул.
Кирочная, дом 24. Архитектор Б. Гиршович 1905 г
Слайд 20В Петербурге можно найти дом с двумя галереями, парящими в воздухе
на уровне второго и четвертого этажей. Коридоры галерей соединяют наружную и внутреннюю части необычного здания. При этом самое интересное, что попасть во вторую часть можно только лишь воспользовавшись галереей. Знакомьтесь, перед вами – доходный дом Бака
Слайд 21Доходный дом Юлиана Бака был построен в 1905 году по проекту
архитектора Бориса Гиршовича на месте дома К. Ф. и Э. К. Гаугеров. Дом был исполнен в стиле модерн с элементами рококо и сохранился в изначальном убранстве до наших дней. В парадных дома сохранились мраморные лестницы и подоконники, изящный лепной декор. Старинные витражи с рисунками в стиле рококо выполнены фирмой «М. Франк и К°».
Слайд 22В сообществе, посвященном дому Бака, пишут: «Наш дом – это не
только памятник архитектуры. Он схож с человеком, который прожил целый век и знал расцветы и радости, надежды и печали. Это Дом, который хочет жить. Это Дом с человеческой историей. Галерея историй». В сообществе, посвященном дому Бака, пишут: «Наш дом – это не только памятник архитектуры. Он схож с человеком, который прожил целый век и знал расцветы и радости, надежды и печали. Это Дом, который хочет жить. Это Дом с человеческой историей. Галерея историй».
Слайд 23Доходный дом Г. Г. Елисеева
Адрес: ул. Ломоносова, дом 14
Архитектор: Г.В. Барановский
1892 год
Все пять этажей украшены затейливыми наличниками и пышной лепниной. Архитектор Г. В. Барановский создал свой первый проект для семьи Елисеевых в стиле эклектика, подчеркнув тем самым богатство и значимость знаменитого купеческого рода.
Слайд 24Отделка дома – облицовочный мелкий кирпич, что не характерно для того
времени. Отказавшись от штукатурки архитектор удлинил жизнь фасаду. Внутрь двора ведет даже не арка, а изогнутый тоннель. Такое решение, во-первых, было связано с формой участка, а во-вторых, решало проблему шума, идущего от набережной Фонтанки
Слайд 25В дом вел богато украшенный парадный вход. Шатровая конструкция потолков и обильная
лепнина делали подъезд невероятно нарядным. В перила прекрасной чугунной работы вплетены цветочные мотивы. Над потолком красуется и сейчас Елисеевский вензель. Все говорило о статусе квартиросъемщиков и их богатстве.
Слайд 26Архитектурный стиль: эклектика (неоклассицизм с элементами модерна)
Роберт Георгиевич, отставной полковник, владелец
Киновеевского ультрамаринового завода. Возможно, он высказывал какие-то «итальянские» пожелания для облика своего доходного дома — знание культуры Италии считалось хорошим тоном в среде просвещенных городских жителей.
Доходный дом Р.Г. Веге
Наб. Крюкова канала, дом 14
Архитектор С.О.Овсянников
Постройка: 1912-1914
Слайд 27Доходный дом Р.Г. Веге был построен на угловом участке Екатерингофского проспекта и
Крюкова канала в 1912–1914 годах. Могущественный дом из темно-серого гранита на берегу Крюкова канала не может не привлекать к себе внимание. Проект разработал Сергей Осипович Овсянников (1880–1937) —недавний выпускник Академии художеств (1909), воспитанник мастерской Леонтия Бенуа.
Слайд 28Согласно строительному регламенту того времени, высота здания не могла превышать ширину
улицы. Овсянников, с учетом совокупной ширины набережных и канала, с другой стороны — проспекта и сквера у Никольского собора, предлагает здание максимальной высоты: шесть этажей с мансардой. Здание с двором-курдонером разительно отличается от домов, находящихся по соседству. Выполненный в стиле неоклассицизма, всем своим внешним видом он напоминает итальянские палаццо эпохи Возрождения.
Слайд 29Ритм фасада задают округлые эркеры. Эти вертикали акцентированы балконами на втором
этаже. Скругленный угол здания, «добавленный» к симметричным крыльям, выступает также в роли эркера. Один фасад перетекает в другой посредством похожего элемента.
Слайд 30Пышные сандрики с картушами, барельефы в простенках между окнами и, главное,
фриз на уровне второго этажа, стилизованный под фрески итальянского кватроченто. Он подчеркивает декоративность венецианских окон. Итальянские мотивы ощутимы и в частях здания, фланкирующих парадный двор. Серая цементная штукатурка, использованная в оформлении дома Веге, имитирует каменную облицовку.
Слайд 31Щедрый декор преображает традиционные элементы дома Веге. Так, пилястры, украшенные стилизованным
орнаментом, имеют нормативную базу, но капители заменены фестонами, изогнутые бараньи рога трактуются как волюты. Огромные атланты, поддерживающие перекрытие парадного двора, отсылают к атлантам Нового Эрмитажа.
Дом - не просто дом-памятник, но и единственный в Петербурге образец французской эклектики. Его фасад украшают рельефные панно с сюжетами французского средневековья, растительный орнамент, горельефные женские головки.
Слайд 32Масштаб, композицию и декор здания определила его функция — доходный дом.
Среди выдающихся личностей здесь проживали: ученый в области генетики Лобашёв, композиторы Прокофьев и Стравинский, художник Грабарь. Окна доходного дома выходили на две противоположные стороны — на улицу и во двор, а внутри дома получалась двойная анфилада комнат. Вдоль уличного фасада располагались парадные помещения для приема гостей, с обратной стороны — жилые. Исторически планировка предполагала, что парадные комнаты выходят на улицу.
Слайд 33Жилой кооперативный дом 3-го Петроградского товарищества собственников квартир Архитекторы: И.И. Яковлев,
А.И. Зазерский
Адрес: Каменноостровский пр., дом 73-75
В 1914 дом был построен. Было запроектировано 70 квартир (анфиладного типа, по 3-9 жилых комнат)здание с двором – курдонером. Цоколь отделан порфировидным гранитом. Фасады на верхнем этаже оформлены скульптурами кариатид.
Слайд 34Дом эмира Бухарского
Адрес: Каменноостровский 44
Архитектор:
С.С. Кричинский 1914 г
Дом по своему
стилю отлично согласован с временем и местом — неоклассической реакцией 1910-х годов и Петроградской стороной, бурно застраивавшейся как раз в этот период.
Дом эмира Бухарского — заметное здание недалеко от реки Карповки с лицевым корпусом и двумя дворовыми — появился в начале XX века, когда активно застраивалась Петроградская сторона
Слайд 35 Заказчиком был Сейид Алим-хан — последний эмир Бухарского эмирата (на
его же деньги возвели Санкт-Петербургскую соборную мечеть). Проект здания разработал архитектор Степан Кричинский — в отличие от эмира, он успел пожить в этом доме. он последним эмиром Бухары. Почему последним? Да потому что на год его 47-летия пришлась Октябрьская революция. Бухарский эмират, включавший территории Узбекистана, Таджикистана и части Туркмении находившийся под протекторатом Российской империи, был упразднен. Сам эмир вынужден был бежать в Афганистан, где и умер в 1944 году
Слайд 36Фасад, который рисует архитектор, выдает его внутреннее состояние, существование его в
данный момент времени, в истории, и получается жестко симметричный дом, у дома большой центральный ризалит, очень мощный, в центре, на оси, стоят три красивые арки на бельэтаже. Это будит воспоминания о Флоренции. За ними глубокая лоджия. На втором этаже справа и слева стоят еще коринфские колонны большого ордера. Возникает ощущение, как рисует Палладио.
Слайд 37Архитектор разместил на небольшом прямоугольном участке фасадный корпус и два дворовых
корпуса, связанных флигелями. Высокие арки первого яруса опираются на круглые рустованные опоры, арки второго яруса зиждятся на коринфских колоннах. Круглые рустованные столбы с шарами также украшают лицевой фасад, облицованный натуральным камнем — из крупных глыб желтовато-белого шишимского мрамора, добытым под Златоустом на Урале.
Слайд 38Замечательный режиссер Виноградов в 1994 году создал фильм «Коммуналка». в начале 2000-х
уже у Ильи Утехина вышла книга «Очерки коммунального быта»: там много интересного — например, замечательные фотографии.
Слайд 39
Доходный дом «Трех Бенуа», интересный нам как самый благоустроенный в Петербурге,
был построен по заказу Первого Российского страхового общества, эта была самая старая и одна из богатейших страховых фирм России, созданная еще в 1827 году.
Проектирование и строительство было поручено лучшим архитекторам Юлию Юльевичу Бенуа и Леонтию Николаевичу Бенуа, при участии Альберта Николаевича Бенуа.
Слайд 40Дом Бенуа примечателен, прежде всего, дворами с колонами, образующими своеобразное открытое
дворовое пространство. Всего дворов между корпусами зданий порядка 10. Дом возведен в 1911-1912 годах.
Курдонер — открытый в сторону улицы двор. Домовладельцы, естественно, хотели получать максимальную прибыль, а именно курдонер давал возможность увеличить длину «парадного» фасада в два или в два с половиной раза и, соответственно, умножить количество дорогих квартир.
Слайд 41На возведение огромного комплекса ушло всего три года,
с 1912 по
1914 год.
Корпуса дома выходят на три улицы Каменноостровский пр., 26–28, Большая Пушкарская ул., 37, Кронверкская ул., 29. Это был единый жилой комплекс на 250 квартир.
Слайд 42Фасады облицованы «горшечным камнем», который отталкивает влагу и долго не загрязняется,
что чрезвычайно важно при петербургском климате. Его еще называют «мыльным камнем», из-за скользко-жирной фактуры. Боковые фасады украшены чередующимися парами грифонов и растительными гирляндами. На эркере — рельефные рыбы, шесть видов маскаронов над окнами.
Слайд 43Фасад дома со стороны Кронверской улицы, Дом 29
Слайд 44Мягкая пластика фасадов, облицованных светло-серым горшечным камнем, специально поставлявшимся для постройки
из Швеции, подчёркнута изящными декоративными деталями, невысокими колоннадами и скульптурой. Въезд в открытый парадный двор-курдонёр оформлен двурядной дорической колоннадой из красного гангутского гранита.
Курдонёр «почётный двор» — ограниченный главным корпусом и боковыми флигелями парадный двор перед зданием. По красной линии обычно отделяется от наружного пространства сквозной оградой с воротами.
Слайд 45Дом включал новинку для того времени - несколько десятков встроенных гаражей,
Слайд 46А эта прихожая упоминается в автобиографическом романе С.Довлатова "Куртка Фернана Леже"
Слайд 47Планировка здания необычна, она соединяет два новых приема: глубокий курдонер со
стороны улицы и треугольные дворы, открытые к переулку. Стилистика фасадов – эклектичное необарокко с эффектными колонными аркадами и пышным убранством. Круглая угловая башня-ротонда подсказаны предложениями французского архитектора Э. Энара (одного из создателей комплекса сооружений Всемирной выставки в Париже)
Доходный дом лесопромышленников Ф.Я. и Н.Я. Колобовых
Адрес: Пушкарский пер., 2
Архитектор: С. Гингер 1908-1910
Слайд 48С начала 20 века Колобовы начали строить доходные дома. Жилье и
окружающая инфраструктура — больницы, школы, церкви — предназначались для работников предприятий.
Планировка строения необычна, его корпуса представляют собой грани большого треугольника: со стороны улицы Ленина – ровный фасад, со стороны переулка – уступчатый. С обеих сторон от въезда во двор со стороны улицы Ленина сооружены два эркера, которые держат на своих плечах атланты.
Слайд 49Колобовский дом – малоизвестная, но невероятно красивая архитектурная достопримечательность Санкт-Петербурга. Как
отмечали современники, столь великолепное здание непременно должно было стоять на виду, в центре города, однако, увы, оно затерялось в глухом переулке, так что не каждый горожанин знал о его существовании. Затейливая планировка, необычный треугольный двор со стороны переулка и претенциозный курдонер со стороны улицы Ленина, эркеры, поддерживаемые фигурами атлантов, кариатиды на лоджии – все это не может не вызывать восхищение фантазией заказчиков и архитектора
Слайд 50Планировка здания необычна - соединение глубокого курдонера со стороны улицы и
треугольных дворов, открытых в переулок. Крупные объемы здания пластично соединены в интересную композицию. Архитектор Сергей Гингер, черпал вдохновение в эскизах французской архитектуры Энара. Строение, занимающее целый квартал, не выглядит слишком массивным и скучным, благодаря эркерам, внутреннему дворику с красивым фонарем, колоннам и решеткам.
Слайд 51Для строительства здания был выделен большой участок, что позвонило зодчему использовать необычный
планировочный прием. Если смотреть со стороны Пушкарского переулка, то корпуса здания образуют ступенчатый бульвар, называемый улица-пила
Слайд 52Доходный дом Н. Я. и Ф. Я. Колобовых
Адрес: Большой пр. ПС,
16-18
Здание было построено в 1913-1915 годах по проекту архитектора П. М. Мульханова при участии Д. А. Крыжановского.
Слайд 53Центральная часть главного фасада имеет внизу три портала, а выше —
балкон, который на уровне двух верхних этажей перерастает в портик из шести полуколонн и пилястр ионического ордера. Портик завершается треугольным фронтоном с полукруглым окном.
Главный балкон — известный как «самый большой балкон на Большом проспекте» — поддерживают атланты, придающие зданию парадный, монументальный облик.
Слайд 54 Эклектика «многостильна», постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в
зависимости
от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома)
от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная «краснокирпичная» архитектура).
В этом принципиальное отличие эклектики от ампира, диктовавшего единый стиль для построек любого типа. «Пусть совокупится более различных вкусов. Пусть в одной и той же улице возвышается и мрачно готическое, и обременённое роскошью украшений восточное, и колоссальное, египетское, и проникнутое стройным размером греческое… Пусть как можно реже дома сливаются в одну ровную, однообразную стену…» Н. В. Гоголь,
Слайд 55https://www.the-village.ru/village/city/where/295176-emir-house
https://kudago.com/spb/place/bashnya-rapuncel/
https://mos-holidays.ru/spb/dostoprimechatelnosti/osobnyak-kelxa/
https://personaltours.ru/peterburg-epohi-modern
https://annawwts.com/sev-modern/https://annawwts.com/sev-modern/
https://arch-heritage.livejournal.com/1102515.html
http://www.facade-project.ru/spravochniki/razdel_statej/fasadnyj_dekor_v_stilyah_arhitektury/arhitektura_peterburgskogo_moderna/
https://fb.ru/article/317593/stil-severnyiy-modern-v-arhitekture-sankt-peterburgahttps://fb.ru/article/317593/stil-severnyiy-modern-v-arhitekture-sankt-peterburga
https://eclectica.ru/info/articles/eclecticism_part_i_a_continuation_of_the_publications_of_the_st_petersburg_architectural_styles_/
https://walkspb.ru/zd/marata63.htm
https://peterburg.guide/dohodnye-doma/dohodnyj-dom-n-ja-i-f-ja-kolobovyh-kolobovskij-dom/l
https://kulturologia.ru/blogs/120319/42487/
https://e-libra.ru/read/568918-peterburgskie-dohodnye-doma-ocherki-iz-istorii-byta.htmlhttps://e-libra.ru/read/568918-peterburgskie-dohodnye-doma-ocherki-iz-istorii-byta.html
Информационные источники